Дорогие мои, я считаю, что современному художнику, человеку искусства следует разбираться в политике. Потому что художник, если отодрать с него всю шелуху, ответственен перед публикой.
Неважно кто ты — артист, сценарист, режиссёр. Твоя публика доверила тебе выразить своё мнение; и для того, чтобы выразить это мнение, которое художник разделяет с этой публикой, он должен его оформить. Потому что он, как представитель профессии, умеет это делать, а публика не умеет. Художник должен выразить это мнение, проанализировать его, в красивой доступной обертке на рассмотрение предоставить.
Меня спрашивают часто, какие художники сейчас яркие и выдающиеся. Говорить в настоящем времени некорректно: большое видится на расстоянии. К закату чисто по физике подходит Александр Проханов, но он светел сознанием. Захар Прилепин хорошо пишет. Они мне оба дороги, потому что мы — единомышленники открытые. Я прочитал прилепинский сборник размышлений "Имя рек" — это прекрасно.
Подобную литературу просто необходимо преподавать в школе, чтобы дети не тратили долгие годы на поиск ответов, которые уже давно найдены. Книга наполненная мудрой любовью истинно русского человека, выстрадавшего эту любовь собственной жизнью.
Признаться, первые годы знакомства с Захаром я относился к нему довольно осторожно. Не верил, что он такой, каким хочет казаться. Но как выяснилось, что казаться он никем и не хотел. Он такой и есть. Слава Богу, что я это понял, не дожидаясь, как это принято для писателей и поэтов на Руси, его смерти. А ведь это едва не произошло. Надеюсь, что Прилепин своим подвигом вычеркнул эту мрачную традицию из списка обязательных требований к русскому художнику.
Как только появилось время, дочитал новую книгу Захара Прилепина "Имя рек". Восхищен. Каждая буква отозвалась эхом в моём сердце. Как же это всё верно, как величественно просто!
Русская литература — это единственная область отечественной культуры, которая в последние 20 лет переживает Ренессанс. Сейчас у нас в связи с СВО появится новый опыт, новые переживания: новая кровь пролилась, и появится ещё больше авторов. У нас умеют, любят и есть, кому писать. Нужно ли при этом ориентироваться на экспорт? Нет. Может, и найдутся люди прагматичные, но глупо это всё. Вряд ли Достоевский думал о том, как он будет читаться в Германии. Тем более, публиковался он кусками в русской периодике. Тоже самое — с Пушкиным. По естественным причинам они, Чехов, наши великие, стали популярны не только в Отечестве, но и за границей, потому что те вопросы, которые они решали на нашем материале, тревожили людей и за границей. Потому если честно и серьёзно решать вопросы, твои решения будут интересны и там.
Фото: личный архив