Сообщество «Геоэнергетика» 08:08 12 ноября 2020

На полную мощность

Белоруссия вошла в мировой клуб стран, имеющих собственную атомную энергетику

3 ноября 2020 года в 12:03 турбогенератор первого энергоблока Белорусской АЭС с реактором ВВЭР-1200 поколения III+ был впервые синхронизирован с сетью и выдал первые киловатт*часы электроэнергии в объединенную энергосистему Белоруссии. Первые «атомные» киловатт*часы – историческое событие для республики, которая теперь по праву вошла в престижный мировой клуб стран, имеющих собственную атомную энергетику.

Для Росатома и России этот энергоблок стал первым зарубежным реактором поколения III+, с этого момента факт экспорта самой высокотехнологичной продукции становится неоспоримым. С учётом того, что на Белорусской АЭС будут работать специалисты как России, так и Белоруссии, нужно зафиксировать еще один немаловажный момент – российский атомный проект снова становится союзным, укрепляется за счет возможности совместного использования компетенций и возможностей научных институтов, вузов, промышленных предприятий и строительных компаний союзной республики. В настоящее время в мировом атомном энергетическом проекте идет условное «соревнование» по числу введенных в строй реакторов поколения III+. Лидеров было двое – Россия и Китай, и до 3 ноября 2020 «счет» был равным – каждая из стран ввели в эксплуатацию по четыре таких реактора, теперь Росатом снова обошел своего конкурента. Однако «соревнование» именно условное – дело в том, что Росатом реализует собственные проекты реакторов ВВЭР-1200, а реакторы поколения III+ на территории Китая – это технологии американской компании Westinghouse и французской компании Orano. Но состязание продолжается: 21 октября на АЭС Fuqing был выведен на минимальный контролируемый уровень реактор Hualong-1, разработанный китайской атомной корпорацией CNNC. «Атомная энергетическая гонка» продолжается, так что дружеская поддержка со стороны Белоруссии подоспела вовремя.

С 3 ноября первый энергоблок Белорусской АЭС работает на 20% своей проектной мощности – этот момент является одной из составляющих этапа энергетического пуска. Напомним, что 7 августа в активную зону реактора была загружена первая тепловыделяющая сборка со свежим ядерным топливом – так начинался этап физического пуска. После полной загрузки топлива специалисты компании «АСЭ», генерального подрядчика АЭС, под контролем Госатомнадзора Республики Беларусь, проводили все необходимые физические эксперименты для того, чтобы убедиться в том, что все нейтронно-физические характеристики реактора совпадают с проектными. 11 октября реактор был выведен на минимальный контролируемый уровень – в реакторе началась управляемая цепная реакция деления. После этого последовал еще один цикл физических экспериментов – для проверки эффективности действия органов регулирования и системы аварийной защиты. Только после этого этапа, 23 октября, Госатомнадзор выдал заказчику, Республиканскому унитарному предприятию «Белорусская АЭС» и генеральному подрядчику, компании «АСЭ» лицензию на выполнение работ по этапу энергетического пуска. Эти работы предусматривают постепенный подъем мощности от 1% до 50% от номинальной. На 20% мощности энергоблок выдал первые киловатт*часы в ОЭС Белоруссии, подъем мощности до 50% и проведение динамических испытаний планируется в начале декабря 2020 года. Только после этого этапа проверок будет получена следующая лицензия Госатомнадзора – на проведение этапа опытно-промышленной эксплуатации, во время которого энергоблок будет выведен на 100% его проектной мощности. Ввод энергоблока № 1 Белорусской АЭС запланирован на первый квартал 2021 года.

Это описание того, как реально выглядят все предварительные этапы вывода атомного реактора на полную мощность, мы дали с совершенно определенной целью – чтобы по достоинству оценить вот это заявление президента Литвы Гинтаса Науседы, которое тот сделал 27 октября: «Белорусская АЭС представляет угрозу гражданам ЕС, а потому её безответственный запуск необходимо остановить». Алгоритм ввода в промышленную эксплуатацию любого атомного энергоблока разработан и утвержден МАГАТЭ, которая после всех необходимых проверок со своей стороны, дала разрешение на поэтапный ввод Белорусской АЭС в промышленную эксплуатацию. Все заявления со стороны официальных властей Литвы и ее политиков, направленные против Белорусской АЭС, нещадно эксплуатируют тезис о ее мифическом «несоответствии современному уровню безопасности», однако простое перечисление всех физических экспериментов, многократных проверок каждого узла энергоблока наглядно свидетельствует – весь этот информационный шум со стороны Вильнюса является ярким образцом fake news. Уровень некомпетентности литовских политиков удивляет, но они упорно повторяют одно и то же, пытаясь убедить собственный электорат в том, что проект Белорусской АЭС является сугубо геополитическим, направленным только и исключительно на причинение «вреда национальной безопасности Литвы». Если внимательно перебрать весь список обращений литовских руководителей разного уровня, от министра энергетики до президента республики, то легко обнаружить, что все они направлены в Еврокомиссию, в Евросовет, в Европарламент – куда угодно, только не в Евратом, который является единственным официальным органом ЕС, отвечающим за безопасность всех ядерных и радиоактивных объектов. Причина очевидна – эксперты Евратома по приглашению властей Белоруссии, неоднократно проверяли строящуюся АЭС, не обнаружив при этом никаких поводов для претензий. Все прочие органы ЕС, получая очередную безосновательную жалобу Литвы по поводу безопасности БелАЭС, тоже действуют по раз и навсегда утвержденному алгоритму: есть претензия к уровню безопасности ядерного объекта – отправляем в Евратом. Именно по этой причине никакой реакции на поток литовских кляуз никакой официальной реакции ЕС ни разу и не было – серьезные политики отдают себе отчет в том, что претензии имеют право предъявлять только профессионалы атомной отрасли. Спокоен Евратом – спокоен и ЕС, потому письма из Вильнюса аккуратно пакуются на самые дальние полки в кабинетах европейских чиновников.

Стоит отметить и то, что проверки БелАЭС специалистами Евратома обязательными не являются, поскольку Белоруссия в состав ЕС не входит. Именно Белоруссия больше всех заинтересована в том, чтобы уровень безопасности БелАЭС соответствовал самым жестким критериям – не стоит забывать о том, что территория республики сильно пострадал от последствий Чернобыльской катастрофы, потому к любым рискам, связанным с атомной энергетикой, здесь относятся крайне щепетильно. БелАЭС неоднократно проверяли эксперты МАГАТЭ, Евратома, ВАО (Всемирная Организация компаний-Операторов АЭС). Белоруссия множество раз предлагала Литве присоединяться к проверкам, экспертизам, стресс-тестам, представителей литовских СМИ постоянно приглашают на регулярно проводимые на БелАЭС «дни открытых дверей», однако еще ни разу никто из приглашаемых в Островце так и не побывал. «Нам очень страшно, но чего именно мы боимся, мы никому не скажем», - вот только так, на уровне воспитанников детского сада, можно описать поведение политиков Литвы. Руководствуясь вот этой, крайне замысловатой логикой, литовская компания-оператор предприятий по производству электроэнергии Ignitis gamyba, 4 ноября 2020 года официально заявила о расторжении контракта с компанией Inter RAO Lietuva, дочерней структурой Интер РАО, российского монополиста экспортных поставок электроэнергии. Днем ранее, 3 ноября, буквально через несколько минут после начала поставок «атомных» киловатт*часов в ОЭС Белоруссии, свое заявление сделала и Litgrid, компания-оператор литовской системы электропередач: «В соответствии с Законом Литовской Республики «О бойкоте Белорусской АЭС», в 12:38 по московскому времени Litgrid установила пропускную способность ноль мегаватт для коммерческого потока электроэнергии из Белоруссии». Какими могут быть последствия этих решений для самой Литвы, для Белоруссии, для России и для электрического кольца БРЭЛЛ – в следующих наших материалах.

1.0x