Авторский блог Константин Кант 00:40 15 февраля 2026

Тренировки дронобойцев

новые упражения и обзор тематической военной периодики

Семь градусов ниже нуля — не просто температура, а состояние мира: шагаешь по колено в снегу, но воздух кажется тёплым. Последние хлопья снега упали на полигон и больше снег не падал, словно сама природа решила: хватит.

Полигон, на котором мы тренировались, покрытый толстым, рыхлым покрывалом, лежал неподвижно. За полем, где земля уступала место лесу, были видны сосны, потяжелевшие от навалившегося на них снега.

На полигоне мы проводили очередную зимнюю тренировку, экспериментируя с калибром боеприпаса для гладкоствольного «Вепря-12», выставив макет БПЛА на дистанцию 35м.

Накануне, за три дня до тренировки, один из специалистов по безопасности крупного предприятия, которому выпала честь защищать вверенный ему объект, в том числе и от беспилотников, показал нам статью в «Солдате удачи» про оптимизацию тренировок стрельбы по дронам. Замечательная статья, из которой мы почерпнули много полезного для себя и перестроили упражнения, исходя из полученной информации.

Мы выбрали для полёта керамических мишеней более интересную траекторию, немного переместив катапульту. В статье также давался очень дельный совет по регламенту выполнения упражнений: летящую тарелку поражает один стрелок, в то время как остальные стрелки просто имитируют наведение на летящую мишень. В случае промаха или клина, второй номер из пары, тоже с «Вепрём», должен сбить керамического супостата. Остальные участники просто сопровождают цель, но не поражают её.

Вторую часть тренировки мы придумали сами, сымитировав более серьёзную активность: группа из двух пар двигалась от укрытия к укрытию, слева направо, обрабатывая гонги из броневой стали. Один из стрелков наблюдал ещё и за «воздухом». Когда появлялась тарелка, он должен был её сбить, не высовываясь за габариты укрытия. Сотрудники службы безопасности с радостью принимали участие в упражнении, хотя и ворчали, что разумнее было бы потратить время на тренировки в паре, в компании дронобоек двенадцатого калибра.

Для обороны объекта уже были закуплены «Вепри», которые были до известной степени безотказными машинами и позволяли создавать большую плотность огня за счёт своих магазинов. Поскольку смена магазина у тренированного человека занимала несколько секунд (благодаря затворной задержке), можно было рассчитывать на благоприятный исход события в случае угрозы поражения БПЛА - на расстояниях 15м-35м. Для обороны объектов от более серьёзных беспилотников использовали более тяжёлые системы, которые монитровались на открытых кузовах грузовых машин. Теперь главная задача состояла лишь в том, чтобы вовремя взять пеленг на БПЛА. Это было грамотное решение, - таким образом обеспечивалась мобильность.

Несколько лет назад, на некоторых предприятиях, которые могли подвергнуться риску быть атакованными беспилотниками, руководство приняло, на наш взгляд, ошибочное решение - вооружить обычных охранников помповыми дробовиками 12-го калибра. К сожалению, уровень подготовки охранников не выходил за рамки стрельбы из пистолета при сдаче на лицензию, поэтому после ряда нарушений правил безопасности, директорат принял правильное решение - провести обязательное обучение в тире, правда, по неподвижным мишеням.

Проблема в том, что человек, который не очень интересуется происходящим в мире беспилотных систем, слабо представляет себе, как выглядит угроза. Более того, время движется очень быстро, и технологии раз за разом модернизируются. Вчера атаковали одиночными БПЛА, сегодня организовывают групповые налёты, а завтра атакуют роем. Поэтому любой уважающий себя специалист должен обучаться постоянно и мониторить информационное поле на предмет появления новых систем.

Про роевую систему надо сказать отдельно. Системы беспилотных машин, объединённых в рой и управляемых с помощью промптов оператора, разрабатываются и внедряются российскими учёными. Обобщая лекцию специалиста по беспилотным системам А. Бойко, можно резюмировать понятие роя следующим образом:

Перспективность роя состоит в том, что беспилотники в стае, могут также использоваться и как ретрансляторы сигнала, что повышает их автономность на поле боя. Российские разработчики обучают каждую «птицу» самостоятельно искать цели, ретранслировать друг другу сигнал, и даже автоматически отлетать для подзарядки батарей, к специальным зарядным станциям. Такой рой может без устали патрулировать вверенную территорию и уничтожать противника по приказу пилота.

Самый ценный элемент беспилотных систем, - это оператор. Поэтому автономная атака дронами обозначенных целей экономит жизни внешних пилотов.

На сайте компании Defence Industry Europe 20 января 2026 года появилась статья Лукаса Пруса под названием «Компания Auterion продемонстрировала в США роевую стрельбу из беспилотников: один оператор одновременно поразил три цели».

Оператор управлял группой из четырёх FPV–дронов. Идентифицировав цель как враждебную, и сориентировав дроны на цель, оператор принял решение осуществить атаку. Дальше рой начал работать автономно. Преимущество действий такого рода состоит в том, что дроновод ФПВ–машин должен быть обучен и соответствующим образом подготовлен. При этом пилот дрона, на каком бы удалении он не находился, является приоритетной мишенью. Здесь мы видим ситуацию, когда один оператор координирует работу четырёх дронов. Отдав приказ дронам действовать самостоятельно, то есть воткнуться в БТТ противника, оператор может сменить место дислокации, не подвергая себя излишнему риску. Понятно, что такая комбинация требует совместных усилий различных подразделений.

В статье про «Эутерион», Прус пишет:

Модель «один пилот, один дрон» устарела», — сказал Лоренц Майер. - Как мы показали во Флориде, теперь программное обеспечение определяет, кто будет вносить массированный вклад в бой. Один солдат. Три цели. Один скоординированный удар».

Компания Auterion заявила, что её программное обеспечение позволяет оператору назначать цели и санкционировать поражающее действие, в то время как автономные системы отвечают за навигацию, управление строем и наведение. Использование боеголовок EFP, предназначенных для поражения тяжелой бронетехники, подчеркивает то, что компания назвала сдвигом в эффективности пехотных операций.

«Автономная массовая атака, - это не просто увеличение количества беспилотников. Речь идёт о разрушении цепочки поражения до тех пор, пока принятие решения о нанесении удара не произойдёт быстрее, чем противник сможет отреагировать. Мы продемонстрировали, что можем дать военнослужащим преимущество».

Принято добродушно посмеиваться, когда мы видим короткие ролики НОАК, где солдат уклоняется от летящего на него беспилотника или отбивается от него приёмами кунг–фу. Однако не стоит недооценивать Китай и китайскую доктрину всеохватывающего применения беспилотных систем. В ролике ТВО НОАК мы можем наблюдать, как БПЛА работают доставщиками и полезных грузов для своих и смертоносных грузов для условного противника, как НРТК с установленным на них вооружением подавляет, цели (пока ещё учебные), в то время как робособаки с интегрированными огнетушителями устремляются к эпицентру возгорания для тушения возгорания.

Из коротких роликов, где военнослужащий НОАК учится уклоняться от дронов, мы взяли для себя очень неплохую конфигурацию упражнения, (которое можно проводить, правда, не на всех полигонах): в «П» - образной рамке, высотой 2.5м, на тросике подвешен макет дрона, размером с «мавик». Макет свободно раскачивается на тросике. Вместо макета можно использовать керамические тарелки или маленький гонг, или крестовину из реек или картона, на что хватит смекалки. В 15м от «П» - образной стойки находится специалист со своим карабином, спиной к мишени.

По команде инструктора, стрелок разворачивается на 180 градусов и пытается поразить мишень. Для того чтобы придать эволюциям дрона более серьёзную амплитуду, требуется более серьёзное оборудование. Мы использовали стандартные мишенные стойки, к которым прикручивали шуруповёртом «П», или «Г» - образные выносы. Для исключения опрокидывания стоек, на их «ноги» можно навалить покрышек.

К поперечным планкам стоек крепили тросик с макетом, на высоте вытянутой руки. Помощник инструктора раскачивал объект при помощи бруска, после чего бегом возвращался в безопасную зону. Инструктор давал команду стрелку, и охота начиналась. Если стрелок не мог поразить цель с первых выстрелов, то ему приходилось менять укрытие, и поражать БПЛА оттуда. Чем не кунг–фу?!

Нет пределов совершенству, поэтому научиться сбивать низколетящие дроны из своего карабина вполне возможно. Если по дрону стреляют несколько человек, то шанс поразить его повышается в разы. За жизнь стоит побороться, поэтому автору кажется, что замирать и ничего не делать, или ложиться на землю в ожидании прилёта - не очень хорошая идея.

Мониторинг периодики Института Современной Войны при академии Вест–Пойнт даёт нам богатую пищу для размышлений.

Офицеры – зенитчики Иэн Херринг и Гевин Берк написали статью «Небольшим подразделениям необходима защита от дронов», о том, что борьба с БПЛА гораздо эффективнее, если противодронные системы разместить на лёгких машинах, типа боевых багги, либо на роботизированных комплексах.

«Представьте, что вы командир пехотного взвода, движущийся со своими солдатами в тактическом строю к цели. Внезапно на вашу позицию обрушивается шквал огня. У вас есть план действий в ответ на обстрел, и вы отдаете приказ своему строю выполнить этот план. Ваши солдаты хорошо обучены и умело руководятся своими опытными командирами отделений, и они немедленно и быстро начинают движение из зоны обстрела. Но по мере продвижения вы понимаете, что огонь идет рядом с вами — ваши солдаты не могут от него укрыться. Чего вы не осознаете, так это того, что за вашим движением наблюдает небольшой беспилотный летательный аппарат (БПЛА), позволяющий огню следовать за вами и вашими солдатами через лес.

Теперь представьте тот же сценарий, но на этот раз у вас есть мобильная система противодействия беспилотным летательным аппаратам (БПЛА), способная отслеживать и сбивать БПЛА на ходу. Ваш взвод снова находится под обстрелом с применением непрямой артиллерии. И снова у вашего взвода есть план, и он выполняется по вашему приказу. Ваша легкая, маневренная машина противодействия БПЛА может двигаться вместе с вами, обнаруживать БПЛА, наблюдающие за движением вашего взвода, и нейтрализовать их. В течение нескольких секунд обстрел прекращается. Ваш взвод может безопасно перегруппироваться и продолжить выполнение задания».

Прогресс не стоит на месте, и с каждым днём технологические решения становятся всё более и более изощрёнными, поэтому задача любого инструктора и любого командира, не ходить по проторенным путям «от сих до сих», а наоборот: стараться отслеживать любую доступную информацию, и нащупывать правильные решения эмпирическим путём.

1.0x