Сообщество «Форум» 00:00 26 февраля 2015

Егор Серов: "Радио - это утопия"

Когда один человек говорит так, что вызывает адекватные переживания или сопереживания у огромного количества людей с разным уровнем образования, с разным воспитанием и культурой. Это же неимоверно сложная задача. Научно говоря, эмпатия, сопереживание — это цель, которую надо достичь только звуком, без картинки. А это — гораздо сложнее. Телевидение по сравнению с этим — простая история. На телевидении есть картинка, за эту картинку можно спрятаться, и с помощью этой картинки можно обмануть. На радио обмануть нельзя. Мы так сделаны — через слух нас обмануть невозможно.

Яркий русский человек Егор Серов сочетает в себе несочетаемое — он блистательный чтец художественных текстов, обладающий недюжинными организаторскими способностями. Это сочетание сделало его автором, создателем, демиургом нескольких крупных и оригинальных радиопроектов.

Как "сиять заставить заново" в новых условиях красоту литературного текста? В чём специфика радио как медийной отрасли? Об этом и многом другом рассказывает Егор Серов.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Егор, кто вы по профессии?

Егор СЕРОВ. Инженер-системотехник. А потом — кандидат технических наук, занимался гидрогазодинамикой, лазерными методами исследования турбулентных течений. В наши сложные годы работал в руководстве нескольких предприятий. В 39 лет бросил всё ради радио. Это очень непростая была история. Но, слава богу, меня жена поддержала. Почему радио? Потому что я понял, что радио требует соединения очень разных направлений, умений. Однажды мне стало очень интересно, как это всё работает? Стал всему учиться. Через какое-то время овладел всеми специальностями на радио. Вообще, работа на радио максимально требует моих умений и навыков. А это — неимовернейший кайф!

Андрей ФЕФЕЛОВ. Но телевидение — тоже синтетическое искусство. Чем радио отличается от телевидения фундаментально?

Егор СЕРОВ. Радио — это утопия. Когда один человек говорит так, что вызывает адекватные переживания или сопереживания у огромного количества людей с разным уровнем образования, с разным воспитанием и культурой. Это же неимоверно сложная задача. Научно говоря, эмпатия, сопереживание — это цель, которую надо достичь только звуком, без картинки. А это — гораздо сложнее.

Телевидение по сравнению с этим — простая история. На телевидении есть картинка, за эту картинку можно спрятаться, и с помощью этой картинки можно обмануть. На радио обмануть нельзя. Мы так сделаны — через слух нас обмануть невозможно.

Андрей ФЕФЕЛОВ. В какой-то момент вы включились в эту мистерию радио и завертелись ваши проекты. Я знаю, что вы создали "Детское радио", "Звезду"…

Егор СЕРОВ. Я принимал участие в создании радиостанций "Спорт FM", "Культура". Я работал программным директором на "Культуре". После этого было "Сити FM", московское информационное радио. Там я был директором эфира. Потом "Детское радио". Ничего не забыл? Да, и потом "Звезда".

Андрей ФЕФЕЛОВ. Плюс ещё сегодняшний проект.

Егор СЕРОВ. "Радио Книга", да.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Каждый из этих проектов имел свою специфику, свой профиль?

Егор СЕРОВ. Конечно. У них есть объединяющая история. Они, так или иначе, все разговорные или стремятся быть разговорными. Музыкальное радио сделать можно, но мне это менее интересно. Мне не интересен фоновый режим. Музыкальную станцию мы слушаем фоном, а разговорную радиостанцию мы должны включить, сосредоточиться и слушать. Потом я довольно скептически отношусь к современной музыке.

Один мой знакомый говорит: чтобы понять, на какой радиостанции ты находишься, нужно услышать позывные, а пока ты позывные не услышал, ты не понимаешь, где ты, потому что всё одно и то же, одинаково. Ла-ла-ла здесь, ла-ла-ла там. Три аккорда справа, три аккорда слева. Это же ужасно. В Москве 55 с половиной радиостанций. Понятно, что "Шансон", наверное, легче определить. А всё остальное?

Да и потом мне нравится настоящая ответственность. Как говорили раньше на телевидении, ещё во времена Лапина: слово не воробей, поймают — вылетишь. Для меня это очень важно.

У меня вообще гастрономическое отношение к слову. Я его по-другому слышу. Слова для меня — важные живые составляющие нашей жизни. Нужно стремиться к тому, чтобы сохранить русский язык не только в написанном виде, но и в орфоэпии. Ведь если послушать, как сейчас люди говорят?.. Аудировать мы разучились. Москва — это же жуткий город. Знаете, сколько москвичей живут в Москве? (Москвич — это когда бабушка родилась в Москве). 2% всего! О каких языковых традициях города при этом можно говорить? Но работать надо. Надо сохранять традиции. Надо, чтобы дети имели возможность учиться на правильном материале. Ну, и много других задач, конечно.

Андрей ФЕФЕЛОВ. В советское время были стандарты, была дикторская школа.

Егор СЕРОВ. У нас школы разрушены вообще, в принципе. Сейчас удивительное время, которое называют тотальной депрофессионализацией. Куда ни посмотри! Плиточник не умеет класть плитку, сантехник — буксу не может правильно поменять, и так далее. Найти сегодня хорошего ведущего — очень сложная задача.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Проект "Звезда", мне кажется, был самый звонкий, как-то проник больше всего в сознание.

Егор СЕРОВ. Нет, тут аудиторно просто вы совпали, "Детское радио" было не менее звонким. Но не то "Детское радио", которое вещает сегодня. Сегодня "Детское радио" я запрещаю слушать внукам, потому что оно не соответствует тем ценностям, которые я туда вкладывал при создании.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А что это была за концепция?

Егор СЕРОВ. Это в двух словах очень трудно объяснить… Ничего необычного в принципе. Самое сложное — это реализовать очень простые вещи. Во-первых, необходимо было концептуально понять, что дети — это не недоразвитые взрослые, а просто другие люди, особенные. И, во-вторых, надо было осознать, что они подвержены ещё так называемой периодизации возрастов. Ребёнок до 4 лет — это один человек, с 4 до 7 — другой. То есть необходимо было понимание того, что существуют переходные периоды взросления, которые определяют собой разные психологические особенности восприятия, разные периоды понимания жизни.

Хотелось сделать радиостанцию для детей — это очень важно — для этих людей. Потому что, на мой взгляд, почти всегда — всё, что делали до этого, да и сейчас тоже — это одни взрослые делали что-то на детскую тему для других взрослых. Нам же — надо было делать радио, точно определив слушателей, и точно определив пограничные зоны влияния. То есть учесть психологию. А дальше следовало самое невозможное и самое простое: как научить их любить, как быть добрым, как научить думать… У меня была серия программ "Сейчас разовьюсь", которая рассказывала детям много-много всего простого и интересного, развивала любознательность. Помню, родители писали мне благодарные письма за эти программы.

Хотелось делать что-то настоящее и честное, а это всегда тяжело в наших условиях. Чем бы ты ни занимался. Хоть радио, хоть печки класть.

Вообще, начав заниматься детской темой, я себя чувствовал совершенным тупицей. Четыре месяца я просто учился "без отрыва от производства". Изучал науки, связанные с детством. Спасибо друзьям и знакомым: рассказывали, реферировали книги и журналы. И как только я понял, как продукт будет потребляться, столкнулся с новой проблемой. Я понял, что подобрать команду — это будет неимоверно тяжело для этого проекта. Найти какой-то заёмный контент, покупать его, оценивать, тоже было, в общем-то… В результате мы сделали радиостанцию за четыре месяца.

Со "Звездой" было, конечно, про­ще — это была взрослая аудитория, было понятно, что делать, как завлечь. Для основного контента нужно было найти правильный баланс, правильный язык. Именно поэтому мне хотелось отдалиться от сегодняшней жизни, чтобы было какое-то культурологическое расстояние. Конечно, нужна была и небольшая доля желтизны. Для этого мною была придумана программа "Тайное и неизведанное" — о всяких чудесах, об НЛО и т.д. Или программа "Теперь буду знать" — о всяких необычных фактах, о том, что мы знаем неточно, неверно. Там, например, рассказывают о том, что морковка помогает зрению совсем не так хорошо, и о том, что в шпинате нет повышенного содержания железа, и морячок Папай придуман был отчасти только в рекламных целях, и так далее. Это же любопытно? Любопытно.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Такие крючки, зацепочки. В результате получилось что-то такое достаточно респектабельное.

Егор СЕРОВ. Да. За этими крючками следует, например, программа "Исторические заметки", "Моя Россия", познавательные программы. Потом — наша, с трудом найденная, озвучка великолепной литературы. Причём, опять же, с учётом специфики восприятия на радио. Я на радио "Книга" уже реализовал это полностью, а "Книга" уже вещается второй год. Там вообще нет ни одного фрагмента длиннее 15 минут. Вообще. И никаких чтений с продолжением — это утопия.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Многосерийное радио — утопия?

Егор СЕРОВ. Это несерьёзно. При этом есть, я знаю, радиостанции, где сериалами что-то читают. Это продукт смогут потреблять только те, кто сидит дома. И может ежедневно в определенное время включать приемник. Но это нормально. У нас есть и комбайны, которые не косят или плохо это делают, и автомобили, которые плохо заводятся в мороз. Время — трудное. Многие экономят на профессионализме. Но мы работаем. Например, в нашей отраслевой академии — Российской академии радио.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Со стороны взятые аудиокниги — это были договорённости с производителями? Ведь существует проблема авторских прав.

Егор СЕРОВ. Да, авторских и смежных. Сейчас, слава богу, это уже не проблема. Какое-то время назад это было проблемой. Например, когда я делал "Детское радио", я заключил не один десяток договоров с крупными производителями и у них что-то выборочно брал в эфир. После отбора, естественно. Я же не могу с каждым автором заключить договор — это невозможно. Поэтому, слава богу, существуют организации, коллективно управляющие правами. Авторскими правами — РАО (Российское авторское общество) и ВОИС — общество, коллективно управляющее смежными правами. В данном отношении это облегчило жизнь неимоверно. Раз в квартал создаются отчёты о том, что было в эфире, с идентифицированными полностью фонограммами. И уже это забота РАО или ВОИС — распределять в соответствии с объёмами взносы, которые каждая радиостанция выплачивает. Но это касается только так называемых малых авторских прав. Всё, что длиннее 15 минут — большие объёмы текста, требуют отдельного договора с автором. Но для меня это благо. Если бы мне не пришлось договариваться с автором, я бы, например, никогда не познакомился бы с Юрием Васильевичем Бондаревым. Совершенно удивительным, великолепным, умным, редким человеком. Мне никогда не удалось бы увидеть, как он на второй этаж к себе в кабинет почти …

Андрей ФЕФЕЛОВ. …взлетает.

Егор СЕРОВ. Да! Быстрее меня! А ему десятый десяток! Он звонит и говорит, чтобы я приезжал, потому что есть срочная необходимость обсуждения одного очень важного вопроса.

— Какого? — спрашиваю я.

— Да вот, надо поговорить, в чём смысл жизни.

Это же хулиганство. И это замечательно. А потом, зная автора или людей, близких ему, ты уже совсем по-другому относишься к написанному. Лучше понимаешь, как надо озвучивать. Если это возможно — это же классно.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А этот потрясающий пикулевский цикл? Я совершенно по-другому осмыслил Пикуля. Я знаю, что вы очень много адаптировали у него. Это же искусство, как вообще текст читаемый перевести в радио-формат?

Егор СЕРОВ. Сначала это довольно большая работа с текстом. Например, нельзя озвучить "и он встретился с А.А. Ивановым". Надо расшифровать, как Иванова звали. Зачастую разрушительна для аудирования косвенная речь. Нужно понимать необходимость и уместность актёрской игры…

Андрей ФЕФЕЛОВ. Такт.

Егор СЕРОВ. Стоит ли в этом тексте это делать, или это надо делать плавнее, или, наоборот, это нужно делать как-то гротесково? Чтение вслух — это всегда прочтение. Ритм ты выбираешь сам. Когда нужно читать медленнее, когда быстрее, когда этот темп надорвать. И это не только потому, что "бодры" надо говорить бодрее, "веселы" веселее. Кстати, это тоже не всегда так. Если это соответствует основной задаче того, что ты озвучиваешь, тогда да. Это ужасно интересная работа.

Андрей ФЕФЕЛОВ. "Радио Книга" — это абсолютно ваша вотчина, то есть только ваш голос звучит?

Егор СЕРОВ. Нет. На "Радио Книга" звучат "малоизвестные" голоса вроде Василия Ивановича Качалова, Ольги Книппер-Чеховой, Ивана Москвина, Бориса Бабочкина.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Но это фонды какие-то? Они лежат, никому ненужные, не задействованные, вы их вытаскиваете?

Егор СЕРОВ. У нас очень часто никому ничего не нужно. Это Россия.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Но доступ к этим фондам есть?

Егор СЕРОВ. Он сложный, этот доступ. Часто он маразматичен. Иногда для того, чтобы даже каталог почитать, я должен деньги заплатить. Много несуразностей, глупостей. Нет хозяина. Исторически так почему-то получилось, что нам на нашу историю довольно-таки наплевать. Мы по какой-то страшной причине не хотим её ни беречь, ни сохранять.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Историческое сознание было стёрто. Оно было перетёрто. Перестройкой, кстати.

Егор СЕРОВ. Это ужасно. Это отвратительно. Но приходится где-то находить, выцарапывать. Слава богу, люди есть, не всё так печально, есть энтузиасты, которые что-то сохраняют, берегут.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Ваше радио вещает в Волгограде?

Егор СЕРОВ. Да.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Региональный аспект существует? Или вы используете только общероссийский фонд?

Егор СЕРОВ. Нет ничего специального. Я даже не помню, есть ли там, условно говоря, некрасовские выдержки из "В окопах Сталинграда". Задачи такой нет. Когда всё начиналось, тогдашний губернатор или кто-то там из его окружения решили, что могут на радио "Книга" и свои выступления помещать…

Андрей ФЕФЕЛОВ. Это было предложение от власти?

Егор СЕРОВ. Да, это было предложение. Я понимал, что это убьёт мою идею. Этого не может там быть. Там всё, что отстоялось, всё, что уже проверено временем. Нет ничего сиюминутного. Тогда мы спросили губернатора — не испугается ли он находиться между Жаровым и Смоктуновским, читающими Чехова и Пушкина? Как тут прозвучит губернатор с текстом своего пресс-секретаря? Слава богу, людям хватило мозгов, чтобы не включаться. Но, правда, тем самым мы лишили себя некоторого финансирования. Просто так никому ничего не надо.

Андрей ФЕФЕЛОВ. У меня есть такое ощущение, что все наши ультрасовременные коммуникационные возможности, которыми мы обладаем, используются в плане какой-то деструкции, в плане убивания времени, забытья, а для развития они используются на 1-2%. Можете пофантазировать, как может развиваться интернет-радио? Существуют ли какие-то особые ходы?

Егор СЕРОВ. В Волгограде мы вещаем в FM-диапазоне, но радио "Книга" можно слушать и в Интернете. Собственно говоря, как и большинство радиостанций. В Интернете существует большое количество и неэфирных радиостанций. Со временем будет всё очень просто. Потребителю, слушателю в данном случае, всё равно каким образом попало это в телефон, в автомобиль. Если я хочу это услышать, мне всё равно — получил ли это я через радиоприёмник в FM-диапазоне, через Интернет, через какое-то ещё отдельное устройство. Поэтому теоретически, конечно же, FM-диапазон, так как этот способ доставки уже есть, совсем не умрёт. Но его ждут серьёзные катаклизмы, потому что есть уже Интернет. Это не просто эфирные или спутниковые каналы — это вообще бесконечность. Тут на первый план выйдет контент, содержание.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Как научиться сегодня художественному чтению? Откуда взяться сегодня чтецам? Они вообще есть, или это большая редкость?

Егор СЕРОВ. Хорошие озвучатели есть. Я не скажу, что их много, но они есть. Школы в основном все убиты. Культура эта практически потеряна. Сегодняшние молодые люди не читают. Причём, вообще не читают. Поэтому у "Радио Книга" и слоган такой — "Слушай, чтобы читать!". Нет ничего интереснее, когда в твоей голове рождаются миры, люди, фантасмагории. Это — то кино, которое ты снимаешь сам.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Моя матушка очень любила говорить про чтение именно этими словами. Спасибо вам за беседу.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x