Сообщество «Форум» 13:14 1 марта 2021

«Е.И Рерих о роли России в эволюции человечества»

Круглый стол в МЦР в честь 142-летия Е.И.Рерих

12 февраля 2021 года в Международном Центре Рерихов (МЦР) состоялся торжественный вечер, посвященный 142-й годовщине со дня рождения выдающегося философа, писателя, общественного деятеля, президента-основателя Гималайского института научных исследований «Урусвати» Елены Ивановны Рерих.

В общей сложности участниками торжественного вечера стали более четырехсот человек из 16 стран мира: России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии, Киргизии, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Германии, Австрии, Финляндии, Испании, Индии.

Перед началом мероприятия прозвучал фрагмент Второго концерта для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова.

Первой было предоставлено слово О.А.Лавреновой, кандидату географических наук и доктору философских наук, профессору ГИТР и МГУ (доклад «Записи Е.И.Рерих о новой науке»).

Изучая эти Записи, О.А.Лавренова выделила важные особенности в работе Гималайского института научных исследований «Урусвати» в 1930-е годы. Докладчик отметила, что при достижении высот знания Е.И..Рерих применяла принцип направленности научного познания, синтез интеллектуальных и духовных сил и использовала метод свидетельства, закладывая таким образом основы метанаучного метода познания. Такой метод открывает широкий путь для развития классической науки в будущем.

«Записи» Е.И.Рерих раскрывают и качества ученого будущего. Так, он должен обладать широким сознанием, синтезом, одухотворенным интеллектом, воплощать в себе принципы красоты, справедливости, этики. Такому ученому будет присуще широкое допущение и знание законов космоса, применение которых необходимо в научных исследованиях. Также «Записи» Е.И.Рерих свидетельствуют и о глубине ее провидческого дара. Они несут прорыв в новый мир знания духа, красоты и могут расширять и преображать человеческое сознание.

В докладе «Е.И.Рерих о русском народе и его духовном потенциале» кандидата культурологии И.Ю.Дьяченко были освещены проблемы понимания жизненного пути России, ее судьбы и будущего русского народа.

Система познания Живой Этики дает возможность мыслить об исторической судьбе русского народа в свете космического мировоззрения. Отмечая и позитивные, и негативные стороны характера народа, его противоречивость, Е.И.Рерих останавливалась на важных духовных вехах в его судьбе, что помогало многое осмыслить заново. Одной из таких вех она считала исторический период, связанный с именем Преподобного Сергия Радонежского (XIV век), который выдвинул идею общежития, реализовал общину в своей жизни и заложил в душу народа мощные духовные магниты. Другой важной вехой стали революционные преобразования в стране сто лет назад, которые можно объяснить закономерностями эволюционного процесса, «взрывами материи», определяющими развитие страны на последующие годы. Е.И.Рерих видела живое начало народа в его стремлении к знанию, в преодолении невежества, разъединения, преображении всей жизни, своего мышления и сознания. Духовные зерна, укрепившиеся в душе народа, выявили его способность противостоять всем негативным тенденциям современного мира, развивать наилучшие стороны своего характера, поскольку этому народу знакомо слово «подвиг». Россия может спасти не только себя, но и мир.

В докладе «Понятие “иерократия” в ракурсе проблемы эволюции российского государства» кандидат политических наук, научный сотрудник Института философии РАН И.М.Угрин рассмотрел возможность решения проблемы эволюционного развития России путем утверждения такой формы государственного правления как иерократия. По мнению ученого, государство не должен возглавлять избранник народа, как того требует современная демократия, во многом отступившая от своих принципов. Иерократия понимается им как власть духовной Иерархии или власть Святых. Соответственно, в докладе рассматриваются те социальные и культурно-исторические условия, в которых утверждение спасительной иерократии становится непреложным.

Важно отметить, что в истории человечества иерократия неизменно утверждалась в периоды глубочайших социокультурных кризисов. В этих культурно-исторических условиях происходит становление человеческого духа, новое проникновение в мир субъективного, понимание мира духовного. По мере осознания духовного мира выявляется Иерархия Красоты и Знания, способность к эволюционным действиям, нацеленным на общее благо, охватывающим природу, общество и человека в космическом измерении его бытия.

О синтезирующей роли России в Учении Живой Этики рассказала магистр искусств, Е.А.Щусь (Германия) Отмечая указание Е.И.Рерих на планетарную эволюционную роль России, докладчик вместе с тем отметила великую эволюционную ответственность народа России и первоочередную насущную задачу для него – синтез духовного и материального. Предполагалось, что синтетическое мышление должно получить развитие в процессе слияния интеллектуальных и духовных способов познания. Е.А.Щусь сделаал вывод, что именно развитие синтетического мышления является одной из важнейших задач российского народа в ближайшее время.

Выступление кандидата философских наук Г.Б.Святохиной (Уфа) с докладом «Живая Этика как кульминация мировоззренческих исканий России и основа эволюции» раскрывает значение Живой Этики как философского учения, которое синтезировало мировоззренческую мысль России на рубеже XIX–XX веков. в трудах В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, С.Н. и Е.Н.Трубецких, П.А.Флоренского. Живая Этика дает понимание перспектив космического эволюционного развития человечества, позволяя выйти человечеству на новый уровень мышления – космический. Таким образом, космичность научно-философской мысли Живой Этики синтетически объединяет научное знание, духовно-философские искания и высшие нравственно-этические принципы мировоззренческих исканий России, чем открывается реальная перспектива нового сознательного этапа развития человечества и мира.

В докладе «“Текстологический комментарий” к книгам Живой Этики в пространстве новой науки» доктора философских наук и руководителя Проблемной группы «Русский космизм» РФО В.В.Фролова были выявлены основные принципы новой науки, показано, как ученые сегодня подходят к их освоению. «Комментарий» дает возможность понять истинный смысл сложных философских категорий, которые присутствуют в Живой Этике. Он органично дополнен Словарем терминов и имен. «Комментарий» и Словарь являются существенным вкладом в осмысление философии Живой Этики.

Кандидат социологических наук О.Н.Калинкина (Пермь) поставила задачу осветить «Проблемы сохранения наследия Рерихов в эпистолярном творчестве Е.И.Рерих и их актуальность для современной России». Докладчик подошла к раскрытию темы с позиции научной теории спирального развития общества и общественного сознания. Ею были рассмотрены события, связанные с разрушением Музея Рериха в Нью-Йорке в 30-е годы XX века, и те, что случились с Музеем имени Н.К.Рериха в современной России спустя почти 100 лет. Непосредственным свидетелем и участником американской трагедии была Е.И.Рерих. В докладе дана оценка судебного хода этого процесса, отраженного в эпистолярном наследии Елены Ивановны Рерих.

О.Н.Калинкина отметила, что и в Америке, и в России общественные Музеи, носящие имя Н.К.Рериха и хранящие наследие Рерихов, были тайно захвачены и разграблены. Все творческое достояние, что предназначалось Рерихами для культурно-просветительской деятельности и принадлежало американскому народу и народу России, присвоено частными лицами в Америке и соответственно представителями российских государственных структур. В обоих случаях общественное мнение в масштабах страны не было сформировано в должной мере и не смогло противостоять очевидному грабежу и клевете.

Подводя итоги в работе Круглого стола, О.А.Лавренова отметила важность того факта, что разные ученые объединяются вокруг имени Е.И.Рерих и обсуждают актуальные и насущные темы, которые касаются как основ мироздания, так и современной ситуации в России, а также делятся своими взглядами на сложные исторические процессы.

1.0x