Авторский блог Максим Калашников 00:06 26 марта 2024

Два ускорения

программные речи Михаила Горбачёва (1986) и Владимира Путина (2024)

Задачи, поставленные в президентском послании 2024 года, весьма созвучны с теми, которые ставил ранний Горбачёв. И это не случайность. По сути, мы имеем дело со второй (с конца 1985-го) попыткой осуществить политику ускорения развития страны. Во главу угла ставится седлание "тигра" — научно-технического прогресса. Давайте сравним, как строилась стратегия тогда и какая сейчас. Какой опыт полезно взять на вооружение — и что доделать!

1986-й: стратегия акселерации

"…Безудержная погоня за импортными техникой и технологией, захватившая многих руководителей, разлагающе влияет на коллективы разработчиков. Видя, с какой лёгкостью приобретается за рубежом оборудование, они, по существу, расхолаживаются, теряют высокий накал в работе, пасуют перед трудностями. Мы далеки от того, чтобы не использовать результаты международного разделения труда и обмена научно-техническими знаниями, но в первую очередь должны опираться на свой огромный научный потенциал…"

Это Владимир Путин в одном из своих выступлений после 2000 года? Нет, советский премьер Николай Рыжков в своём докладе на XXVII съезде КПСС в феврале 1986-го. Как видите, пагубное пристрастие к тому, чтобы не трудиться и не делать своего, а покупать импортное (иногда для его копирования) — давняя наша болезнь. Сказанное в 1986-м крайне актуально и сейчас.

Н.И. Рыжков тогда продолжил: "В новой пятилетке (1986–1990 гг. — Авт.) предстоит решительно перестроить отраслевую науку, максимально приблизить её к производству, укрепить материальную и особенно опытно-экспериментальную базы, оснастить современными приборами и научным оборудованием. Она обязана нести полную ответственность за научно-технический уровень отрасли. И это должно быть главным в оценке её деятельности…"

Узнаёте послание Владимира Путина в 2024-м?

В 1986 году правящая в стране КПСС подводила промежуточные итоги того курса на научно-технический и производственный рывок, что был заявлен командой Л.И. Брежнева в марте 1981-го в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР", простиравшихся до 1990-го. Какие же приоритеты в НТР (научно-технической революции) ставились в 1986-м, когда ещё и страна была спокойна, и Чернобыль не грянул? С одной стороны, акценты, расставленные пятью годами ранее, оставались в силе. Требовалось только произвести некоторую "фокусировку" целей и корректировку курса. С другой — съезд признал, что с решением поставленных брежневцами задач дела обстоят неважно. Задания срываются.

"Производство большинства видов продукции промышленности и сельского хозяйства в одиннадцатой пятилетке не достигло рубежей, намеченных XXVI съездом КПСС. Серьёзное отставание допущено в машиностроении, нефтяной и угольной промышленности, электротехнике, чёрной металлургии и химии, в капитальном строительстве. Не обеспечены задания по основным показателям роста эффективности, повышению жизненного уровня населения…" — заявляет М.C. Горбачёв в отчётном докладе.

Что предлагается для исправления положения? В первую голову — ставка на авангардные, передовые технологии. И если закостеневшая, забюрокраченная экономика Советского Союза отторгает новшества НТР, то нужно сделать ставку на политику "перестройки хозяйственного механизма, системы управления". То бишь — на хозрасчёт, на материальную заинтересованность людей в использовании научно-технических прорывов, на слом чиновных барьеров на пути применения последних достижений науки и техники.

Главная ставка делается на машиностроение: именно его можно сделать сгустком НТР-инноваций, тягачом для других отраслей, полем повышения производительности труда, ресурсосбережения и качества продукции. Подход крайне нужный и сейчас. Для этого учреждается особый орган — Бюро по машиностроению (вторым таким объединённым штабом делается Госагропром СССР, тут никуда не денешься: пустые полки продовольственных магазинов становятся огромной политической проблемой; первые региональные талоны на варёную колбасу — это 1978-й год, Мурманская и Свердловская области). Вместе с бюро берётся курс на создание МНТК — межотраслевых научно-технических комплексов. Соединение научных институтов и заводов поднимается на новый уровень. Среди первенцев МНТК — "Микрохирургия глаза" Святослава Фёдорова. Сегодня МНТК вернулись в виде планов создания тех же самых сквозных — межотраслевых — технологий.

Чёткий горизонт

На XXVII съезде в феврале 1986-го ставятся весьма внятные и рациональные задачи: к 1990-му на 40% увеличить выпуск машин и оборудования, повысив их качество. Цитирую тогдашнего Горбачёва: "Нарастающий поток техники новых поколений создаст условия для коренного перевооружения народного хозяйства, роста его эффективности. В результате мы сможем в расчёте на год экономить труд около 12 миллионов человек, свыше 100 миллионов тонн топлива, получить эффект на многие миллиарды рублей. Только применение комбайна "Дон-1500", как показывают расчёты, позволит значительно сократить парк зерноуборочных машин, высвободить около 400 тысяч механизаторов, уменьшить на миллионы тонн потери зерна.

На темпы технической реконструкции огромное влияние окажет широкая электронизация и комплексная автоматизация производства. Определены конкретные задания по разработке и массовому освоению современной компьютерной техники, развитию элементной базы. На индустриальную основу ставится программное обеспечение ЭВМ и автоматизированных систем управления. В Академии наук СССР создано отделение информатики и вычислительной техники, объединяющее институты и конструкторские бюро, на которые возложено научное обеспечение работ в этой области…"

Генсека КПСС подкрепляет премьер Николай Рыжков: "Уровень автоматизации в среднем по народному хозяйству возрастёт в 2 раза. В промышленности намечено ввести около 5 тысяч автоматизированных систем управления технологическими процессами.

Современный этап автоматизации опирается на революцию в электронно-вычислительной технике, электронизацию народного хозяйства. В годы пятилетки предусмотрено создание и освоение новых поколений ЭВМ всех классов — от суперЭВМ до персональных для школьного обучения. Общий выпуск средств вычислительной техники увеличится за пятилетие в 2,3 раза. Ставится задача широкой электронизации машин и оборудования, выпускаемых для всех отраслей. За такой техникой будущее.

Характерная черта автоматизации в двенадцатой пятилетке — быстрое развитие робототехники, роторных и роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокую производительность. Парк промышленных роботов, например, за пятилетие увеличится в 3 раза…"

Немного изменить терминологию (добавить искусственный интеллект и цифровизацию) — и хоть сегодня ставить такие же задачи для РФ. Обратите внимание на сбережение человеческих ресурсов. Это ведь сегодня, когда в РФ — демографический кризис и трудоспособных мало, самая целесообразная политика!

Застой и сопротивление инновациям

Читая доклад генсека КПСС февраля 1986-го, поразился схожести проблем: "Эффект безызносности, открытый советскими учёными три десятилетия тому назад, позволил создать принципиально новые смазочные материалы, многократно увеличивающие долговечность узлов трения машин и механизмов и резко снижающие трудозатраты. Это открытие, дающее многомиллионную экономию, до настоящего времени широко не применяется из-за косности некоторых руководителей Миннефтехимпрома СССР, ряда других министерств и ведомств.

Около десятка лет по вине Минавтопрома и планирующих органов не находит массового применения изобретённый подшипник с антифрикционным заполнителем, который в самых тяжёлых условиях эксплуатации повышает надёжность и безотказность механизмов. Минстанкопром недопустимо затянул производство не имеющих аналогов в мире высокомоментных гидромоторов, позволяющих осуществить широкую гидрофикацию горного и другого оборудования, в несколько раз повысить производительность и улучшить условия труда.

Этот перечень, к сожалению, можно продолжить. В основе подобного отношения к новому нередко лежат амбиции отдельных групп учёных, ведомственная неприязнь к "чужим" изобретениям, незаинтересованность производственников в их внедрении. Не составляет секрета и то, что даже рассмотрение заявок на изобретения порой затягивается на годы, превращается в "хождение по мукам"…"

Уж нет в живых авторов тех новаций, а и в нынешней РФ — те же проблемы. Процитирую строки из Концепции технологического развития РФ, утверждённой премьером Михаилом Мишустиным весной 2023-го: "Следует выделить следующие ключевые угрозы для технологического развития Российской Федерации в период с 2023 по 2030 год.

Первой угрозой является недостаточная способность национальной экономики адаптироваться к глобальным трендам, имеющим системный характер, что приводит к структурным деформациям экономики и повышает социальную напряжённость…

Вторая угроза — отставание от наиболее развитых стран в темпах инновационно ориентированного экономического роста, что обусловлено низкой мотивацией разработчиков технологических решений к созданию соответствующих производств в силу слабой защищённости технологических предпринимателей, недостатка финансовых ресурсов и относительно небольшой ёмкости внутреннего рынка высокотехнологичной продукции, а также компаний и корпораций — к исследованиям и технологическим инновациям, прежде всего в силу низкой конкуренции и возможности покупки готовых технологических решений за рубежом (до применения санкций)…"

Надо признать, что первоначально горбачёвская команда поставила совершенно верные задачи. Выполни мы их тогда — и Союз бы сохранялся, поднимался на новый уровень. Но, как мы знаем, Горбачёв начал, как свихнувшийся, судорожно и хаотически дёргать за рычаги управления страной. Как безумец, решивший включить все три ступени ракеты разом. И СССР взорвался.

Итоги нам известны: потеря страны, разрушение и утрата колоссального научно-промышленного потенциала, потерянная четверть века, десятки миллионов демографических потерь в самой РФ.

А что же нынче?

А как же обстоят дела сейчас, спустя 43 года после принятия брежневского НТР-плана и через 38 лет после горбачёвского ускорения? Открывая президентское послание — 2024 (по сути, перечень задач до 2030 года), мы не найдём исчерпывающего и чёткого списка приоритетов НТР для РФ. Но и в докладах генсеков КПСС его, в общем, не было. Те самые перечни содержались как раз в докладах премьер-министров, в "Основных направлениях…" на 1981–1990 и на 1986–2000 годы. Считаю, что такого рода послания главы государства должны сопровождаться изданием основательных "Основных направлений развития РФ" каждые шесть лет. Тут опыт КПСС не грех и творчески заимствовать.

Обратимся к документам, на которые так или иначе указывает послание-2024. Например, на Концепцию технологического развития, утверждённую постановлением правительства от 20 мая 2023 года № 1315-р. К сожалению, там нет списка приоритетов-локомотивов. Скорее, мы видим перечень для "латания дыр" на трёх десятках страниц. Что вообще нужно производить в стране, чтобы не рухнуть под санкциями. Но всё-таки некое целеполагание есть.

"К концу второго десятилетия XXI века Российская Федерация должна обладать:

— собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий;

— компаниями, корпорациями и предпринимателями, проявляющими высокоинтенсивную инновационную активность, опирающуюся на комфортную регуляторную среду;

— устойчивой быстроразвивающейся производственной базой национальной экономики, обеспечивающей производство необходимой номенклатуры высокотехнологичной продукции, включая микроэлектронику (российские чипы), высокоточные станки и робототехнику, авиакосмическую технику, беспилотники, лекарства и медицинское оборудование, телекоммуникационное оборудование и программное обеспечение, ускорители и детекторы заряженных частиц…"

К сожалению, по чёткости приоритетов сей документ уступает "Основным направлениям…" и 1981, и 1986 годов. Но его можно брать за основу и дорабатывать, превращая в "Основные направления развития РФ на период до 2030 года". В общем же, те стратегические сессии по отраслям, что вёл премьер Михаил Мишустин, стали весьма полезными — ибо легли в основание Концепции технологического развития (КТР).

А как обстоит дело с подписанной накануне послания-2024 Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации (28.02.2024)? Во многом она повторяет КТР мая 2023-го. А также — и брежневскую программу 1981 года. Например: "В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоёмкие технологии и обеспечивающие:

а) переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объёмов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта;

б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов её передачи и хранения…"

Далее идут:

— персонализированная, предиктивная и профилактическая медицина, высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения, "в том числе за счёт рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных) и использования генетических данных и технологий;

— высокопродуктивное и экологически чистое агро- и аквахозяйство, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельхозпродукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;

— противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз;

— повышение уровня связанности территории Российской Федерации путём создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

— возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учётом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений;

— объективная оценка выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям;

— переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот.

В общем, набор менее системен, чем у XXVI съезда КПСС 1981-го. Но всё-таки перед нами — некая основа, которую возможно совершенствовать.

Проблема управления

А как организован процесс управления научно-технологическим развитием? Если читать Стратегию, то получилось достаточно запутанно. Итак, во главе всего стоит глава государства, а при нём — Совет по науке и образованию (СНО). Он определяет приоритетные направления научно-технологического развития и список важнейших наукоёмких технологий. СНО же принимает решения по части стратегического развития научно-технологической сферы. Но правительство при этом имеет свою Комиссию по научно-технологическому развитию (КНТР). Она координирует работу федеральных органов исполнительной власти по части научно-технологического развития. В том числе и в деле составления перечня приоритетных направлений научно-технологического развития, как и списка важнейших наукоёмких технологий тоже. После отправляя их в СНО при президенте РФ.

"Приправительственная" КНТР должна определять меры и инструменты для создания условий, необходимых для выполнения решений по части научно-технологического развития, принимаемых главой государства или СНО при нём. Если же речь идёт о научно-технологическом развитии регионов или самоуправлений-муниципий, то КНТР работает во взаимодействии с комиссиями Госсовета РФ. Само же правительство руками КНТР ведёт "планирование и проведение мероприятий правового и организационного характера в области научно-технологического развития".

Ну, а внутри КНТР, ради научного и экспертного обеспечения работы оной, создаётся Научно-технический совет (НТС КНТР). Во главе его — президент Академии наук (РАН).

В общем, вышла достаточно запутанная и бюрократическая схема. Не стану утверждать, что аналогичная система в СССР 1981 или 1986 годов была адекватнее, но в ней имелось создание тех самых сквозных, межотраслевых комплексов (МНТК) с полной ответственностью за конечные продукты. Почему бы не ввести в схему создание временных (до выполнения задачи) госкомитетов, этаких целевых команд?

Не вижу создания гражданского агентства передовых разработок (аналога американского DARPA). Впрочем, как и военного аналога такой структуры. Ибо нынешний Фонд перспективных исследований — агентству не замена.

Посмотрите, как в СССР Академия наук усиливалась секцией информатизации. Но я не вижу отмены порочной "реформы" РАН образца 2013 года и усиления академии прикладными секциями. Равно как и создания второй (более прикладной) академии — для здоровой конкуренции. Не наблюдаю и создания при отраслевых министерствах не подчиняющихся министрам научно-технических комитетов (аналогов Артиллерийского комитета, созданного графом А.А. Аракчеевым при Военном министерстве). Кроме того, ради борьбы с излишней бюрократией и "затиранием" перспективных разработок чиновниками и некоторыми монополистами от науки нужно создавать при главе государства общественный ВСНТР — высший совет научно-технического развития, в который входили бы представители науки, ассоциаций научно-технических предпринимателей, наукоградов, технополисов и технопарков, ведущих научно-технических вузов, общественных организаций реального сектора экономики! Такой ВСНТР должен иметь право экспертизы принимаемых нормативных актов — и право инициативы в их создании. Обеспечивая попутно и тесную связь науки с промышленниками и аграриями.

Нужно навсегда покончить с практикой раздачи грантов не по конечным результатам деятельности учёных, а согласно цитированию в иностранных авторитетных научных изданиях ("индекс Хирша"). Покончив с порочной практикой, когда государство одной рукою толкает учёных публиковаться в зарубежной научной прессе (иначе грантов не получишь!), а другой — бросает авторов таких статей за решётку по обвинению в выдаче государственных тайн.

Наконец, под планы научно-технического ускорения надо подвести твёрдую почву в виде чётко обозначенного курса на неоиндустриализацию, разумный протекционизм и первого если не пяти-, то шестилетнего плана развития страны. Равно как и яркий образ её будущего. Ибо если у корабля нет цели, то нет для него и попутных ветров. Нельзя нам повторить печальной участи первого ускорения образца 1986-го…

1 октября 2024
1.0x