Сообщество «Посольский приказ» 00:01 11 января 2024

Две Кореи

год 2024-й, кажется, принесёт много сюрпризов на Корейский полуостров

У некоторых конфликтов не существует срока давности — спираль почти восьмидесятилетнего антагонизма Северной и Южной Кореи выходит на новый виток. 5 января 2024 года в ответ на очередные южнокорейские учения войска КНДР отстреляли 200 артиллерийских снарядов по морской буферной зоне в районе островов Ёнпхёндо и Пэннёндо. В тот же день Сеул отреагировал симметрично: после эвакуации гражданского населения с Ёнпхёндо морская пехота Южной Кореи провела учебные стрельбы по условным катерам и кораблям противника. Последнее обострение такого характера между двумя Кореями произошло в 2010 году, когда КНДР отработала 170 артиллерийскими снарядами по тому же острову Ёнпхёндо — тогда погибли четыре человека с южной стороны.

Нет ничего привычнее, чем слышать об очередных учениях или манёврах северокорейской армии — особенно с учётом густого милитаризма северной дипломатии и склонности к нагнетанию угрозы с севера у дипломатии южной. Однако год 2024-й, кажется, принесёт много сюрпризов на Корейский полуостров, потому что КНДР впервые за много десятков лет открыто начинает говорить о войне с южным соседом как о чём-то стоящем на повестке дня и почти что неизбежном. Например, в воскресенье сестра Ким Чен Ына Ким Ё Чжон заявила: "Наша армия уже сняла предохранитель со спускового крючка. В случае хотя бы незначительной провокации наши войска немедленно пройдут боевое крещение огнём". А в последнюю неделю 2023 года Ким Чен Ын выступил на девятом пленарном заседании Центрального комитета Трудовой партии Кореи. Лидер северян прямо ставил боевые задачи "для дальнейшего ускорения подготовки к войне" перед народной армией, военной промышленностью и ядерным сектором страны. Настоящим врагом Ким Чен Ын видит, естественно, не соседнюю Южную Корею, а извечного недруга чучхе — США. Чуть ранее, с лета прошлого года, что северокорейский лидер, что предполагаемая будущая руководительница страны Ким Ё Чжон, занимающаяся внешней политикой государства, стали называть соседа "Хангук" (сокращение от "Тэханмингук", "Южная Корея") вместо используемого многие десятилетия "Намчосон" ("южный Чосон": Чосон — самоназвание Кореи до оккупации японцами). Так как северокорейцы сами именуют себя "страной Чосон", изменение официального названия соседа влечёт за собой грустный вывод: граждане Северной Кореи больше не приравнивают граждан Южной Кореи к единому с собой народу, то есть вычёркивают их из общей истории. И тут тоже прячется аккуратный укол в сторону Сеула — ка́к по-настоящему независимой КНДР называть соседа, который год от года всё меньше напоминает Корею и всё больше походит на прокси-государство?

Южная Корея сама регулярно подтверждает статус не до конца суверенной демократии и отказывается от возможных попыток деэскалации в отношениях с воинственным соседом. Вот и ежегодные военные учения при содействии США Ulchi Freedom Shield, и прошлогодний трёхсторонний саммит с участием Джо Байдена и премьер-министра Японии Фумио Кисиды в американской резиденции Кэмп-Дэвид с последующим прямым обсуждением того, как правильно можно побороть Пхеньян — всё это шаги далеко не ищущих мира господ. Прибавить к тому, что как сеульские функционеры, так и обычный южнокорейский гражданин (если точнее — около 70 процентов населения), поддерживают идею о создании внутри страны собственного ядерного оружия. И, учитывая развитость кораблестроения, высоких технологий и атомной энергетики внутри Южной Кореи, паритета в области ядерного вооружения, при условии дающего добро сеньора из-за океана, Сеул сможет достичь достаточно быстро. Мешает разве что нежелание западных стран иметь на карте двух готовых испепелить друг друга стран-соседей с ядерным арсеналом под рукой. Да ещё и Китай, по-своему смотрящий на безопасность в Жёлтом и Восточно-Китайском морях: Пекин навряд ли будет сидеть сложа руки в то время как Сеул станет обрастать столь мощным военным потенциалом. Отдельный момент для Южной Кореи — Япония, которая при всём единении под общей с "Хангук" крышей осудит увеличение ядерного градуса в регионе и в свете того припомнит стародавние этнические конфликты. Потому и остаётся Сеулу быть побратимом Вашингтона, распространяя своё влияние в виде поющих по-английски поп-звёзд, собирающих "Оскары" фильмов и национальной кухни, вовсю продвигаемой диаспорой.

Пока Сеул глубже увязает в сотрудничестве с США, Пхеньян наводит дипломатические мосты с Россией. Визит министра обороны РФ Сергея Шойгу в столицу Северной Кореи прошедшим летом, а затем поездки Ким Чен Ына на космодром "Восточный" и военные объекты нашего Дальнего Востока свидетельствуют о явном военно-политическом сближении КНДР и России. То ли реальные, то ли мнимые свидетельства о том, что в ходе Специальной военной операции на Украине применяются северокорейские снаряды и ракеты, лишь подтверждают налаживание связей между Пхеньяном и Москвой. К слову, момент для установления крепкого партнёрства сейчас как никогда кстати: современная политическая ситуация способствует возникновению военно-политических союзов и блоков. И разность идеологий КНДР и России здесь не станет проблемой, ведь обе страны тяготеют в первую очередь к отстаиванию собственного суверенитета и самобытности.

Куда сложней отношения Северной Кореи и вездесущего Китая: государства, во многом разделяющие схожую идеологию, имеют длинную историю сближений и отдалений. Хотя в риторике китайских политиков часто проскальзывает старинная поговорка о том, что Корея и Китай как губы и зубы, однако Пекин во многих решениях последних десятилетий опирался на собственные экономические интересы, а не на идеологическую и национальную близость с Пхеньяном. К примеру, в 2013 году Китай присоединялся к санкциям против Северной Кореи, после того как последняя провела успешные ядерные испытания. Эти санкции, к слову, поддержала и Москва: да, сегодня ограничения соблюдаются спустя рукава, а то и вовсе игнорируются, но тогда сам факт включения в санкционную пляску вокруг КНДР чести в их глазах не сделал ни нам, ни Китаю. В том же году печатные органы Пекина начали продвигать идею о пересмотре отношений с Пхеньяном. Дополнительной причиной послужил инцидент в мае 2013 года, когда КНДР захватила китайское рыболовецкое судно с последующим требованием выкупа.

Однако очередной переворот случился в апреле 2023-го в связи с телеграммой Си Цзиньпина Ким Чен Ыну, содержание которой было посвящено намерениям Китая налаживать диалог с КНДР на фоне серьёзных изменений в регионе и мире. Тогда же представитель Китая при ООН Чжан Цзюнь стал призывать США и их союзников прекратить провокационные военные учения у границ Северной Кореи. Интерес Пекина к крепким узам с Пхеньяном связан во многом и с попытками Австралии, Великобритании и США в виде пакта AUKUS разъяснить свою трактовку понятия "безопасность" в Южно-Китайском море.

Возможно, что 200 артиллерийских выстрелов Северной Кореи знаменовали собою начало конца шаткого мира между соседями. Уже понятно, что повторение сценария падения Берлинской стены (на корейский манер) не случится, и Сеул с Пхеньяном лишь всё сильнее станут отдаляться друг от друга.

15 декабря 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
12 декабря 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x