пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 05 июня 2025
Сообщество «Форум» 11:28 20 июня 2018

Два пути Путина

"...Добродетель не есть достояние кого-либо одного: почитая или не почитая её, каждый приобщится к ней больше либо меньше. Это — вина избирающего: Бог невиновен".

Платон, "Государство", 10-617

Однажды царю Египта приснился яркий и запоминающийся сон, и никто из придворных прорицателей и мудрецов не мог его разгадать. Тогда к царю обратился слуга его, виночерпий, оказавшийся некоторое время назад из-за ошибочного обвинения в темнице, и он сказал, что один из находящихся в тюремном заключении, человек по имени Иосиф, скорее всего, сможет объяснить, что означает этот сон.

"И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону. Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны. И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону. И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки; и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике; но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они; и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных; и вошли тучные в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся. Потом снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне. И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один; и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода. Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону. Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю, и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел. А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие. И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою. Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть [всех произведений] земли Египетской; пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут; и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода. Сие понравилось фараону и всем слугам его. И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф‑панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской. Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти. И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были [плодородны] в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его. И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета. До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего. И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской, и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб. Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет. И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской. И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей Земле" (Бытие 41, 14-57).

Эта легенда похожа на древнюю египетскую историю о семилетнем голоде, в которой рассказывается вот о чем.

В Египте была длительная семилетняя засуха и голод. За этот срок Нил не разливался, как обычно, оставляя сельскохозяйственные угодья без воды и плодородного ила. Царь Нечерихет обратился к своему визирю Имхотепу: "Этот царский указ доведен до тебя, чтобы сообщить о постигшем меня несчастье. Мое сердце поражено болью, потому что Хапи (Великая река, Нил для египтян) не поднимался на должную высоту во время моего правления уже семь лет. Зерна почти нет, травы и овощи не растут. Не хватает всего, что человек использует в пищу. Сосед грабит соседа, они уходят, чтобы не вернуться. Дитя кричит, молодой человек падает от усталости, сердца старых людей поражены отчаянием; их ноги подгибаются, и они опускаются на землю, сложив руки перед собой. Знать Шенну брошена, амбары закрыты, в них нет ничего, кроме ветра. Повсюду царит разруха". Царь Хор Нечерихет просил совета у своего помощника херихеба Имхотепа: "Где рождается Хапи (Великая река)? В каком городе Он разливается? Какому Богу необходимо приносить жертвы?" Имхотеп отправился в Гермополь. Он "пошел в Дом Жизни (в гермопольскую храмовую библиотеку, где хранятся книги, написанные Тотом) и развернул «Души Ра» (то есть свитки папирусов) и наложил на них свои руки". Потом он отправился в путь и быстро вернулся. Он сообщил царю о разливе Нила и обо всем, что с этим связано. Он рассказал царю все, что люди писали об этом, и раскрыл тайные чудеса, с которыми люди прошлого сталкивались на пути туда, о которых не знал ни один царь со времен Ра. И он объявил царю следующее.

"Есть город в середине реки, в котором появляется Хапи; его называют Абу (то есть Город Слона, Элефантина). Это главный город, первый город нома по пути к Уауа-Т (Нубии), началу этой земли, это лестница Геба. Это опора Ра, где он делает подсчеты, как продлить жизнь каждого. Место называется Меджемджем Анх. "Две керти" (две подземные пещеры и гранитная скала, через которые Нил, вытекающий из Нуна, попадает в Египет) — название воды, и они есть две груди, из которых выходит все хорошее, что есть. Это жилище Хапи, где он возвращает свою юность и разливается, затопляя землю. Он приходит и соединяется во время своего шествия, как мужчина соединяется с женщиной, и дает потомство. Он поднимается на высоту двадцать восемь кубитов [в Абу], а в городе Сма-Бехтет (в Дельте) его высота уже семь кубитов. Бог Хнум правит там; [это место] душ Его ступней... Засов двери в Его руке, и двойные двери открываются, если Он пожелает. Там Его называют «Шу, Который живет на берегах реки области». ...Огромные горы из камня (то есть гранита) окружают это место с востока; в них много камня, и туда приходят каменотесы и всякий люд, когда они хотят построить храм на юге или на севере, коровники для священных животных, царские пирамиды или статуи. Они помещают их в храмы и святилища. А их сладко пахнущие дары кладут перед лицом Хнума, а с ними садовые травы и цветы любого вида. Начало страны в Абу (Элефантина), а в конце её — Сан (Сиена, Асуан). Камень находится на восточной стороне реки, а другая его часть — на западной стороне, и еще часть — в середине реки. Воды реки закрывают его в определенное время года (то есть во время разлива), и это место радости для каждого человека. Работы полным ходом идут в каменоломнях, которые по обеим сторонам реки, рядом с городом Элефантина. Местный гранит содержит вещество, делающее его трудным для обработки. Он называется «камень Абу».

Это то, что поведал Имхотеп царю, благодаря чему он узнал об Элефантине. Его сердце возрадовалось. Он вошел в Храм в свободных одеждах и его окропили водой. Он вошел в сокровенные места. Он лег на кушетку, ощущая жизнь и силу в сердце своем. И он увидел Бога стоящего перед ним, Который проявил милосердие к нему. Он вознес Ему молитву и поклонился Ему. И Бог сказал ему: «Я Хнум, Который тебя создал. Мои две руки за тобой, чтобы сделать сильным твое тело и дать здоровье твоим членам. А теперь Я повелеваю тобой. Камни в каменоломнях были там с незапамятных времен, и в них не идет работа, чтобы построить новые храмы или починить то, что разрушилось, вытесать святыни для богов севера и юга или сделать то, что [царь] обязан сделать для своего Господина. Я — Господин формы. Я есть Тот, Кто создал Сам Себя и Нуну, великий океан, существовавший еще в первобытные времена, по воле которого Хапи (Нил) переливается через свои берега. Я предопределил работу, которую делают люди, и направляю всех людей в часы их труда для Меня. Я есть Тенну, Отец богов и великого Бога Шу, Владыки Земли. Два отверстия есть в зале подо Мной, и Я имею власть начать паводок. Хапи (Нил) — Мой родственник. Когда он обнимает поля, его объятия дают жизнь каждому, в зависимости от того, насколько крепко он обнимает землю. Со старостью приходит слабость. Но Я заставлю Нил снова подняться для тебя, и он будет продолжать это делать каждый год, не пропуская ни одного, и сделает землю жирной. Травы и деревья зацветут и склонят свои головы под весом плодов. Богиня Ренут (Богиня урожая) станет во главе всего, и все плоды будут расти и увеличиваться в размерах. У людей появится все, что желают их сердца, нужда закончится. Амбары больше не будут стоять пустыми. Земля Та-Мер-Т (Египет) снова станет районом активного земледелия, а поля засияют золотом зерен. В стране наступит процветание и богатство, как в добрые старые дни".

("Хапи часто изображался в виде парной фигуры, каждая из которых держит и натягивает длинный стебель растения, символически связывающий Верхний и Нижний Египет. Это изображение также является отдельным иероглифом, означающим «союз». Этот символ часто вырезали в основании трона, на котором сидел фараон. Интернет-источник, википедия.)

Затем была возведена первая ступенчатая Пирамида, известная сегодня как "Пирамида Джосера", вместе с чем началась стопятидесятилетняя эпоха строительства пирамид.

Пирамида - это символ благоустроенного государства. Засушливая пора на земле Египта - это период в течении которого был установлен несправедливый государственный строй. Маат - это вся Справедливость: Истина, Правда, Справедливость, Порядок. Маат соответствует идее Блага в философии Платона и в христианском учении. Это совершенная идея Благодеяния, которая проявляется в нас как семя Истины, присутствующее в каждом человеке явно или тайно, как Истина, "Которая пребывает в нас и будет с нами вовек", то есть как Благодать внутри нас и внутренний Голос Справедливости, которому внимает справедливый человек; как Святой Дух возвышающий человека, который любит справедливость; несправедливый же не слышит этого Голоса, и оттого-то считается, что всякий несправедливый человек в действительности и не живет, поскольку не знающий Истину и не понимающий что такое Справедливость, "никогда не существовал, не существует и не будет существовать" (можно ли считать живым существом автоматически выполняющего свои действия робота, которого сконструировал и оживил, заставил двигаться и говорить, с помощью специально разработанных для этого алгоритмов программист? также действует природа и инстинкты, стоящие во главе мыслительной деятельности несправедливого человека, и в этом разница между природной силой и разумной силой, ибо "все те, кто порождается в мире, порождаются благодаря природе, и некоторые - благодаря Духу"); человек не верящий в Истину, то есть несправедливый человек, если дать окончательное определение понятию "человек", не может быть назван человеком в подлинном смысле слова, и он не сможет убежать и спрятаться от нечистых духов, которые овладевают им, схватывают его и бьют его, ибо если бы был у него Дух Святой, дух нечистый не прилипился бы к нему (Евангелие от Филиппа, Флп 61, Флп 4).

Имхотеп вошел в историю как величайший мудрец Древнего Египта или, даже, как утверждают некоторые тексты, величайший мудрец всех времен. "Его высокое положение при дворе царя описано на основании (постаменте) статуи (царя) Джосера, где после титулов фараона следуют титулы Имхотепа: "хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта (то есть знания, - Д. Г.), первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, главный жрец Гелиополя, Имхотеп, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз. Позже Имхотеп был обожествлён, и в поздний и классический период Имхотепа почитали как бога архитектуры и медицины, а греки ассоциировали его со своим богом медицины Асклепием" (Интернет источник, википедия). Когда речь идет о медицине и врачевании, в первую очередь, судя по всему, имеется в виду врачевание души, то есть духовное и нравственное развитие человека. Об этом вполне определенно говорит Сократ в "Государстве". Это может помочь объяснить притчи о чудесном исцелении людей Иисусом в евангелиях. Кроме этого, по аналогии с тем, как уже говорилось в предыдущей работе (о Иосифе и Исусе), визирь Имхотеп и царь Нечерихет - это один и тот же человек, где визирь Имхотеп - это часть психики (мышление, память), а царь Хор Нечерихет - это философский ум, способный видеть и познавать Истину и Бытие. Необходимо сказать в этой связи также, что Имхотеп (и, соответственно, Иосиф), если обратиться к основам древнеегипетского учения, - это Осирис, а царь Нечерихет - это Хор (и, соответственно, Иисус).

"Завершающий эпизод грандиозной ритуальной драмы, фрагменты которой зафиксированы в «Памятнике мемфисской теологии», очень близок к «третьей» части, где проходит коронация Хора, с тем большим отличием, что теперь Осирис уже не беспомощный утонувший царь, но всесильное божество пространства Земли, сквозь врата которой совершает свое циклическое движение Солнце. Текст лишь вкратце говорит о торжествующем Хоре, находящемся в объятиях своего отца Осириса, связывая почти воедино две важные ступени: явление в качестве властителя (VI) и объятья отца и сына (VII). Объятья между Хором и Осирисом теперь рассматриваются как воссоединение двух важнейших божественных сил, оживляющих космос, солнечного царя и восточного горизонта, на котором ежедневно «рождается» светило. Время священного момента зари, когда свет на земле приходит на смену мраку, египтяне видели как торжество непрерывности существования, как момент, когда живые и усопшие, ставшие благодаря союзу Осириса и Ра вновь живыми, воссоединяются и пребывают вне разрушительной силы времени. Значимость этого момента подчеркивалась еще в «Текстах пирамид», призывавших Осириса встать и воссоединиться с Хором, заключить сына в объятья:

«О Осирис, - это Хор меж рук твоих.
Он защитит тебя,
Он изменил свой облик вновь с тобой,
В имени твоем
«Тот, кто из Светлой земли, откуда выходит Ра».
Заключил ты руки свои вокруг него,
Вокруг него, не покинет он тебя.
Не даст Хор тебе быть утомленным,
Поверг Хор врага твоего под стопы твои,
Чтобы ты жил».

Хор и Осирис неотделимы друг от друга, даже тогда, когда Хор восходит на престол после погребения своего отца, так как божественная сила царской власти перетекает от одного царя к другому, не изменяя при этом своей сути. Именно об этой передаче энергии, о непрерывности жизни при всем разнообразии ее форм, об объединении живого и того, что лишь внешне считается мертвым, через вселенские объятья богов и говорит «Памятник мемфисской теологии». Объединение Хора, воплощающего собой жизнь и Осириса, победившего смерть, осуществляется через силу сердца и посредством преемственности божественной власти ведет к процветанию и ежегодному спасению Египта, земного царства, где правит небесный Хор, служащий своим истокам - божественному потустороннему пространству Осириса" (В. В. Солкин, "Мемфис. Ступени к спасению. Часть II").

На изображении. Слева на право. Осирис и Хор. "Хор обращаясь к Осирису говорит:
"Я пришел и наполнил для тебя каналы;
Я пришел и построил водные каналы для тебя;
Я пришел и принес тебе прохладную воду от Элефантины".

Некоторым из числа нынешних евреев, в мировоззрении которых в качестве главного мотива звучат националистические убеждения, не очень нравится идея идентичности Иосифа и Осириса. Они привыкли превозносить свои земные национальные характеристики и не готовы принять мысль, что ветхозаветное учение берет свои истоки в древнеегипетском учении. Между тем, например, Авраам, как известно, возвращался из Египта с большим богатством, и эта притча вполне определенно говорит о том, что он приобрел в Египте сокровенное знание.

"В новейшее время среди египтологов замечается стремление объяснить все библейские рассказы ...посредством египетской мифологии; исходят из того положения, что все эти рассказы являются видоизмененным отражением египетских мифов, которые израильтяне в глубочайшей древности заимствовали от египтян, подвергнув их при этом, однако, существенным изменениям. Один из представителей этого направления, Фельтер (Völter), выдвигает следующую гипотезу. Иосиф — (это) Озирис, и вся история Иосифа есть не что иное, как миф об Озирисе в форме израильской легенды. Как Иосиф является самым любимым сыном Якова, так и Озирис любимейший сын Кеба; сны Иосифа о поклонении ему полевых снопов и небесных светил — напоминают первоначальные мифы о прекрасном Озирисе, от периодического обновления которого зависят все явления природы, в том числе полевые продукты и небесные светила. Характерные для Озириса смерть и воскресение нашли в Библии свое отражение в истории падения и возрождения Иосифа (Быт., 37; 39—41). Братья ненавидят Иосифа и готовы его убить; точно так же и Сет ненавидит своего брата Озириса и умерщвляет его, но последний снова воскресает. Иосифа братья бросают в колодец, и Озириса кладут в ковчег и бросают на гибель в воду, но как тот, так и другой спасаются от злых козней своих врагов. Тюрьма, в которую попадает Иосиф, соответствует аду или подземному царству Озириса. Иосиф временно властвует над заключенными в тюрьме, Озирис — над душами умерших в подземном царстве, и т. д., и т. д. Само имя Иосифа является с точки зрения мифологистов гебраизированной формой имени Озириса. Имя «Цафнат-Паанеах», данное Иосифу фараоном, толкуют то (Zieblein) в смысле — defeuti-paanh, — «тот, кто дает пищу жизни», то (Heyes) в смысле — deientapa-anh — «тот, кто питает жизнь». В том и в другом случае название это, по мнению египтологов, имеет непосредственное отношение не только к Иосифу, который действительно для Египта сыграл роль «жизнедавца» и «кормильца», но и к Озирису, который, часто отождествляемый с Нилом, в глазах древних египтян являлся их кормильцем и питателем. Далее Фельтер утверждает, что Асенат, жена Иосифа, тождественна с Изидой, исходя из чтения этого имени по-египетски (as-u-ut), означающего «местопребывание воды». Последнее могло относиться к египетской почве, которая отождествлялась с Изидой и которая оплодотворялась Нилом — Озирисом. В благословении Якова, обращенном к Иосифу, где он сравнивает Иосифа с цветущим деревом, растущим у источника, египтологи этой школы усматривают указание на Озириса, ссылаясь на одно изображение в храме Изиды в Филах, где нарисовано цветущее дерево, посвященное Озирису..." (Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

Царь Хор Нечерихет был назван потомками именем "Священный" (Джосер), видимо, потому, что вняв советам своего мудрого помощника Имхотепа, он смог построить благоустроенное государство и во многом создал или в значительной мере развил древнеегипетское философское учение. (Этот царь объединил также прежде разделенный Верхний и Нижний Египет, что конечно тоже имеет большое значение.) Так началась Эпоха строительства Пирамид, то есть время, когда совершалась эволюция справедливого государства, которая длилась около 150 лет (когда во главе государства стояли цари: Джосер, ...Снофру, Хуфу, Джедефра, Хафра, Менкаура; в период правления Менкаура, видимо, происходил обратный процесс инволюции, что-то вроде "обуржуазивания", когда, процесс очеловечивания сменился процессом расчеловечивания). В этот период были возведены, в том числе, Великие Пирамиды Гизы. (Представим, что Советский Союз после И. В. Сталина через достойных преемников перешел на более высокую ступень организации и просуществовал как минимум 150 лет. Очевидно, это была бы разгромная победа СССР и союзных социалистических государств над Западом и мировая победа социализма и коммунизма. Так можно обозначить преимущества, которые дает древнее философское знание, и его источник, который имеется сегодня: христианское учение и теория Платона; а именно, преимущества по отношению к теории Маркса.) В память о том событии, которое стало причиной стопятидесятилетнего времени благоденствия и началом этой великой эпохи, в пределах острова Сехель, на большом камне, была записана соответствующая история, рассказывающая о семилетней засухе и о том, как она была преодолена. Этот камень называется "Стела голода".

В прошлый раз уже приводился фрагмент интервью с одним из представителей науки об эпохе строителей пирамид, и его уместно вспомнить еще раз, потому что ученый, достаточное время специализирующийся на исследовании данного вопроса, делает некоторые важные выводы, на которые хотелось бы акцентировать внимание и в этой работе.

"Лента.ру". "С чем вообще был связан такой неожиданный всплеск строительства гигантских пирамид при фараонах IV династии? Какое у них было предназначение?

Роман Орехов. Тут мы подошли к ключевому вопросу современной египтологии. Очень много сведений о Древнем Египте мы до сих пор берем из трудов Геродота. Именно от него идет традиция считать пирамиды памятником деспотизма и непомерной гордыни фараонов, которые якобы всю страну заставили работать над строительством своих грандиозных усыпальниц. Но одновременно «отец истории» повествует и о долгих годах бедствий, обрушившихся на Египет в эту эпоху.

Л. А что именно случилось?

Р. О. Помимо Геродота, в других исторических источниках сохранилось немало сведений о том, что в правление Джосера произошла природно-климатическая аномалия — Нил не разливался в течение семи лет подряд. Наступила засуха, а вслед за ней всеобщий голод. В стране начались волнения, и египетская цивилизация была на краю гибели.

В стеле с острова Сехель (в египтологии ее принято называть «Стелой голода») говорится, что в отчаянии Джосер обратился за советом к Имхотепу. Тот ответил фараону, что засуха — это месть Хнума-Ра, Бога истоков Нила, за пренебрежительное к Себе отношение. Чтобы Его задобрить, как пояснил Имхотеп, нужно построить в честь Хнума-Ра каменное святилище на берегу Нила.

Л. Это помогло?

Р. О. По крайней мере, засуха прекратилась, а Египет был спасен. Надо понимать религиозное мышление древних египтян. Они были убеждены, что в основе мироздания лежит принцип «Маат» (гармония, равновесие), который достигается двумя способами: обеспечением жертвами богов и строительством для них алтарей и храмов (включая пирамиды). В благодарность за это боги дают человеку «изобилие и благоденствие». По их представлениям, если что-то в этом балансе нарушается, мир начинает сползать в хаос. Хаосом египтяне считали усталость бога-творца Атума, который создал мир «из самого себя», то есть путем акта мастурбации.

Л. От чего он мог устать?

Р. О. Именно от этого — устал от процесса сотворения мира. Эта усталость, по их мнению, выражалась в природных бедствиях, в прекращении разливов Нила и длительной засухе. Они полагали, что для возвращения мира в состояние изначальной гармонии нужно принести жертву «обессилевшему богу». Поэтому для древних египтян строительство пирамид, которые считались домами богов, символизировало возвращение к первоначальному равновесию мироздания, возвращение к «Маат». Возникал своеобразный взаимообмен — люди ублажали богов, а те, в свою очередь, с помощью паводков давали им возможность прокормить себя.

Л. Получается, пирамиды были не столько грандиозными склепами для фараонов и символами их безудержного деспотизма и тщеславия, сколько жертвой богам?

Р. О. Да, похороненный в пирамиде фараон считался посредником между людьми и богами. Но важно понимать, что возведение пирамид еще имело важную идеологическую нагрузку. Их строительство консолидировало население вокруг власти фараонов и скрепляло единство страны. На этих гигантских стройках в той или иной степени было задействовано практически все население Древнего Египта. Одни возводили пирамиды, другие их кормили, третьи охраняли. Такой первый в истории человечества опыт всеобщего разделения труда сильно укрепил государство и его аппарат, а также позволил отвлечь народ от социальных и прочих проблем, обострившихся в стране после семилетней засухи и голода" ("Святилища в честь Хнума-Ра", интервью Р. А. Орехова).

Фраза: "Одни возводили пирамиды, другие их кормили, третьи охраняли" очень удачна и в каком-то смысле похожа на притчу. Правители-философы, по Платону, заняты построением справедливого государства, честолюбцы, то есть воины, охраняют идеальное государство, а сребролюбцы, любящие приобретать, торговать, производить что-то своими руками, создают продукты потребления.

Здесь имеет смысл вспомнить, что Маат - это Истина, Правда, Справедливость и Порядок. Маат - это справедливый миропорядок, который устанавливается на месте хаоса (Исехет) и беззакония несправедливого государства, благодаря построению справедливого государства, символом которого и является Пирамида.

Хотя описанное на Стеле голода происходило задолго до появления евреев, легенда о правлении Иосифа в Древнем Египте может рассказывать именно эту историю. Иосиф в Книге Бытия назван "евреем". Слово "еврей" в первоначальном смысле и значении означало "справедливый человек", "человек благородного происхождения", то есть "внутренний человек", имеющий умственную природу, порожденный благодаря Духу. Внешность же, национальность, раса - это только плоть, которая истлеет без остатка и не имеет столь большого значения, какое придают этому сторонники националистических взглядов, путающие Дух с бренным телом. Но человек, который родится свыше, действительно принадлежит божественному роду истинного человека, кем бы он ни был по своему земному происхождению (сравн. Евангелие от Иоанна, Ин 3, 1-12; Флп 30). Собрание (Церковь) таких людей, любящих и познающих Истину и Справедливость, имея ввиду человека любой земной национальности или расы, называется "избранным народом". И, таким образом, речь идет об интернационализме, объединяющем земные народы в дружную семью народов и в истинное человечество, в основе которого стоит единый народ. Этот интернационализм в каком-то смысле соответствует известному коммунистическому воззванию "пролетарии всех стран соединяйтесь"(!), говоря в данном случае о философах (другими словами о "совершенных"), как о друзьях, о которых говорит Иисус в Евангелии от Иоанна, и о которых Пифагор и Платон говорили: "у друзей все общее", что также можно сказать и о героях (которых воспевают древнегреческие поэты Гесиод и Гомер), действующих заодно с философами, в то время как понятия "герой" и "философ" могут соединяться или перетекать одно в другое, поскольку речь идет о действующих единым фронтом сторонниках общего дела, сражающихся за Истину и Справедливость, ибо "Мать - это Истина, а Знание - Согласие" (Флп 110).

Притчу же (сон царя о дважды семи коровах и семи колосках пшеницы) можно истолковать так. Семь благоприятных лет - это Эпоха Пирамид, время процветания, эволюции благоустроенного государства, о котором правильно будет сказать: Царство Божие на Земле (или Царство Отца, сравн. Евангелие от Фомы, Фм 117, Фм 2, Послание к Эфесянам, Эф 3, 15 и др.). Семь неблагопрятных лет голода - это последующее время этой эпохи ("сей век") в течении которого большую часть времени во всем мире и в отдельных государствах будет преобладать несправедливость, включая современный период, вплоть до начала периода, который назван концом эпохи ("конец века" в евангелиях, от греч. слова "эон" - век, эпоха), когда снова будет строиться на Земле идеальное государство. Благодаря эволюции этого справедливого государства (идеальной политической системы) наступит будущая эпоха (сравн. Евангелие от Луки, Лк 20, 35-36).

Великие Пирамиды и Сфинкс Гизы могли быть построены со вполне определенной целью, - для напоминания лучшим представителям человечества о правильном пути, который ведет к спасению. Три большие Пирамиды и охраняющий две из них Сфинкс, тем самым, как бы предохраняют человеческую цивилизацию от самоуничтожения.

Об этом, опять же с помощью притчи, рассказывается в книге арабского историка Ибрагима ибн Вазиф-шаха (книга "История Египта и его чудес", конец XII в.).

«Вот почему были воздвигнуты эти две пирамиды (пирамиды Хуфу (Хеопса) и Хафра (Хефрена)). За триста лет до потопа Суриду приснился сон. Ему почудилось, что земля перевернулась, люди в ужасе бежали куда глаза глядят, звезды падали и сталкивались, издавая ужасающий грохот. Испуганный Сурид никому не рассказал об этом сне, но он был уверен, что скоро в мире произойдет какое-то страшное событие. Через несколько дней ему приснился другой сон. Ему почудилось, что неподвижные звезды вдруг обрушились на землю в виде больших белых птиц и, на лету хватая людей, сбрасывали их в ущелье между двумя горами, которые после этого сомкнулись, а потом эти блестящие звезды потускнели и потемнели…» Охваченный ужасом, он отправился в Храм Солнца, созвал всех жрецов и приказал им обратиться за советом к звездам; мудрецы-астрологи пришли к выводу, что приближается потоп, который уничтожит страну. «Тогда, — продолжает автор, — царь приказал построить пирамиды и прорыть в них канавы, в которые Нил проникнет до определенного места, а затем повернет и потечет в некоторые западные районы и к Сайду. Он приказал наполнить пирамиды талисманами, всякими диковинками, сокровищами и идолами и захоронить там тела царей. Согласно его воле, жрецы начертали на этих монументах изречения мудрецов. Таким образом, на пирамидах везде, где только имелось место — на полу, на потолках, на стенах, — были изложены науки, известные египтянам, нарисованы звезды, написаны не только названия лекарств, но и их полезные и вредные свойства, сведения о талисманах, математике, архитектуре — все это было объяснено очень понятно для тех, кто знаком с их письменностью и понимает их язык…» Далее автор сообщает о сооружении пирамид, строительство которых было начато под благоприятным гороскопом, и добавляет: «Когда они были закончены, их покрыли сверху донизу разноцветной парчой и устроили в связи с этим празднество, на котором присутствовали все жители Египта. В западной пирамиде (пирамида Хафра (Хефрена)) соорудили тридцать кладовых из цветного гранита и наполнили их сокровищами и различными вещами: статуями из драгоценных камней, орудиями из отменного железа, оружием из нержавеющего металла, стеклом, изумительными талисманами, простыми и сложными лекарствами, смертельными ядами. В восточной пирамиде (пирамида Хуфу (Хеопса)) расположили комнаты, где было изображено звездное небо и собрано все то, что связано с деяниями предков Сурида: статуи, благовония, воскуряемые планетам, книги о них, карты неподвижных звезд и таблицы их перемещения, перечень минувших событий, происшедших под их влиянием, а также указано время, когда нужно изучать светила, дабы узнать будущее… Там же имелись бассейны с чудотворной водой и другие подобные сооружения. В раскрашенной пирамиде (меньшая из трех пирамида Менкаура (Микерина), облицованная розовым гранитом) были установлены черные мраморные гробы с телами жрецов; около каждого жреца лежала книга, где описывались чудеса искусства, которое он проповедовал, его жизнь и деяния, а также все, что было создано в его время, и все, что было и будет от начала до скончания веков. Стены пирамид покрывали изображения выполняющих всевозможные работы людей. Они были размещены сообразно с их званиями и титулами. Эти изображения сопровождались описанием ремесел, необходимых орудий и всего, что относилось к ним. Ни одна наука не была забыта… В пирамиде были собраны дары, принесенные планетам и звездам, а также сокровища жрецов.

К каждой пирамиде был приставлен страж. Западную пирамиду охраняла статуя из гранитной мозаики; в ее руке было нечто вроде небольшого метательного копья, голова была увенчана змеей, свернувшейся в клубок. Как только кто-нибудь приближался к статуе, змея бросалась на него, обвивалась вокруг его шеи, умерщвляла и возвращалась на свое место. Стражем восточной пирамиды была статуя из черного камня с темными и белыми прожилками; она восседала с широко открытыми блестящими глазами на сундуке с сокровищами, держа копье в руке. Если кто-нибудь смотрел на нее, он слышал устрашающий голос, повергавший его ниц, и он умирал на земле, не будучи в состоянии подняться. Цветную пирамиду охраняла статуя из орлиного камня, установленная на пьедестале. Стоило кому-нибудь взглянуть на нее, как его притягивало к статуе, и он тут же умирал. Когда сооружение пирамид было закончено, их окружили бесплотные духи, которым приносили в жертву животных, что должно было защищать их от любого, кто захотел бы к ним приблизиться, за исключением посвященных, совершавших необходимые обряды.

В коптских книгах сказано, что на боковых стенах пирамид выгравирован следующий текст: "Я, царь Сурид, воздвиг эти пирамиды тогда-то; я построил их за шесть лет; если кто-либо из тех, кто будет царствовать после меня, возомнит себя равным мне, пусть разрушит их за шестьсот лет! Хотя всем хорошо известно, что гораздо легче разрушать, нежели строить. Когда они были закончены, я покрыл их парчой; пусть же тот, другой, покроет их простыми циновками!" (Лауэр Жан-Филипп, "Загадки египетских пирамид").

Эта легенда похожа на детскую сказку, но смысл приведенной притчи глубок, что говорит о том, что тот, кто составил её (видимо, это притча христиан-коптов), хорошо понимал о чем идет речь.

Царь Джосер, попросивший совета о том, как справиться с многолетней засухой у своего визиря Имхотепа, правил до того времени уже 18 лет. Это была первая часть времени его правления, когда в государстве царила несправедливость. Затем он полностью изменил политическую систему и построил справедливое государство, и, таким образом, сумел найти единственный правильный путь по которому сможет пройти справедливый правитель, избежав гибельного пути тирана, ведущего, часто, к осуждению при жизни, и к соответствующему посмертному воздаянию (о чем рассказывается в 10 книге "Государства").

Несколько фрагментов из названной книги:

"Несправедливые люди, при всей их ловкости, действуют как те участники двойного пробега, которые в один конец бегут хорошо, а на дальнейшее их не хватает; сперва они несутся во весь опор, а в заключение делаются посмешищем и, не добившись венка, уходят с поникшей головой и повесив нос. Между тем подлинные бегуны достигают цели, получают награды и увенчиваются венками: не так ли большей частью случается и с людьми справедливыми? Каждый поступок этих людей, каждое общение и весь их образ жизни вызывают в конце концов уважение со стороны других: вот в чем состоит эта награда" ("Государство", Книга 10, 613)

"А с другой стороны, о несправедливых людях я говорю, что большинство из них, если смолоду им и удалось притаиться, под конец жизни все равно уличат, они станут посмешищем, и под старость их ждет жалкая участь: ими будут помыкать и чужеземцы, и свои..." (613).

О том, что касается загробного воздаяния: "...За всякую нанесенную кому-либо обиду и за любого обиженного все обидчики подвергаются наказанию в десятикратном размере (рассчитанному на сто лет, потому что такова продолжительность человеческой жизни), чтобы пеня была в десять раз больше преступления. Например, если кто стал виновником смерти многих людей, предав государство и войско, и многие из-за него попали в рабство или же если он был соучастником в каком-нибудь другом злодеянии, за все это, то есть за каждое преступление, он должен терпеть десятикратно большие муки" (615; большой привет М. С. Горбачеву, А. Б. Чубайсу, Д. А. Медведеву, А. Г. Силуанову, А. Л. Кудрину и т. п. "либеральным реформаторам", а также В. В. Путину).

Рассказ человека (сраженного на поле боя и "умершего", очнувшегося через десять дней) видевшего, какое посмертное воздаяние получают души тиранов: "Он говорил, что в его присутствии один спрашивал там другого, куда же девался великий Ардией. Этот Ардией был тираном в каком-то из городов Памфилии еще за тысячу лет до того. Рассказывали, что он убил своего старика отца (то есть народ, что, как говорит Сократ, ставят в вину тиранам, — Д. Г.) и старшего брата (то есть ум, способный видеть и познавать Истину и Справедливость, — Д. Г.) и совершил много других нечестий и преступлений. Тот, кому был задан этот вопрос, отвечал на него, по словам Эра, так: "Ардией не пришел, да и не придет сюда. Ведь из разных ужасных зрелищ видели мы и такое: когда после многочисленных мук были мы уже недалеко от устья и собирались войти, вдруг мы заметили Ардиея и еще некоторых — там были едва ли не сплошь все тираны, а из простых людей разве лишь величайшие преступники; они уже думали было войти, но устье их не принимало и издавало рев, чуть только кто из этих злодеев, неисцелимых по своей порочности или недостаточно еще наказанных, делал попытку войти. Рядом стояли наготове дикие люди с огненным обличьем. Послушные этому реву, они схватили некоторых и увели, а Ардиея и других связали по рукам и ногам, накинули им петлю на шею, повалили наземь, содрали с них кожу и поволокли по бездорожью, по вонзающимся колючкам, причем всем встречным объясняли, за что такая казнь, и говорили, что сбросят этих преступников в Тартар. Хотя мы и натерпелись уже множества разных страхов, но всех их сильнее был тогда страх, как бы не раздался этот рев, когда кто-либо из нас будет у устья; поэтому величайшей радостью было для каждого из нас, что рев этот умолкал, когда мы входили" ("Государство", 615-616).

Здесь можно упомянуть одну из историй о философе Диогене Синопском, где рассказывается о том, как он сравнивает себя с бегуном на дальнюю дистанцию. Диоген наложил на себя обет бедности, при этом считая себя богачем, и, как видно, умело пользовался природным талантом привлекать к себе внимание, войдя в историю как самый скандальный древнегреческий философ. Поэтому многие афиняне знали его и, можно сказать, любили, несмотря на его склочный характер. Ведь и сам он сравнивал себя с собакой. "Он говорил, что для людей с добрым именем он пес, но никто из этих людей почему-то не решается выйти с ним на охоту". "Однажды он рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он принялся верещать по-птичьему; собрались люди, и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся. Он говорил, что люди соревнуются, кто кого столкнет пинком в канаву, но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым". "Тем, кто говорил ему: "Ты стар, отдохни от трудов", он отвечал: "Как, если бы я бежал дальним бегом и уже приближался к цели, разве не следовало бы мне скорее напрячь все силы, вместо того, чтобы уйти отдыхать?" "Рассуждал он следующим образом. Все находится во власти богов; мудрецы – друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам" (Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов".) Как видно (судя по последней цитате), главный принцип, который лежит в основе учения Платона и христианского учения, был хорошо известен и среди философов других древнегреческих школ.

Как уже говорилось первые 18 лет правления Джосера были не самым лучшим временем. Не правда ли интересное совпадение, что В. В. Путин тоже уже 18 лет находится во главе государства, занимает высшие руководящие посты, и современная ситуация похожа на ту, что была в описываемые времена в Древнем Египте: отсутствие справедливости и раздор внутри государства, которое разделено на небольшую группу живущих в роскоши богачей, включая окружение президента, тогда как абсолютное большинство, то есть народ, не имеет многого из того, что необходимо для нормальной жизни.

Сможет ли президент Путин, подобно тому как это сделал царь Джосер, выбрать правильный путь, ведущий к справедливости и всякой добродетели, или по прежнему будет придерживаться противоположного пути?

Не похоже, что президент собирается что-то серьезно менять, но напротив создается впечатление, что все делается для того, чтобы сделать нынешнюю несправедливую политическую систему еще более жесткой и бесчеловечной. То, что делают президент и его окружение, сформированное им правительство, способствует тому, что положение народа еще более ухудшается, в то время как обокравшие народ богачи еще более богатеют.

Раз за разом, вернее сказать, время от времени Владимир Путин проговаривается, демонстрируя свои сформировавшиеся мировоззренческие взгляды и убеждения, оправдывая основы нынешнего политического режима, и, тем самым, несправедливость. Из этого видно, что его взгляды на то, как должно быть устроено государство не имеют никакого отношения к подлинной справедливости, что никакого справедливого государства он строить не собирается, а то, что он называет справедливостью - есть не что иное как та самая несправедливость, которая лежит в основе нынешней политической системы.

Времени остается все меньше, неумолимо движутся колеса истории. Остается только год, в течении которого президент Путин может сделать окончательный выбор.

Когда открывается древняя тайна, Истина подлинного учения, народ и его представители получают право рассчитывать на благоприятные изменения в государстве, требовать установления справедливости. С этого времени лукавые речи о том, что справедливость - это что-то неправильное и вредное, ужасное, страшное и тоталитарное, или что справедливость - это некая сомнительная деятельность для отвода глаз, осуществляемая властями под видом установления справедливости, уже не могут быть приняты.

Вот уже идет третий год с того времени как стало ясно о какой справедливости говорится в христианском учении и была выяснена связь этого учения с учением Платона о благоустроенном государстве. Однако в Российской Федерации все остается по прежнему, несправедливость торжествует, ничего в своей основе не меняется. Не об этом ли рассказывается в притче:

"Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её" (Лк 13, 6-9).

Смоковница - это символ государства. Бесплодная смоковница - это несправедливое государство. Плодоносящая смоковница - это справедливое государство. Три урожая плодов смоковницы, которые дает это дерево в течении года, - это образ с помощью которого описывается эволюция справедливого государства, от третьего по достоинству идеального государства (например, Ленинский и Сталинский СССР) к первому по достоинству благоустроенному государству (будущей эпохи). Этот эволюционный период описывается в евангельских притчах о конце эпохи ("конец века").

Бесплодную смоковницу выкапывают и бросают в огонь, и на её месте сажают смоковницу, приносящую плод. Так на месте несправедливого государства строится благоустроенное государство. Об этом сказано: "Иисус сказал: "Я бросил огонь в мир, и вот Я охраняю его, пока он не запылает" (Евангелие от Фомы, Фм 10). Под "миром" здесь понимается "сей мир" в котором, в соответствии с христианским учением правит дьявол. Это тот мир, который "весь лежит во зле". Также нужно отличать "мир" от "Мира" (сравн. Евангелие от Фомы, Фм 114), то есть несправедливые государства от справедливого государства или идеальной политической системы (Царство Отца и Царство Небесное). Огонь - это идея Блага, также, огонь - это помазание в Духе и Истине (Евангелие от Филиппа, Флп 66, Флп 74), то есть принятие и распространение совершенной идеи Благодеяния (и, соответственно, коммунистической идеи), Благой вести. "Помазание выше крещения. Ибо благодаря помазанию мы были названы христианами, (а) не благодаря крещению. И Христос был (так) назван благодаря помазанию. Ибо Отец помазал Сына и Сын помазал апостолов, а апостолы помазали нас. Тот, кто помазан, обладает всем, он обладает воскресением, светом, крестом, Духом Святым. Отец дал это ему в Чертоге Брачном; он получил (это)" (Флп 95).

Мавзолей на Красной площади и ступенчатая пирамида царя Джосера - это символы начала справедливой эпохи, которые прославляют ее. Обе пирамиды как бы рассказывают о третьем по достоинству идеальном государстве, имея ввиду эволюционную шкалу, которая приведена у Платона, тем самым показывая начало эволюции нового справедливого государства.

Такое государство построить проще чем следующую за ним политическую систему более высокого уровня организации. Таким более простым идеальным государством был Ленинский и Сталинский СССР. Справедливому человеку достаточно будет посмотреть цифры и графики, темпы развития и т. п. характеристики, и сравнить эти данные с положением в современной Российской Федерации, чтобы понять, что эти два примера - это два противоположных полюса, то есть полюс справедливости тогда (насколько она была достижима в тот отрезок времени) и полюс несправедливости теперь. А то благоустроенное государство, которое описывает Платон в диалогах "Государство" и "Законы" и на которое даются ссылки в христианском учении, имеет еще более высокое и сложное устройство. Это государство, в котором правят философы (власть совершенных людей). Необходимое количество таких людей нужно сперва вырастить и воспитать, и лучше всего это получится сделать в условиях благоустроенного государства.

Таким образом, выбор который предстоит сделать может быть точно определен, потому что имеется возможность во многих деталях указать, каким должно быть справедливое государство, с которого начинается эволюция идеального государства. Это выбор между справедливостью и несправедливостью. В соответствии с учением Платона может быть пять типов государства, одно из которых - справедливое государство, а прочие четыре - государства с порочным государственным строем (тимократия, олигархия, демократия и тирания), которые нет нужды рассматривать в числе планируемых на будущее проектов, потому что и христианское учение и учение Платона определяет такие государства как разновидности несправедливого государства.

Поэтому, вполне закономерным и обоснованным является требование к властям Российской Федерации о восстановлении вполне определенного и хорошо известного государственного строя. Речь идет об установлении общественной собственности на средства производства, о прекращении разграбления страны и народа, о направлении освободившихся средств на благо народа, о создании плановой экономики, об индустриальном и технологическом развитии государства. Все что нужно сделать хорошо известно в мельчайших деталях, потому что в 1930-1940-е годы мы уже прошли этот путь. Этот опыт нужно наложить на современность, и взять все самое лучшее из той эпохи. Ибо таков путь справедливости. Другой, противоположный путь, - это продолжение нынешнего антинародного курса, путь беззакония. (Ибо "всякая неправда есть грех". "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие".)

Вот такой простой выбор стоит перед президентом Путиным, с помощью которого он мог бы выказать заботу о своей душе и оправдаться перед народом, либо окончательно погубить себя, продолжив прежний курс.

Это всего лишь два пути. Один из них - путь расчеловечивания, по которому идет несправедливый и незнающий человек, который утверждает, будто человеку полезно творить несправедливость, а действовать по справедливости невыгодно. Если такой человек высказывается против идеи Блага, то есть против идеи построения идеального государства, он, тем самым, выступает против Истины и Справедливости, высказывая хулу на Святой Дух. На противоположном полюсе - путь очеловечивания, о котором Иисус сказал: "[Это путь], чтобы мы исполнили всю Справедливость" (Флп 89).

Если В. В. Путин выберет правильный путь, и развитие пойдет в правильном направлении, можно будет понять это, судя по тому, что в нашей стране не будет власти богачей-олигархов, и не будут осуществляться "либеральные реформы", такие как закон о повышении пенсионного возраста, или повышения налогов и т. п. грабительские меры, а также судя по отношению к советскому периоду истории, то есть по тому, какую позицию будут занимать и что будут говорить в телевизоре ведущие новостей и политических шоу, какие фильмы будут снимать режиссеры, получающие поддержку государства, будет ли закрыт фанерками Мавзолей на Красной площади на майские праздники... Понять это можно будет достаточно просто. Результат будет, как говорится, налицо, перед глазами.

Как это следует из христианского учения, в государстве может быть установлена либо высшая власть от Бога (в справедливом государстве), либо низшая власть от дьявола (в несправедливом государстве), который (то есть дьявол) "бродит, будто рыкающий лев, ища кого поглотить". Всякий несправедливый человек, в соответствии с этим высказыванием (апостола Петра), - это человек находящийся под властью лукавого. О том же говорит апостол Иоанн: тот, кто принимает неправду, тот делает грех и беззаконие; "кто делает грех, тот от диавола". Еще более жестко определяется отношение к несправедливому человеку в Евангелии от Фомы (вместе со ссылкой на соответствующее место в "Государстве"): "Проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком". Поэтому те, кто делает Николая второго святым, мало что понимают в христианском учении, главная суть которого - путь справедливости. Где они увидели справедливость в Романовской империи? От Алексея Михайловича и до Николая второго - сплошь тиранические режимы, во главе с правителями-тиранами, самыми жесточайшими методами порабощавшими народ. Не случайно Алексей Михайлович был назван "Иродом" и проклят монахами Соловецкого монастыря. Этот правитель вверг народ в рабство, причем это происходило через несколько десятилетий после справедливой эпохи царя Ивана Васильевича, когда в народной памяти еще были свежи воспоминания о том, что такое подлинное государство. Историк А. И. Фурсов сравнивает происходившее в тот период с тем, что происходит в нашей стране сегодня. Создается впечатление, что политический режим, во главе которого стоит В. В. Путин, похожим образом, все больше и больше затягивает удавку на шее народа.

Таким образом, как утверждается в христианском учении (имея ввиду приведенное выше высказывание Иисуса), тиран - это проклятый человек. А вот царь Иван Васильевич свят, потому что "блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком". (Каким является справедливый человек, обладающий знанием, и поэтому понимающий, что наибольшее благо себе самому, всему народу и человечеству можно принести в случае, если удастся начать построение справедливого государства, поэтому в главной христианской молитве мы говорим: "да будет воля Твоя, да приидет Царство Твое и на Земле как на Небе". Ибо "блажен Отец и воля Его в том, что Благо".) Отсюда образ сфинкса, изображающий царя справедливости. И противоположен ему образ льва, изображающий человека, помазанного духом лукавства. Это два противоположных полюса. "Когда звероподобную сторону своей натуры подчиняют человеческой — вернее, пожалуй, божественной, — это прекрасно, когда же кротость порабощается дикостью, это постыдно и безобразно". Последнее можно сказать о тиране, убивающем своего отца (вспомним, что под образом отца здесь понимается народ). Некоторые называют И. В. Сталина "тираном". И тем самым делают ошибку, потому что говорят это, не понимая смысла слова "тиран". Между тем, вопрос о том, кто является тираном - это одно из важных положений теории Платона. Этот вопрос точно и определенно разъясняется в написанных Платоном диалогах. Сталин - не тиран. А вот Алексей Михайлович или Николай II - пример тиранов. Другой яркий пример тирана, более понятный современникам, - Б. Н. Ельцин, как человек пришедший к власти на волне народного доверия и затем уничтоживший эту самую демократию (имеется ввиду расстрел из танков Дома Советов), ограбивший, с помощью своих помощников-реформаторов свой народ и поставивший его на грань выживания (отсюда образ тирана, убившего своего отца). Во многом то же можно сказать о М. С. Горбачеве и Н. С. Хрущеве, как о тех, кто стоял у истоков и курировал начальные этапы пути предательства. На совести этих горе-правителей миллионы погибших, разделенное на части государство, тяжелое положение народа, уничтоженная во многом промышленность и т. д. Еще один пример тирана - В. В. Путин, потому что за то время, какое он находится во главе государства или был главой правительства, он еще ничего не сделал для того, чтобы преобразовать Российскую Федерацию в справедливое государство. С другой стороны, В. И. Ленин и И. В. Сталин - прямо противоположный пример подлинных народных вождей, которые наилучшим образом позаботились о своих родителях, то есть о Родине и народе, об Отчизне.

Тиран - это человек, обладающий единоличной властью, который, думая, что он что-то знает и понимает, в действительности, не обладает подлинным знанием и не имеет понимания, что такое справедливость. По этой причине при его правлении устанавливается несправедливый и жестокий государственный строй. Об этом говорится: "Если слепой ведет слепого, оба падают в яму". (Когда власть находится в руках правителя-тирана, народ и отдельные индивидуумы оказываются под разлагающим воздействием среды порочного государственного строя, в условиях, которые в значительной мере препятствуют творческому, научному, философскому, духовному и культурному развитию человека. Отсюда образ Ирода, убивающего младенцев, понимая под младенцами духовных людей, родившихся свыше, Ин 3, 1-12).

Высшая власть - это всякая истинная власть (это, например, вся иерархическая цепочка властей и начальств, действующая в согласии с законом в справедливом государстве, которое само по себе священно и по этой причине называется "Царством Отца", Фм 117, Фм 2, Еф 3, 15), благодаря которой устанавливается справедливость и порядок в государстве. Низшая власть - это не власть, а только название, ведь было бы странно, если бы дети Бога, которые ходят в Истине и живут Правдой, стали бы подчиняться власти дьявола. Власть худших людей государства действует в интересах узкой группы лиц, пренебрегая интересами народа, и, соответственно, нет ничего удивительного, что в устроенном на таких началах государстве закономерно устанавливается несправедливость и хаос, распространяется беззаконие.

Высшая власть - это власть лучших людей государства. Низшая власть - это власть худших людей государства. Различие между ними проявляется благодаря одному яркому признаку. Лучшие люди государства не ставят своей задачей накопление денег, золота, драгоценностей. Им не интересна частная собственность. Они не стремятся получить власть ради власти. Их целью является общее дело, то есть справедливое государство. Это то, что дает им чувство удовлетворения. Пример, - В. И. Ленин, И. В. Сталин. Поэтому говорится: "Блаженны бедные, ибо ваше Царство Небесное". В том смысле, что под словом "бедные" понимаются друзья, у которых все общее. Худшие люди государства стремятся во власть с целью удовлетворить свои низшие животные побуждения, стараясь достичь собственного благополучия, собирая сокровища на Земле, "где моль и ржа истребляют, и воры подкапываются и крадут", как это делают нынешние наши правители, строящие себе дворцы и покупающие яхты, перевозящие на международные выставки собачек на частном самолете. Такие люди маскируют свою порочность ложными учениями Солженицыных о несправедливости справедливости и о справедливости несправедливости, называя справедливого человека несправедливым, а несправедливого справедливым.

Как пишет Платон, тиран намеренно окружает себя худшими людьми государства. Ему надо зорко следить за тем, кто мужествен, кто великодушен, кто разумен, кто богат. Благополучие тирана основано на том, что он поневоле враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство. Такое очищение противоположно тому, что применяют врачи: те удаляют из тела все наихудшее, оставляя самое лучшее, здесь же дело обстоит наоборот. Чтобы сохранить за собою власть, тиран перестраивает под себя все государство, так что в конце концов не остается никого ни из друзей, ни из врагов, кто бы на что-то годился. Он связан блаженной необходимостью либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью.

Попробуем описать современную Российскую Федерацию с помощью уподобления. Наше государство похоже на большой старый трактор, который одиноко стоит в поле. Его когда-то мощный мотор изношен и работает с перебоями. Время от времени у него отваливаются некоторые важные для его функционирования детали и он удивительным образом как то обходится без них. Его периодически включают и прогревают, но никто не хочет проехаться на нем. Из тех, кто имеет доступ к нему никто не может вспахать поле и засеять пшеницу, и поэтому он не ездит, а стоит на одном и том же месте, в поле, которое за эти годы превратилось в пустыню. На поле растет терновник и верблюжья колючка.

Бывает, что тракторист и его помощники протирают пыль и снимают с этой старой машины какие то важные части и устанавливают на нее другие части, некоторые из которых, кажутся ненужными и выглядят несуразно. Этому трактору требуется большой и качественный ремонт и большое усовершенствование. Говорят, в будущем из него можно будет сделать огромный космический корабль, который сможет вечно летать в Космосе. Главный тракторист и его помощники не верят в эти сказки. Они заняты важным исследованием выросшего в поле терновника и подкладывают удобрение под верблюжьи колючки.

Рычаги этой машины находятся в руках людей, которые называют себя представителями законной власти. Лицом этой власти выступает президент, который уже 18 лет "трудится на благо народа", занимая высшие руководящие должности. Результат этой деятельности - преуспевание богачей-олигархов и их семей, и обеспеченная жизнь тех, кто выполняя разного рода деятельность, порой весьма сомнительного свойства, обслуживает эту власть, принимая щедрое вознаграждение. Среди тех и других трудно или скорее невозможно найти человека, которого можно было бы назвать справедливым. Что касается тех, кто лицемерно прислуживает власти, вспоминается такая история. "Однажды ...Аристипп, который нажил состояние, восхваляя тирана, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял тирана, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, тебе не пришлось бы прославлять тирана!».

Разница между справедливым и несправедливым человеком проявляется в том, что есть люди, которые заботятся в первую очередь о собственных интересах и забывают об интересах всего народа, и есть люди, которые в первую очередь заботятся об общих интересах, а во вторую очередь о себе. О том, кто из них прав можно понять из высказывания, которое считается заповедью: "Итак во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними и вы".

О том же говорит Сократ: "Истина же гласит так: Бог никоим образом не бывает несправедлив, напротив, Он как нельзя более справедлив, и ни у кого из нас нет иного способа уподобиться Ему, нежели стать как можно более справедливым. Вот здесь-то и проявляются истинные возможности человека, а также ничтожество его и бессилие. Ибо знание этого есть мудрость и подлинная добродетель, а незнание – невежество и явное зло. Прочие же мнимые возможности и премудрости оборачиваются грубостью в делах государственного правления и пошлостью в искусствах. Поэтому людям несправедливым и неблагочестивым в словах и поступках лучше всего не позволять искусно злоупотреблять своей злокозненностью, ибо они кичатся своим позором и не предполагают даже услышать, что они – вздорный люд, то есть бремя Земли, а не благоспасаемая опора Отечества" (Платон, "Теэтет", 176 С, Д).

Вот такой выбор стоит перед каждым человеком. Главный же выбор будет делать президент Путин, потому что на нем лежит наибольшая ответственность за то, что происходит в стране. Если бы этот человек смог чудесным образом измениться, вдруг превратившись в справедливого человека, это было бы благом для него самого и нас всех. Если же это невозможно, нас ждут трудные времена и тяжелые испытания, что, впрочем, не должно нас пугать, ибо сказано: "Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие". Это означает, что, в любом случае, за возможность строить справедливое государство нужно будет бороться.

"Природные свойства души в сочетании друг с другом и с некоторыми благоприобретенными качествами делают то, что из всех возможностей человек способен, считаясь с природой души, по размышлении произвести выбор: худшим он будет считать образ жизни, который ведет к тому, что душа становится несправедливее, а лучшим, когда она делается справедливее; все же остальное он оставит в стороне" ("Государство", 10, 618).

Изображение. Река Волга, с которой русские путешественники, совершавшие "хожения в Егупет" ассоциировали Нил. (Фото, https://megaribolov.ru/index.php/entsiklopediya-rybolova/opisanie-vodoemov/opisanie-rek/1536-volga.)

1.0x