Сообщество «Салон» 00:00 7 августа 2014

Дух цивилизации

Выставка "Портрет российской словесности" в Доме-музее Марины Цветаевой - проект, собравший художников разных стилей и разных возрастов — интереснейший опыт с точки зрения взаимодействия слова и образа, попытка современных художников обратиться и к классике XIX века, и к Серебряному веку, и к новейшей литературе.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Николай Заболоцкий

История искусства, векторы его движения во многом определялись и определяются взаимодействием его видов и, прежде всего, искусства изобразительного и словесного.

Так, в древние времена, когда старцы-учителя, поэты, подобные Гомеру, передавали легенды и мифы молодому поколению, они передавали, в первую очередь, устный текст, но этот текст получил воплощение и остался для потомков в скульптуре, в архитектурных росписях, в вазописи. Эти произведения искусства создавали единую творческую среду человека Античности.

Затем христианская эпоха создала великое Евангелие, которое и сопровождалось книжной иллюстрацией, и породило великое искусство иконописи. А с появлением книгопечатания текст и визуальный образ стали единым арт-объектом — книгой.

Позднее, в XIX веке, поэты и писатели сначала создавали свои образы в виде легких эскизов и набросков — как Пушкин, а то и картин — как Лермонтов — те образы, которые они потом облекали в тексты. С другой стороны, в этот же период художники были великолепными писателями и поэтами — Шишкин, Левитан, Репин, Федотов.

Параллельно с этим развивался народный лубок, воплотивший чувство, сознание, мироощущение простого русского человека. Лубок обязательно сопровождался метким, емким текстом, что получило потом продолжение в плакатном искусстве революционной эпохи у Маяковского, Дейнеки, Моора.

ХХ век дал великие образцы единства литературы и изобразительного искусства. В Серебряном веке художников и поэтов, породив уникальную творческую среду, сплотили журналы "Весы", "Аполлон", "Золотое руно", "Мир искусства". Советские графики — Фаворский, Константинов, Харламов, Кибрик, Шмаринов, Митурич, Конашевич, Лебедев, Пахомов — создали иллюстрации к произведениям древнерусской литературы, русской и советской классики.

Для многих художников в этот период творческим спасением была работа в области детской книги, которую мы не мыслим без иллюстраций, которые в первую очередь нужно нарисовать.

И вот это единство слова и зримого образа пытаются разрушить в нынешнее время компьютерными технологиями, когда в электронные книги закачивается голый текст. Современные бульварные романы довольствуются лишь красочными обложками, за которыми опять-таки скрывается голый, как скелет, текст.

Когда разрушается единство двух видов искусства, мы утрачиваем гораздо более значимое единство — единство мироощущения художника и поэта.

Визуальный образ первичен, он рождается в глубинах нашего сознания — как когда-то родился бизон в пещере Альтамира — а потом уже выливается в текст. Этого не могут отменить никакие компьютерные технологии.

Такие мысли навеяла мне выставка "Портрет российской словесности", открывшаяся 30 июля в Доме-музее Марины Цветаевой. Этот проект, собравший художников разных стилей и разных возрастов — интереснейший опыт с точки зрения взаимодействия слова и образа, попытка современных художников обратиться и к классике XIX века, и к Серебряному веку, и к новейшей литературе.

В выставке приняли участие ваш покорный слуга, Александр Кибальников, Ираида Маркелова, Геннадий Севастьянов, Владимир Белан, Татьяна Горелова, Александра Загряжская, Алексей Локтев, Степан Мокроусов, Вячеслав Пилипер, Александр Рябичев, Даниэла Рабичева, Маргарита Сюрина, Екатерина Успенская, Ксения Черномор.

Художники представили вниманию зрителей портреты Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой. Иллюстрации к произведениям классиков и современников. В работе каждого из авторов видна идея, живёт душа и дышит дух.

Ведь пик всякой цивилизации, какой бы она ни была — древнейшей и новейшей — это ее идея, душа, дух. Все остальное — вторично. Сильные мира сего об этом часто забывают. Они думают, что укрепятся военными кораблями, подводными лодками, новейшими самолетами и тому подобным. Они воображают, что чем больше танков сойдет с конвейера, тем они станут сильнее. Ничего подобного!

Если есть в цивилизации основа (я говорю здесь не о культуре, не об эстетике, я говорю о более высоком — о духе), тогда цивилизация будет жить, и жить вечно. А если за танком или ракетой нет никакой идеи, кроме личной власти и наживы, нет никакого сверхсмысла, который ракета и танк призваны отстаивать, то такая цивилизация обречена на гибель. Ведь все цивилизации умирали, когда иссякала их духовность.

Сейчас это особенно остро чувствуешь в Крыму, откуда я недавно вернулся. Это богоизбранное место связано с великой поэзией, пантеизмом этого мира, оно дарит бесконечное вдохновение. Воздух Крыма наполнен поэзией и музыкой. Сегодня Крым вдохновился великой идеей, с новой силой ощутил дыхание русской истории. И как прекрасен Черноморский флот, одухотворенный этой идеей!

И великая русская литература, лики которой представлены на выставке, всегда касалась сути нашей духовности. И не важно, кем были писатели или поэты — реалистами, имажинистами, футуристами — они коснулись сущего. И это сущее сделало их великими.

Выставка работает по 24 августа.

Адрес: Борисоглебский пер., д. 6, стр.1,

проезд: м. "Арбатская", Тел. (495) 695-35-43, 697-53-69

26 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x