Авторский блог Александр Балтин 00:04 24 ноября 2024

Эпический карнавал Эмира Кустурицы

к 70-летию знаменитого режиссёра и музыканта

Послевкусие фильма, когда… будто сам участвовал, превозмогая обстоятельства или приноравливаясь к ним, — один из вернейших показателей взятой режиссёром высоты (не только им, конечно)…

После "Папы в командировке" остаётся именно такое — печальное и нежное к тому же, словно дворы и переулки Сараево входят в твою данность, играя серостью обыденности, невозможностью богатства…

Прелестный мальчишка, рассказывающий повесть своего детства; и первая, такая детская, любовь, завершающаяся закадровым пояснением — "Маша больше не вернулась" (а её увезли в машине "скорой помощи") — обжигает чрезмерной жестокостью яви…

Отец девочки спросит по-русски у матери мальчика потом, уже появившись с чёрной повязкой на руке: "В чём смысл жизни?"

Но всё естественно, как дивная мелодия, звучит постоянным фоном: отправленный за показавшуюся избыточной шутку в колонию папа, дети, уверенные, что он в командировке, шурин, служащий в тайной полиции и, в сущности, посадивший отца мальчишки, который ведёт такое грустное повествование…

Откуда ощущение чуда?

Трепет, охватывающий всю душу, жалость и сострадание ко всем, будто эти люди и впрямь существовали на свете?

Может, и существовали: нет в этой истории ничего, что не могло бы быть, — от измен мужа до лунатизма мальчишки…

Но теперь они уже навсегда: волей волшебства Кустурицы они печалятся и радуются, ругаются в семье, несколько напоминая подобными сценами "Амаркорд", хотя всё совершенно иначе, и живут, живут… пока не приходит смерть; а финальная улыбка милого мальчишки заливает сознание теплом и грустью…

Пока закипает бурлеск, фейерверк, бесконечный хоровод нелепиц "Чёрной кошки, белого кота"…

О, здесь столько красок, будто жар-птицу поймал и, ощипав, шутя, вытряхнул на экран всю эту невероятную пестроту аферизма и любви, смеха и карнавала, неистовства и безумия жизни.

Карнавального много в построениях Кустурицы — мы ведь никогда не умрём, да?

Мы устраиваем всё это, дрожа и ликуя, чтобы отогнать тебя, смерть…

Надо ж, долговязый бандит в национальном костюме поднимает пень и находит там крошечную женщину…

Миниатюра и гигант…

Полюса…

Богатый мафиозо, конечно, кинет мелкого афериста, а свадьба, разошедшаяся не на шутку (будто всерьёз решили опровергнуть необходимость трезвости) позволит невесте удрать от ненавистного жениха, и даже умерший дед оживёт — карнавал распускается в сто цветов.

Красный превалирует надо всем — цвет воспаления…

Жизнь воспалена?

Она покорена неистовством Кустурицы, запускавшего в мир столь разные фильмы…

…"Андеграунд" монументален: и война как общая трагедия, и вплетённые в неё трагедии частные собираются ожогом восприятия — нечего беречь зрительские души, не то окостенеют, ороговеют…

Даже в том, как Иван, жизни своей вопреки, пытается спасти животных из подвергнутого бомбардировке зоопарка, чувствуется такой накал витальной силы, такая стойкость, словно разлитая в воздухе, что понятной становится долговременность человеческого рода…

Не прерываются цепочки, сколько люди ни уничтожают друг друга…

Поэзия фантасмагории, фарса и трагедии сплавлена в единство, и своеобразный эклектизм не противоречит космической гармонии мира.

Фильм, как жизнь, — он поднимает слишком большие пласты оной, чтобы останавливаться.

"Жизнь как чудо" — не это ли кредо Кустурицы?

…Чудаковатый инженер, страдающая душевным недугом жена его, сын, попавший в плен, поскольку снова идёт война.

Мелькают опалённые ленты трагедии.

Где чудо?

А в наличии жизни, как это ни смешно, поскольку ни что было до, ни что будет после, человечество не выяснило за последние 2000 лет. 3000 лет…

Эстетика пестроты, переходящая в монументализм цельности.

Мир кинематографа Эмира Кустурицы необыкновенно пёстр, причём цвета, будто в новом, изобретённым режиссёром спектре, гармонируют друг с другом.

Розы огня расцветают.

Гиацинты лирики поднимаются в метафизические небеса.

И к ним же поднял Эмир Кустурица свой необыкновенный, волшебный, сияющий жизнью кинематограф.

1.0x