В прошлом году впервые прошёл фестиваль андеграунда «Боль». Так вышло, что он совпал с локальной природной катастрофой – на площадку обрушился мощнейший косой ливень, из-за чего часть концертной программы спешно переехала с дизайн-завода «Флакон» внутрь нескольких московских клубов. Когда я отправился на «Боль»-2016, в прогнозе погоды напротив даты 2 июля застыло красноречивое грозовое облако (с молнией) и в моей голове завертелись мысли по поводу цикличности некоторых процессов и универсальности вселенского детерминизма. Я взял дождевик и зонт, но фестиваль преподнёс климатический сюрприз иного рода.
Вторая «Боль» фактически удвоила все свои основные показатели. Давайте посчитаем: вдвое больше сцен, вдвое больше зрителей, вдвое больше групп, вдвое больше музыкальных стилей. По официальным данным, фестиваль посетило порядка трёх тысяч человек (включая музыкантов, которые, отыграв свои сеты, присоединялись к толпе). Он разместился в центре городской культуры «Правда», что находится в пространстве бывшей типографии. В этих индустриальных стенах сейчас постоянно базируется клуб Volta, который предоставил три сцены, в день фестиваля названные «Гегель», «Кант» и «Фуко». Четвёртая сцена располагалась под открытым небом и называлась «Сартр».
Условно фестиваль разделился на два потока музыкальных стилей. Один из них можно назвать инструментальным, другой же в качестве основного источника звука использует ноутбук. Итого фестиваль «Боль» стал представлять как достаточно обширный спектр андеграундного рока, так и большой массив столь же андеграундных стилей новой российской электроники.
О проекте рассказывает один из организаторов и идеологов фестиваля Степан Казарян: «Основная идея «Боли» – популяризация и пропаганда новой российской музыки. Нам хочется продемонстрировать все её жанры. Для нас также немаловажным была и остаётся преемственность между различными поколениями музыкантов. Поэтому каждый год присутствуют ветераны сцены. Например, на первом фестивале выступал Алексей Вишня, а сейчас перед публикой появились такие группы, как «Коммунизм» и «Ночной проспект».
Хочется доказать широкой общественности тот факт, что музыкальный процесс в России существует и развивается, что нам не обязательно заниматься заимствованием и копированием чего-то инородного. Современные российские музыканты способны оценивать и перерабатывать информацию, поступающую извне и при этом создавать нечто уникальное.
Мы стараемся вести в соцсетях просветительскую деятельность. К примеру, познакомили современную публику с вышеупомянутыми группами. Яна Блиндер сыграла с «Ночным проспектом» песню на сцене. Эти процессы, как мне кажется, наблюдаются впервые за тридцать лет. Складывается ощущение, что в начале нулевых связь поколений прервалась. Одни уже состарились, другие только успели родиться. Пройди ещё несколько лет и многие бы умерли, а значит, слушатели не успели бы их узнать.
При отборе исполнителей мы пытались отсеивать их по параметру актуальности, чтобы позвать на сцену по-настоящему интересных, способных стать востребованными. Уже набранная популярность музыкантов нас мало интересовала. Например, выступили такие группы, как «Мальбэк» и «Екатерина», а на их паблики Вконтакте подписано меньше тысячи человек. Многие коллективы важно поймать в правильный момент, потому что группы имеют свойство появляться, распадаться и зазнаваться.
Нам не хотелось повторять прошлогодний состав артистов. Несмотря на то, что многие команды спрогрессировали, по большей части, мы пригласили новых исполнителей, чтобы не допустить формирования тенденции, когда на сцене, раз за разом, мелькают одни и те же лица. У нас не какая-то закрытая вечеринка, приветствуется ротация.Обычно свежую кровь вливать тяжело, потому что группы не успевают появляться. Но мы живём в уникальное время, когда команды возникают почти каждый день. В 2016 году не возникло проблемы с поиском коллективов, скорее встал вопрос о том, как и куда всех уместить. Я бы мог пригласить ещё десяток групп, если бы это было физически возможно.
В рок-музыке у нас наблюдается стабильный тренд распространения пост-панка и нью-вейва. Россия в этом плане опережает весь остальной мир. В электронике заметно движение в сторону вичхауса и трайбл-техно, в хип-хопе в сторону клауд-рэпа. Вообще, в вичхаусе мы являемся законодателями моды. Про техно так сказать нельзя, но всё, как говорится, идёт в ногу с остальным миром. При этом наши продюсеры серьёзно недооценены, они производят очень качественный продукт.
Клауд-рэп - андеграундный жанр хип-хопа, который отличается повышенной хмуростью. На мой взгляд, любовь русских к тёмным музыкальным жанрам весьма показательна. Это передаётся из поколения в поколение. И, быть может, сейчас перед нами реакция на десятилетие нефтедолларовой эйфории, безрассудной, почти наркотической благодатности. Возможно, это ответ масс молодёжи не из самых богатых слоёв населения на навязывание им хипстерских, инородных ценностей, сообщающих, к примеру, о том, что всё должно быть очень модно и закрыто от остальных барьером фейс-контроля.
Есть фестивали для тех, кто «в теме». Я считаю, что «Боль» для всех остальных. На площадках мне попадались представители более интеллигентных слоёв, и я радовался тому, что люди открылись, стремятся узнать что-то новое, познакомиться с теми, среди кого они, так или иначе, живут. Боюсь, что на других фестивалях, где все «в теме», присутствие среднестатистического потребителя «Боли» могло быть воспринято негативно.
В прошлом году я не знал, стоит ли продолжать проводить «Боль». Теперь же понимаю, что этот крест мы обязаны нести дальше. Наша публика зачастую очень юная, либо фактически, либо душевно. Но эти люди активны, они взрослеют очень быстро. Это не маменькины сынки, которые собираются становиться кидалтами. Они, несмотря на молодость, уже либо где-то подрабатывают, либо собираются. Мы планируем взрослеть вместе с ними и давать им с каждым годом всё более и более сложный музыкальный материал. Думаю, что в следующий раз мы сможем привезти иностранные группы, близкие нам по духу. Ещё у нас в планах дальнейших поиск музыкантов в регионах нашей страны. Если в прошлом году на сцене было много сибиряков, то в нынешнем выступали карельские команды. А в будущем постараемся сориентироваться на южный федеральный округ.
Мне до сих пор непонятно почему у нашего фестиваля сложилась репутация чего-то маргинального и почти провокационного в неприличной коннотации. Этот образ муссируется, в том числе, прессой. Я бы очень хотел развенчать данный миф, чтобы люди перестали так думать. Наш фестиваль действительно музыкальный, а не о «фудкортах», тусовке или «статусности». С другой стороны, вся антиреклама меня даже чем-то веселит».
На просторах «Боли» было людно. В большом зале клуба Volta во время выступления групп, притягивающих внимание публики, не обязательно являющихся хедлайнерами, набивалось столько народа, что становилось жарко почти как в бане. Без всякого преувеличения, жара стала той климатической аномалией, которой отметилась «Боль» 2016. Возможно, кто-то даже вспоминал прошлый год и молил небеса о ливне. Во время выступления группы «Спасибо» из-под потолка доносился быстрый ритмичный стук. Какое-то время я думал, что это перкуссионная партия, но потом понял, что звуки исходят от последнего умирающего вентилятора. В какой-то момент он начал сыпать искрами. Выходя изнутри «Volta» на улицу, многие испытывали истинное облегчение – снаружи было прохладно. Но при всём при этом ощущалось присутствие какой-то огромной музыкальной энергии. Её было гораздо больше, чем в прошлом году. Пусть не все исполнители нашли своего слушателя, например, возле сцены «Кант», где выступали музыканты, ответственные за хип-хоп и электронику, временами оставалось всего несколько десятков человек, но ощущалось, что всё действо обрело какой-то смысл и какую-то цель.
Фото автора