Дом Иконы на Спиридоновке – один из частных музеев в Москве. Он расположен в историческом центре первопрестольной, на улице, которую называют подчас «улицей-музеем». Ее сокровища - особняк Рябушинского – шедевр модерна от архитектора Шехтеля с декоративными панно Врубеля; особняк Морозова - с готическими башенками, зубчатыми стенами в модном в конце XIX века неоготическом стиле – еще один шедевр от Шехтеля. В начале 90-х ХХ века годов здесь стояло еще небольшое строение, от пола до потолка полное бюстов Ленина, Дзержинского, советской символики – мастерская скульптора Томского.
В начале 90-х мастерскую пытались спасти, дети из близлежащих домов собирались за длинным столом, лепили из глины, пластилина фигурки… Не помогло. Мастерскую сравняли с землей. Сравнительно недавно на этой улице поставили памятник Александру Блоку. В доме на Спиридоновке Александр Блок останавливался во время своего первого приезда в Москву вместе с женой Любовью Менделеевой. Сегодня почти напротив памятнику Александру Блоку можно увидеть еще памятник Шолому Алейхому. Что связывало этого писателя с этой улицей? – мне неизвестно... Тогда как название улицы – Спиридоновка – обязано далекому прошлому. В первой половине XVII века по указу Патриарха Филарета, отца первого царя из династии Романовых, был построен храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, широко почитаемого и в Греции, и в Италии, и на Кипре, и на Афоне. Храм был взорван в 1932 году. Сегодня на Спиридоновке, в доме, примыкающем к дому-музею Алексея Толстого, - Музей Иконы. Музей Иконы на Спиридоновке.
Глава Музея Игорь Возяков - новое имя в московском сообществе коллекционеров русской иконописи и среди них – самое известное. Всплеск интереса к русской иконе, к коллекционированию русской иконы на рубеже ХХ-ХХI веков продемонстрировали публичные выставки, что с триумфом прошли на Майорке (1994 год), в Хельсинки, Копенгагене и Осло (1988 год), Москве (2004 год), Ярославле и Ферапонтове (2007 год). Ну а венцом выставок назвали выставку «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний» в Музее личных коллекций ГМИИ имени Пушкина. Игорь Возяков предоставлял для выставок и собрание своей коллекции. Но удалось ему сделать и нечто большее. Создать с благословение тогда митрополита сегодня Патриарха Кирилла свой частный музей. Для сайта газеты «Завтра» Игорь Возяков любезно согласился дать интервью.
- Игорь, что побудило вас к созданию «Музея Иконы»?
- Однажды количество предметов в моем собрании подошло к такой точке, которая позволяла вести выставочную деятельность. Я стал вывозить коллекцию в разные страны, а в Голландии пришло осознание необходимости музея. В Амстердаме увидел афишу гастролей: «Московский государственный цирк». От государственного в том цирке ничего не осталось, но он путешествовал под таким названием летом по всей Европе. Тогда я понял опасность превращения своих выставок в шапито и подумал о создании музея. Музея, как базы для продолжения выставочной миссионерской деятельности, как образовательного центра, как площадки для ведения реставрационной работы.
- Как принимали вашу выставку в Голландии?
- Более двухсот тысяч человек посетили выставку, были организованы уроки иконописи, в которых принимали участие и дети, и взрослые. Мы планировали выставку на две-три рождественских недели, но по инициативе органов власти выставку продлили до конца марта. Многие говорили тогда: благодаря таким вот выставкам понимание «медведя на Красной площади» начинает меняться. Думаю, что исказить образ России хуже нас никто не может, Голливуд отдыхает. Худших врагов, чем мы сами себе, найти невозможно.
- Каково происхождение икон вашей коллекции?
- Основную часть икон я приобретал на Западе: частные собрания в Голландии, Германии. 99 случаев из 100 - из частных собраний нероссийских коллекционеров. Значительная часть этих икон была вывезена из России после революции и таким образом спасена. Из того же храма Большого Вознесения, к примеру, что находится недалеко от нас, красноармейцы на штыках выносили иконы и жгли во дворе храма.
- Парадокс в том состоит, что об иконе, как о произведении искусства, говорят лишь немногим больше века.
- Да, несмотря на древность, икона, как произведение искусства, имеет не столь большую историю. Во многом благодаря усилиям Рябушинского икона была признана как произведение искусства: на рубеже XIX-XX веков он создал метод научной реставрации иконы.
- Можно ли говорить сегодня о новом всплеске интереса к иконе? И какова задача вашего Музея?
- Количество людей, понимающих и интересующихся христианской культурой, не уменьшается, а увеличивается. Задача Музея? Если двигаться с выставками по христианскому пространству то, видимо, задача – укрепление в вере. Если двигаться по не христианскому пространству - распространение знаний. У нас был очень экзотический выезд на Шри-Ланку. Сейчас готовимся к выставке, грандиозной выставке икон в Америке, идея выставки: «Икона в храме, икона в доме».
- Какова идея вашего Музея, важна ли идея Музея?
- Любой человек – это идея и идеология. Человек без идеи и идеологии способен лишь на вегетативное существование. Идея нашего музея – проведение культурно-просветительской, миссионерской деятельности. Музей начинается с «красного зала», именование происходит от выражения «красный угол». Здесь представлены традиционные по сюжетам и стилистике иконы начального художественного уровня, предназначенные для пребывания в доме. И заканчивается - «зеленым залом». Этот зал – собрание икон музейного уровня, тот эталонный ряд, к которому стремится всякий подлинный собиратель и ценитель икон – украшение нашей экспозиции.
- Что можно сказать о просветительской деятельности?
- В Музее есть своего рода интеллектуальный центр, так называемый «академический зал». Он включает несколько познавательных экспозиций и учебные места для занятий. В этом зале на конкретных примерах показана история возникновения и развития христианской живописи и особенно иконы, представлены хрестоматийные сюжеты и изводы, традиционные центры и техники исполнения, распространенные формы бытования иконы и разделы уникальных иконографий. Это место получения разнообразных знаний на профессиональном и популярном языке в зависимости от подготовки посетителя.
- Значительная часть экспозиции вашего Музея связана с Русским Севером. Это связано с вашими личными духовными географическими связями? пристрастием?
- У меня духовные географические связи со всем Советским Союзом. Я родился на Охотском море, рос в Южно-Сахалинске, Владивостоке, Бишкеке, Уфе. А пристрастия больше связаны с Ярославской школой иконописи.
Марина Алексинская