Сообщество «Форум» 14:32 31 января 2022

Джованни Пико Делла Мирандола, эгоцентризм и культ свободы.

Можно ли считать Мирандолу одним из строителей эгоцентрического мировоззрения?

Размышления о том, почему Джованни Пико Делла Мирандолу можно считать прародителем современного сектантского либерализма и "архитектором", который внес большой вклад в укрепление основ эгоцентрического мировоззрения и его стен, в которых заточен разум человека как в тюрьме.

Рассмотрим одно из ключевых утверждений в тексте его знаменитой "Речи о достоинстве человека".

«Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал:
Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению.

Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов.

Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю.

Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире.

Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь.

Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные».

Очевидно, что автор предлагает свои личные фантазии, искренние желания как абсолютную истину, говоря от имени Бога и мня себя находящимся "в центре мира".

Он это делает потому, что не может не возгордиться и не считать себя центром, пупком Вселенной.

Странным образом мало кто обращает внимание на то, что приведенные слова лишь предписываются Творцу, но фактически они придуманы человеком ради удовлетворения своей гордыни.
Это хоть и странно, но вполне объяснимо.
Потому что каждый, кто читает эти слова, получает удовольствие от их смысла, от удовлетворения своей собственной гордыни и с радостью соглашается с автором.

Подумайте, пожалуйста, о сказанном здесь: "Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю."

Можно ли быть в здравом уме и верить, что человек не подчиняется никаким законам, ограничениям и что он выше них, имеет право устанавливать законы, стать кем хочется и властвовать над собой и над чем еще захочется.
Мне кажется, что поверить в это может только безумный.
Человек - живое существо, которое подчиняется законам Мироздания и все его желания, возможности, стремления и способности существуют благодаря этим законам и в рамках тех ограничений, которые эти законы ставят.
Каждый, кто верит словам Мирандолы, тайно или явно мнит себя Богом и верит, что именно он установил законы Мироздания и является центром Мироздания, пупком Вселенной, хоть и не готов об этом заявить публично.
В мировосприятии таких людей Творец лишь для того и существует, чтобы создать человека и поставить в центре Мироздания, предоставляя ему неограниченную свободу и неограниченные возможности.
Казалось бы, что таких людей не должно быть много.
Но дела обстоят совсем иначе.
Таким словам о свободе человека, о его месте в "центре Мироздания" верят практически все, особенно сильно верят – образованные.
Потому что они содержать в себе самый сладкий яд лести из всех возможных. Они льстят и разуму и душе и сердцу человека.

В этом сила слов Мирандолы, их власть над людьми – в сладости лести.

Иначе, все легко могли бы вспомнить, то, о чем говорилось чуть выше.
Человек конечно имеет свое конкретное природное предназначение и ограничен рамками законов природы. Он формируется в полном соответствии с этими законами, а также законами социальной среды, в которой рождается и живет.

Он никаким образом не может "сам определить свой образ", так как его физический образ формируется генами, а духовный образ: мышление, мировосприятие - социальной средой.

Ничего сложного в том, чтобы смотреть правде в глаза и заметить – лишь в социальной среде человек получает свои главные человеческие навыки, установки и ценности, критерии, в соответствии с которыми будет формируется его естество.
Без поддержки социальной среды, без ее помощи «свободный человек, хозяин своей судьбы» способен стать лишь мычащим и рычащим животным и думать лишь о том, где еда и где укрытие от хищников.

Лишь сладость самообмана и желания считать себя "свободно-самостоятельным", "само-формированным" заставляет игнорировать этот факт.

А может я не прав?
Может быть верящий, что "никто не ограничивает выбор и решения человека", не ослеплен собственной гордыней?

Существует ли в мире хоть один человек, выбор и решения которого никем и ничем не ограничиваются?

Ограничения всегда присутствуют и далеко не только в законах природы.

Они присутствуют и в мировоззрении, и в ценностях, которые ребенок получает в процессе воспитания в семье и в традициях народа, представителем которого он является.
Ограничения везде и более того, многие из них очень полезны!
Они как раз и придают форму человеку, учат его говорить и думать, чувствовать и вести себя по-человечески, сострадать и сопереживать, выбирать справедливость, а не подлость, искать истину, а не оставаться невеждой всю жизнь, помогают человеку обрести совесть ..

Поэтому если человек будет верить, что он: "не стесненный никакими пределами, определяет свой образ по своему решению", он непременно потеряет связь с реальностью и замкнется в своих грезах. Потому что эти грезы ему будут казаться более приятными, чем реальность со своими ограничениями.

Чтобы вернуться в реальный мир, человеку нужно научиться видеть взаимосвязь своей воли, своих желаний, своего выбора с теми границами и критериями, которые ему предлагает жизнь. И также научиться искать и находить наилучшее предложение среди всего, наилучшие формы бытия, которые предложены ему Мирозданием.

При этом не забывая, что сама возможность такого поиска и выбора ему предоставлена законами Мироздания.

Тогда у него не появится желание пухнуть от гордыни, наоборот, появится чувство благодарности за помощь и дары, а также чувство восторга от красоты тех границ, которые для него установлены.

Существует очень принципиальное отличие между вариантом, когда человек считает, что "сам делает все" и когда он считает, что "получает возможность стремиться к наилучшим целям, предложенным ему Творцом-Первопричиной, Мирозданием в рамках границ, установленных Им".

В первом случае человек - маленькая самодовольная букашка в большой Вселенной, которая считает, что он "повелитель Вселенной" и поэтому вынужденно ненавидит Истину, так как она совсем не соответствует его мировосприятию, его самоидентификации.

А во втором случае он способен на искренний поиск истины, потому что верит, что этот поиск откроет новые горизонты, приведет к новым границам, что никак не противоречит его представлениям о себе и мире.
Потому что он знает - человек, с момента зачатия, всегда находится под влиянием тех или иных сил, которые очень активно участвуют в его формировании.

И знание об этом очень важно и нужно!

Чтобы в меру своих возможностей добраться до лучших критериев, с помощью которых может выбрать лучшее влияние, исходящее от мудрых и добрых, отказываясь от худшего, исходящего от подлых и злых.

Избавленный от влияния гордыни и лести о свободе ищет критерии для более и более обоснованного выбора цели, средств достижения.

Те же, кто не смог избавиться от этого влияния, смотрят на мир сквозь фильтр, который позволяет видеть только то, что соответствует вере в свою "свободу", игнорируя границы, законы Мироздания, факторы, которые влияют на них с момента рождения.

Эти два варианта мировосприятия абсолютно разные и приводят к диаметрально противоположным критериям, образу жизни, целям жизни.
То, что первому кажется падением в пропасть и рабством порокам, второму кажется «развитием», движением «вперед», «вверх», доказательством "свободы".
Первый вариант мировосприятия способен искать Светлое Будущее, потому что ведет к победе над пороками человека, к избавлению от их власти через поднание себя и Мира.
Второй вариант мировосприятия способен искать только пропасть, в которой можно погрузить в мрак самообмана и спрятаться от Мир, попадая в рабство гордыне, алчности, другим парокам.

Я не случайно взялся за Мирандолу.

Он является одним из главных авторитетов для многих современных элитных сектантов разного рода. И его рассматриваемая статья, "Речь о достоинстве человека" является одним из основ элитного сектантского мировосприятия в Западной цивилизации.

В статье Мирандолы много других цитат, очень вкусно и красноречиво льстящих человеческой гордыне и удовлетворяющих потребность в самолюбовании.

Вполне допускаю, что Мирандола был искренне мотивирован на поиск истины.
Но его гордыня оказалась более ловкой, чем его искренность. И она смогла опередить искренность, оставаться всегда на шаг впереди, принужждая его возомнить себя "центром Мироздания".

Другими словами - принуждая к эгоцентризму, к восприятию мира через призму эгоцентрического мировоззрения.

Именно это и происходит с очень многими выдающимися личностями.

Надо увидеть данный аспект действительности, чтобы найти способ разрушения этого алгоритма, с помощью которого искренние усилия лучших людей приводят к обратным результатам, строя не дорогу в рай, а дорогу в ад.

Несмотря на всеобщий восторг, нельзя сказать, что в своей статье Мирандола деликатен и аккуратен.

Его слова во многом представляют собой обыкновенное самолюбование и самовосхваление ради удовлетворения гордыни. Важно разглядеть это сквозь красноречие автора.

Не сумев узнать главное предназначение человека, он радостно обманывает себя зявляя, что у человека вообще нет никакого предназначения.
Не сумев ответить на вопрос "Кто я?" он боится оставить этот вопрос открытым, чтобы продолжать размышления над ним.

Вместо этого уговаривает себя, что нет никакого точного ответа на этот вопрос и любой ответ подойдет вполне.
Здесь полезно вспомнить о том, что происходит сегодня на Западе с половой самоидентификацией личности, в какое аморфное болото толкают маленького человека, чтобы он "свободно выбрал себе пол" когда какой захочет...

Оставаясь маленьким невежественным человечком, ничего не знающим о Мироздании, он мнит себя находящимся "в центре Мироздания" и радуется этому ...

Да, с красноречием у него все в порядке.

Но еще больше гордыни, самолюбования, эгоцентризма, невежества.

Именно благодаря заблуждениям таких выдающихся личностей, как Мирандола, человечество потеряло себя во мраке эгоцентризма, потеряло связь с реальностью, отказавшись от всего ради самого "главного" – ради защиты своей сладкой и ядовитой веры в «свободу».

Тем самым оно потеряло связь с источником своей силы – с Творцом и Мирозданием.

Потому что верящий в «свободу» и поклоняющийся «свободе» видит в Мироздании лишь то, что обязано покориться ему, подчиниться его «свободной воли».
Верящий в свою «свободу» тайно верит, что и Творец тоже должен ему подчиниться, хотя боится признаться в этом вслух.
Потому что тот, кто имеет ничем неограниченную свободу и является Творцом, не меньше, не больше. И никто другой.


Так несчастный, обманутый своей гордыней человек, зараженный верой в "свободу", живет в перевернутом мире, в котором он Центр и Повелитель Вселенной, против которого бунтует весь мир, не желая сию же минуту подчиниться ему и признать его власть вовеки веков.

Каждую минуту он тайно копит обиду на Мир, на Творца, на людей и на все на свете, вместо того, чтобы искриться радостью, почувствовать восторг от красоты Мироздания, от Смысла своего существования и важности своего Человеческого Предназначения.

Вся эта путаница, возникшая в сознании интеллектуальной элиты человечества, привела к тому, что способность к взаимопониманию, к соответствию смыслу своего существования исчезает, а недовольство, желание иметь все, властвовать над всем, управлять, захватывать, навязывать свое мнение – растет.

Итогом, который мы наблюдаем, стала победа потребительского бешенства, погружение челоовечества в эгоцентрический мрак вечной неудовлетворенности, откуда не видно никакого Светлого Будущего, лишь дорога в пропасть, в самоуничтожение.

Отсюда отсутствие позитивных утопий, веры в позитивное будущее, в то, что существует возможность для достижения нового, несравненно более высокого уровня взаимопонимания и согласованности усилий между людьми.

Поэтому, чем раньше люди освободятся от лести о "свободе человека", независимо от того, кто распространяет эту ядовитую лесть, тем раньше они обнаружат прекрасные положительные перспективы, которые открыты перед человечеством.

В этих перспективах нет абсолютной свободы, но есть и Красота, и Добро, и Смысл, и прекрасное Предназначение, прекрасные способности и возможности для человека.

В них присутствует все то Чудо, которое предоставлено человеку Творцом через Мироздание и ждет своего раскрытия, проявления.

Но не через рабство гордыне и алчности, не через манию величия «свободного человека, центра Вселенной», а через Скромность и Солидарность с Творцом и Мирозданием, через искреннее стремление Соответствовать Своему Главному, наилучшему Предназначению, как лично, так и солидарно с другими, вместе с другими.

1.0x