Отец Герман последние месяцы сильно страдал. В апреле ковидное поветрие сразило всех насельников Троице-Сергиевой лавры. Большинство из них, с Божией помощью, выздоровело, выписалось из больницы в Химках и водворилось в монастырь. Однако двенадцать свежих могил на братском кладбище в селе Деулино указывают на масштаб невосполнимых потерь. Отец Герман не избежал этой участи. 8 августа он преставился на 79-м году жизни.
Ещё месяц назад, будучи в Сергиевом Посаде, я направился к церкви Воскресения Христова узнать подробности о здоровье батюшки. Уже тогда его состояние было очень тяжёлым. Но оставалась надежда. Я спросил: "Ему лучше или хуже?". Служитель храма ответил скорбно: "Мы надеемся на лучшее".
Помню, как много лет назад по осени я посетил лаврскую надвратную церковь. Там отец Герман проводил отчитку. За окном была темень. И храм был тёмен и тесен от обилия людей. Под низкими гулкими сводами витали рыдания и вопли одержимых. Это была потрясающая картина, отпечатанная в моей памяти. Мистический обряд изгнания бесов среди непроглядной русской ночи.
Ещё я запомнил тогда мрачных телохранителей отца Германа. Когда отчитка бесноватых завершилась, эти люди пролагали для священника дорогу во взволнованной густой толпе. К батюшке рвались женщины, кидались в ноги за благословением. Странная свита священника жёстко откидывала потерявших ум прихожан. Были эти стражники — кромешные, страшные, суровые. Возможно, бывшие душегубцы: уголовники, прошедшие чин отчитки. Они, словно скованные бесы, готовы были истово служить силам света.
Помню и другую картину. Мы сидим на пронизанной вечерним светом застеклённой террасе Воскресенского подворья. И драгоценный наш батюшка, народный провидец отец Герман рассказывает о своих великих откровениях, таинственных и страшных видениях. Тогда он поведал о явлении ему самой Пречистой Матери и сокровенном разговоре с Нею.
А также — об ужасной картине, явленной ему как-то в ночи: великие множества людей — миллионы, миллиарды! — медленно поднимаются по широкой дороге к дымному жерлу огромного вулкана, а затем сверзаются в раскалённый кратер. И есть среди них те, кто бежит быстрее, обгоняя всех. И есть, кто пытается притормозить, уйти в сторону. Но это не влияет на общее грандиозное движение человечества в сторону погибели.
Ещё был рассказ про беса, которого видел отец Герман в святых стенах обители. Нечистый дух явился глубокой ночью под видом бесполого иностранного туриста. Этот появившийся в неурочный час "турист", принялся подпрыгивать, как мячик, высоко взмывая над главной площадью монастыря. В какой-то момент вражина в очередной раз подпрыгнул — и сгинул во тьме.
Может быть, в тот янтарный вечер или уже после — получил я благословение от отца Германа на своё служение, на вещание телеканала "День"…
Теперь, скорбя и рыдая, я не устаю повторять: "Честной отец, батюшка Герман, моли Бога о нас!"