Сообщество «Советская Атлантида» 09:07 8 августа 2022

"Долгая счастливая жизнь" - самый страшный фильм 1960-х

лента кошмарна своей типичностью
6

Об этом фильме я читала всякое — даже то, что он отражает ...крах советского проекта. Это чересчур масштабно, хотя, что-то в этом утверждении имеется. В любом случае, "Долгая счастливая жизнь" - самый страшный фильм 1960-х. Почему-то принято считать хоррорами те сюжеты, где бегают маньяки и режут всех бензопилой; или давно умершая ведьма внезапно приходит на заброшенную ферму к решившим переночевать в ней тинейджерам. Или... тому подобная инфернальная жуть и слизь. Страшное — необязательно кровавое и могильное. Бывает и обыденно-житейское, после которого наступает опустошение.

"Долгая счастливая жизнь" кошмарна своей типичностью. Примечательно, что это фильм Геннадия Шпаликова — сценариста "Я шагаю по Москве". Если вдуматься, «Долгая...» — это своеобразный перевёртыш, точнее изнанка "Я шагаю...". Парадная сторона, плакат или открытка VS обрыдлая реальность.

Они соотносятся, как воздушное пирожное и чёрствый хлеб. При том, что оба фильма об одном и том же сорте людей — о радостных и современных людях; о тех, кого чуть позже назовут «шестидесятниками». В кадре — симпатичный мужчина с открытым лицом, этакий герой дня. Для него всё - возможно. Он — ироничен, разговорчив, неприхотлив и скор на решения. Сходу влюбляется в милую девушку — обычную и не сильно образованную, но тонко чувствующую.

В "Я шагаю..." главгерой зовёт продавщицу в тайгу, так и здесь — Виктор обещает Лене большое и светлое счастье. Вот так — сразу. Их беседа наполнена той возвышенной простотой и — словесными пируэтами, что отличали разговор молодёжи 1960-х. Виктор и Лена уходят с «нафталиновой» постановки "Вишнёвого сада" - им интереснее вдвоём. Ветрено и тревожно: впереди много любви, радости и надежд.

Но во второй части этого коротенького, но ёмкого фильма начинается проза. Лена рассказывает, что у неё есть ребёнок от первого брака и, кроме того, красиво уходит от ожидаемой Виктором близости. Выясняется, что он рассчитывал на другое — по-быстрому охмурить провинциалочку и — уехать в дальние дали, заставив наивную дуру ждать ответа, «как соловей — лета». А она ему — быт и дочку. Немедля. Чувства? Отлично. Поехали! А вот и моя Лиза-дошкольница.

Как великолепно явлен этот «перелом» в настроении — только что были мечты, ясность, тихий восторг. И — бац! - серое утро, какая-то тётка с малолетней дрыгалкой. Виктор буквально сбегает от Лены, оставив ей буфетный завтрак (хорошо, что заплатил за эти «разносолы»). Зрителю, что называется, дали по мозгам тяжёлой смысловой кувалдой. Жизнь — такова. Любовь и романтика — в песнях Эдуарда Хиля и Майи Кристалинской, а в реале — хмурое пробуждение.

Этот фильм страшен тем, что в нём спрессована вся радостная атрибутика 1960-х — мужчина с рюкзаком, девушка-мечта, свежий ветер, мосты, реки, дорога, а потом — это всё сладострастно уничтожается каким-то незримым монстром. Явью. Выходит всё, как у Чехова, которого чересчур много в картине — восторженные клятвы наутро делаются пустыми и банальными фразами, трёпом. Так и шестидесятники в конечном зачёте протрепали свою молодость, казавшуюся им бесконечной.

Cообщество
«Советская Атлантида»
76
Cообщество
«Советская Атлантида»
38
Cообщество
«Советская Атлантида»
8
Комментарии Написать свой комментарий
8 августа 2022 в 11:56

Почему Чехова ставят более ста лет? Потому что он писал о людях, а не о том, что их окружает. "...шестидесятники в конечном зачёте протрепали свою молодость, казавшуюся им бесконечной", а герои Чехова свою.
Батюшков писал:
Ты знаешь, что изрек,
Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?
Рабом родится человек,
Рабом в могилу ляжет,
И смерть ему едва ли скажет,
Зачем он шел долиной чудной слез,
Страдал, рыдал, терпел, исчез.

8 августа 2022 в 12:25

Этот фильм страшен тем, что в нём спрессована вся радостная атрибутика 1960-х.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опять претензии на ГЛЫБАльные выводы... Ничего не прессовал Шпаликов, только написал хорошую роль для своей прелестной жены. И кто знает, чей жизненный эпизод (весьма правдоподобный) он использовал для своего сценария - возможно и свой...

Фильм не страшен, но очень грустен. А для грусти всегда есть повод - в 1960-х, 2020-х, 2050-х...

8 августа 2022 в 12:51

"Зрителю, что называется, дали по мозгам тяжёлой смысловой кувалдой. Жизнь — такова. Любовь и романтика — в песнях Эдуарда Хиля и Майи Кристалинской, а в реале — хмурое пробуждение."

Окончание фильма - более чем грустное. "Чёрный хлеб жизни".
Сюжет реалистичен? По-моему, да.
Нужны ли были подобные фильмы? Быть может, такие надо рассматривать как сочувствие тем, у кого мечта не сбылась? И хоть какое утешение?
"Несбывшиеся мечты" - тонкая и деликатная "материя"...

8 августа 2022 в 19:58

Да жизнь вообщее и в принципе - штука страшноватая, не заметили? А всё потому, что, как говаривал незабвенный Савва Игнатьевич из "Покровских ворот":"Живут не для радости, а для совести!". Т.е. ожидание от жизни сплошного потока счастья и радости - иллюзорно! Они, конечно, случаются иногда, но - не факт, лишь как эпифеномен, как сопутствующая составляющая... Увы, но не все понимают эту роковую истину, а отсюда, от этого непонимания, исходит драматизм, переходящий порою в трагизм бытия...

9 августа 2022 в 13:19

Почему-то только добрые люди никак не могут объединиться, чтобы поубавить рукотворного "трагизма жизни".

9 августа 2022 в 16:25

Что делать, Геннадий! В поиске они, сердешные (добрые люди)... Ищут формы такого вот непростого объединения, поелику ту форму, с помощью которой их деды "поубавили рукотворного "трагизма жизни"", они разрушили (не со зла, а по некому детскому недомыслию и слепоте), а другого\нового-то, оказывается, и нету! Вот они наощупь, словно незрячие, и ищут!.. И, пока это происходит, тенденция на увеличение трагизма жизни, будь он неладен!, склонна лишь, увы, нарастать. Что тут поделаешь - троглодитский капитализм на дворе! ( https://www.youtube.com/watch?v=ePD7kNbI-bg )

1.0x