Сообщество «Китай-Го (中国)» 20:19 30 сентября 2016

Другой Китай

Иные граждане РФ периодически заявляют: « Русский народ просто не создан для демократии. У нас всю жизнь была монархия. Нам нужен сильный лидер, вождь». Точно так же говорят и жители КНР: «У нас традиционные конфуцианские ценности. Нам нужна власть, которая будет вести нас за собой. Китайский народ пока слишком малообразован, чтобы перейти к демократии». На соседнем Тайване, 99% которого этнические китайцы, несмотря на «конфуцианские ценности» и «политическую отсталость жителей» смогли построить и демократию, и национальное государство. Рассказываем, как.

Китайская Республика и Тайвань до прихода Гоминьдана

Строго говоря, Китайская Республика была образована еще в 1911 году после Синьхайской революции и до гражданской войны 1946-1950 годов контролировала большую часть материкового Китая. Однако в современном виде она оформилась лишь в 1949 году, когда отряды Гоминьдана во главе с Чан Кайши проиграли коммунистам в гражданской войне и вынуждены были бежать на Тайвань. С тех пор под непосредственным контролем Китайской Республики находятся лишь Тайвань и несколько прилегающих островов. Тем не менее правительство Китайской Республики официально считает себя единственным легитимным правительством Китая. Вплоть до середины 1970-х власть руководства Тайваня над материковым Китаем де-юре признавалась большинством государств, до 1971 года место Китая в ООН также занимал представитель Тайваня.

Что касается более ранней истории Тайваня, то с 1683 года остров входил в состав Цинского Китая. Затем в 1895 году, после поражения в японо-китайской войне, китайцы уступили его японцам, во владении которых Тайвань оставался до капитуляции Японии в 1945 году. В октябре 1945 года остров, согласно договоренностям, принятым на Каирской и Потсдамской конференциях, перешел под власть Китайской Республики.

двойной клик - редактировать

Граждане большинства государств, оккупированных Японией в первой половине XX века, относятся к японскому колониальному правлению крайне негативно. На Тайване ситуация иная: и в сам период оккупации, и теперь таиваньцы видели японское правление в позитивном ключе. Япония стремилась сделать Тайвань своей ресурсной базой, усиленно развивала местную промышленность и экономику. В результате уровень жизни на Тайване вырос в несколько раз. Кроме того, многие таиваньцы входили в состав местного правительства, что обеспечивало определенную долю автономии в управлении делами острова. После передачи Тайваня Китайской Республике местные жители надеялись на сохранение некоторой автономии и продолжение активного экономического развития. Проще говоря, таиваньцы предполагали, что при гоминдановцах все останется примерно так же, как было при японцах.

Однако в результате недальновидной политики нового губернатора Чэнь И и его правительства в первые же годы после передачи Тайваня Китайской Респубике на острове произошел экономический коллапс: инфляция стала увеличиваться бешеными темпами, стремительно рос черный рынок, началась нехватка еды. С октября 1945 года по середину 1946 года цена на рис выросла в сто раз. Среди причин резкого экономического спада — активное использование Гоминьданом ресурсов Тайваня в ходе гражданской войны в Китае. Гоминьдановцы принудительно заставляли тайваньцев продавать продукты и бытовые товары по заниженным ценам, чтобы затем переправить их в Китай. Дислоцированные в Тайване солдаты армии Китайской Республики зачастую вели себя варварски — грабили местных жителей и магазины, промышляли воровством. Тайваньских предпринимателей и чиновников постепенно выжимали с их должностей, на их место назначались предприимчивые дельцы из континентального Китая.

двойной клик - редактировать

Естественно, погрязшие в коррупции новые власти и приезжие китайские варвары никакой симпатии у тайваньцев не вызывали. В итоге противоречия вылились в открытый конфликт между тайваныдами и гоминьдановской администрацией, получивший название инцидент 228 — по дате, 28 февраля 1947 года.

Вечером 27 февраля агенты бюро по табачной монополии в Тайбэе конфисковали у 40-летней вдовы Линь Цзянмай контрабандные сигареты. Когда Линь потребовала вернуть их, один из вооруженных агентов ударил ее прикладом по голове. Находившаяся рядом толпа попыталась вмешаться, агенты решили ретироваться, один из них во время бегства выстрелил в толпу и убил одного из прохожих. Местные жители организовали протест против действий властей и полиции, однако были проигнорированы. Открытые столкновения между тайбэйцами и полицией начались следующим утром, 28 февраля. Охрана генерал-губернаторства попыталась разогнать толпу, требовавшую суда над табачниками, участвовавшими во вчерашнем инциденте. Охранники начали стрелять, несколько демонстрантов были убиты. Вооруженные столкновения продолжались еще несколько дней. 4 марта тайваньцам удалось захватить здание городской администрации, несколько военных баз и радиостанцию. Вечером того же дня было введено чрезвычайное положение и комендантский час. Нарушителей арестовывали или попросту убивали.

Несколько следующих недель тайваньцам удавалось контролировать большую часть острова. Кое-где вспыхивали вооруженные беспорядки, но на большей части подконтрольных тайваньцам территорий все было мирно. Люди самоорганизовывались, за поддержанием порядка следили студенты и бывшие солдаты японской армии. Лидеры протеста создали Комитет по урегулированию, который представил гоминьдановскому правительству 32 требования, включавших расширение тайваньской автономии, свободные выборы, пресечение коррупции. Также тайваньцы требовали, чтобы местные отряды армии Китайской Республики слались Комитету по урегулированию. Среди протестующих были те, кто хоте/ простого расширения автономии в рамках Китайской Республики и те, кто выступал за полную независимость Тайваня.

Гоминьдановцы намеренно затягивали переговорный процесс и параллельно собирали силы. 8 марта отряды армии Китайской Республики выступили из Фуцзяня и разгромили протестующих. В течение трех дней прибывшие из континентального Китая солдаты убивали и грабили демонстрантов. Стреляли во всех, кто осмеливался выйти на улицу, вламывались в дома. По официальным оценкам, во время подавления восстания было убито порядка 3-4 тысяч тайваньцев. Скорее всего, цифры сильно занижены.

Конституция Китайской Республики и бегство Гоминьдана из Китая

25 декабря 1946 года Национальное учредительное собрание Китайской Республики (тогда еще номинально контролировавшей континентальный Китай) одобрило проект новой конституции, которая должна была официально вступить в силу 25 декабря 1947 года. Конституция базировалась на трех «народных принципах», разработанных еще Сунь Ятсеном — гражданский национализм, демократия и благополучие населения. Согласно конституции, Китайская Республика представляла из себя демократическую парламентскую республику западного типа.

Естественно, действие конституции по умолчанию распространялось на всю территорию Китайской Республики. Однако уже 10 января 1947 года губернатор Тайваня Чэнь И выступил с заявлением о том, что на остров положения конституции распространяться не будут даже после ее вступления в силу в континентальном Китае. Господин Чэнь мотивировал это так: «Континентальные китайцы достаточно продвинуты, чтобы пользоваться благами конституционного правительства, однако из-за долгих лет деспотичного японского правления жители Формозы (Тайваня) политически отсталы и неспособны к разумному самоуправлению». Это не единственный раз, когда гоминьдановский ставленник высказывался о мнимой неспособности тайваньцев к самостоятельному управлению. Ему также принадлежат слова «У япошек (!) ушел 51 год на то, чтобы покорить этот остров. Думаю, нам за 5 лет удастся переучить тайваньцев так, чтобы они были более чем счастливы жить под началом китайской администрации». Правда, в том же 1947 году Чэнь был отстранен от управления Тайванем и отозван обратно в континентальный Китай.

Гоминьдановская армия проигрывала коммунистам в гражданской войне. Ввиду этого весной 1948 года Национальное собрание приняло «временные положения на период коммунистического переворота» — поправки к конституции, значительно расширявшие президентские полномочия, а также дававшие право одному лицу переизбираться на пост главы государства неограниченное количество раз (раньше действовало ограничение в два срока). По изначальному замыслу, срок действия положений должен был истечь через з года, но в итоге они были отменены лишь в 1991 году.

двойной клик - редактировать

20 мая 1948 года Национальное собрание Китайской Республики избрало президентом Чан Кайши. Однако уже 21 января 1949 года Чан добровольно сложил с себя президентские полномочия ввиду неудач, которые терпели гоминьдановцы в гражданской войне против коммунистов. Новым главой государства стал бывший вице-президент Ли Цзунжэнь, но его правление оказалось недолгим. После того как в октябре 1949 года коммунисты заняли Гуандонг, Чан Кайши перенес правительство в Чунцин, а Ли Цзунжэнь покинул страну и улетел на лечение в Нью-Йорк. В начале декабря 1949 года коммунисты подступили к Ченгду — последнему городу в континентальном Китае, который оставался под контролем гоминьдановцев. Чан Кайши вместе с сыном эвакуировались на Тайвань.

«Белый террор», китаизация и самое долгое чрезвычайное положение

1 марта 1960 года Чан Кайши был восстановлен в должности президента Китайской Республики. Чан рассматривал Тайвань как временное пристанище гоминьдановцев и вплоть до своей смерти не отказывался от претензий на континентальный Китай, а также на друтие якобы исконно китайские территории, включая внешнюю Монголию и советскую республику Тыва. Под предлогом того, что большая часть Китайской Республики оккупирована коммунистами, Чан Кайши заявлял о невозможности проведения всеобщих президентских выборов. В результате президент продолжал избираться членами Национального собрания. Чан Кайши был переизбран в 1954, 1960, 1966 и 1972 годах. Он установил на Тайване фактически однопартийное правление, единственной партией на острове стал Гоминьдан. Члены Верховного юаня, избранные в 1947 году, оставались на своих постах пожизненно. Это обеспечивало Чан Кайши абсолютную власть в стране. На Тайване действовало чрезвычайное положение, ограничивалась свобода слова, прессы, собраний, не допускалась деятельность политических организаций, за исключением правительственных.

Введенное Чэнь И в 1947 году после подавления «инцидента 228» чрезвычайное положение было официально продлено 19 мая 1947 года, еще до побега Чан Кайши на Тайвань. Оно продлилось до 1987 года и на момент снятия было самым долгим чрезвычайным положением в мировой истории. Впоследствии, правда, рекорд гоминьдановцев на этом поприще превзошли сирийские власти — там чрезвычайное положение продлилось с 1963 по 2011 год.

Тайваньское чрезвычайное положение было сопряжено с так называемым «белым террором» (в противовес коммунистическому «красному террору») — массовым чисткам оппозиционно настроенных элементов. Начатую Чэнь И борьбу с несогласными продолжил Чан Кайши после восстановления в должности президента. Чан видел необходимость в устранении оппозиции и китаизации Тайваня для подавления местных националистических настроений. За время «белого террора» было арестовано порядка 140 тысяч человек, еще несколько тысяч были убиты.

двойной клик - редактировать

Как правило, оппозиционеров арестовывали за «пособничество коммунистам» вне зависимости от реальных причин. Многие из репрессированных были членами националистических организаций, выступавших за независимость Тайваня. Например, были арестованы члены образованной в 1947 году в Гонконге Формозской лиги за реэмансипацию. Впрочем, далеко не все из репрессированных занимались реальной политической деятельностью. Например, тайваньский писатель Бо Ян в 1950 году был осужден на полгода за прослушивание коммунистической радиостанции. В 1968 году ему дали срок в 12 лет за неудачный перевод американского комикса «Моряк Попай» — следствие усмотрело в нем сатиру на запрет свободных выборов на Тайване, моряк Попай в переводе Бо Яна говорил фразами Чан Кайши.

Только в 1949 году вместе с гоминьдановцами на Тайвань бежали полтора миллиона континентальных китайцев — для сравнения, в 1940 году население острова составляло 5-8 миллиона человек. То есть китайские переселенцы только за 1949 год составили 25% населения Тайваня. В последующие годы число «новых тайваньцев» значительно увеличилось. До массового притока китайских переселенцев Тайвань населяли тайваньские аборигены, а также хокло и хакка — этнические китайцы (ханьцы), переселившиеся на остров еще во времена правления династии Цин. Несмотря на свое этническое происхождение, хокло и хакка, обладавшие собственными языками и культурной, причисляли себя не к китайской, а к отдельной тайваньской общности и выступали резко против политики гоминьдановцев по китаизации Тайваня. Гоминьдан, будучи правительством Китайской Республики в изгнании, не оставлявшим надежд на воссоединение с континентальными собратьями, активно пытался превратить таиваньцев в китайцев и искоренить японское влияние — на момент прихода гоминьдановцев 70% таиваньцев владели в равной степени языком своей народности и японским. Чанкаишисты запрещали использование местных языков, обучение в школах проходило строго на мандаринском китайском, таиваньцев заставляли брать китайские имена и перенимать «правильные» китайские обычаи. Чан Кайши до самой своей смерти в 1975 году боролся за то, чтобы сделать из таиваньцев покорных китайских подданных.

Оригинал: http://sputnikipogrom.com/asia/57746/taiwan/

1.0x