Авторский блог Отдел Культуры 16:29 20 августа 2020

ДОКер-2020

лучший независимый фестиваль документального кино на постсоветском пространстве пройдёт с 21 по 30 августа

С 21 по 30 августа в московском киноцентре «Октябрь» при поддержке проекта КАРО.Арт стартует Международный фестиваль документального кино «Докер». Это лучший фестиваль документального кино на постсоветском пространстве. В рамках фестиваля будет показано 45 фильмов из 35 стран мира, оценивать которые будет Международное жюри. В программе этого года — фильмы-участники престижных киносмотров, таких как «Санденс», Берлинале, фестивали в Торонто, Карловых Варах, Локарно и других. На Докере состоятся мировые, международные и российские премьеры. Реальность этого года внесла изменения и в работу фестиваля: все зарубежные гости и члены жюри будут участвовать в фестивале дистанционно — посредством видео-связи. Москвичи же смогут увидеть фильмы воочию в кинотеатре.

Параллельно с Москвой, показы фильмов из программы «Докер-2020» пройдут в Санкт-Петербурге, Казани, Калининграде и Ярославле. Информация о расписании показов в городах и открытии продаж билетов появится в ближайшее время на сайте фестиваля.

По словам организаторов фестиваля, в этом году объектом исследования кинематографистов всего мира по-прежнему остается человек. Герои фильмов «Докера» требуют изменений и пытаются выйти за границы привычного существования: подростки в бразильских фавелах, молодые китайские фермеры, цыгане в центре Европы, беженцы из Ирана, дети сектантов, — все хотят быть гражданами этого мира без стереотипов и предубеждений и менять его и себя так, как им кажется правильным в ХХI веке. Новому поколению становится тесно внутри того культурного и социального пласта, который окружал предыдущие поколения, тесно внутри одной субкультуры, традиции, идеологии — оно требует выход на новый уровень.

Фестиваль откроется российской премьерой пронзительной и ироничной польской картины «Уроки любви» режиссеров Каси Матея и Малгожаты Голишевской, которая также станет участником основного конкурса и поборется за награды фестиваля. Показ фильма пройдёт в большом зале киноцентра «Октябрь».

В программе основного конкурса этого года — 12 сильнейших историй со всех концов света, которые будут показаны в России впервые.

Из самого сердца Румынии в Россию приедет картина «Акаса, мой дом» о цыганской семье, которая последние двадцать лет провела в хижине посреди огромного парка в центре Бухареста, а теперь её ожидают глобальные перемены и новая жизнь. Немецкий «Лавмобиль» поведает душещипательную историю о девушках легкого поведения и сложной судьбы, застрявших на пригородных трассах Германии. Режиссеру Эльке Леренкраус удалось очень деликатно и кинематографично рассказать историю на такую непростую тему. Также в основном конкурсе будут показаны: китайский трёхчасовой эпос «Исчезающая деревня», герой которого вместе со своей семьей решил не уезжать в город, а остаться жить в заброшенной горной местности; напряжённый американский фильм «Принять вызов» о беженце из Сомали, который пытается устроить свою жизнь в Миннесоте; бразильская молодежная драма с элементами мюзикла «Солнце внутри», герои которой, — вчерашние подростки, сталкиваются с неопределенностью взрослой жизни и изобретают новые, самые немыслимые, способы, чтобы дальше расти и мечтать. Участник Кинофестиваля в Торонто, пронзительная семейная притча «Дитя любви» расскажет об иранской паре Лейле и Саханде, которые вынуждены бежать из страны со своим четырехлетним сыном, будучи объявленными вне закона за свою любовь. В чешском роуд-муви с элементами религиозного триллера «За горизонтом» отец и сын отправятся в дальнее путешествие по России, а во французской картине «Санкара жив» молодой поэт из Буркина-Фасо едет через всю страну по единственной железной дороге.

Единственная отечественная лента в основном конкурсе — дебютная «Пена» Ильи Поволоцкого, — погрузит зрителя в атмосферу затерянного на севере России посёлка Гранитный. Картина обладает занимательной мозаичной структурой повествования со множеством персонажей и выразительным визуальным стилем. Это успели оценить эксперты крупнейшего фестиваля неигрового кино IDFA в Амстердаме, где фильму достался Специальный Приз жюри.

Во второй по значимости программе фестиваля — конкурсе коротких метров можно увидеть точные, ёмкие высказывания, почувствовать вдохновение и потенциал художника и впитать реальные краски мира. Как бедуины представляют себе космос? Что ждут дети от взрослой жизни? Как видят весь остальной мир жители Северной Кореи? Можно ли отыскать город Солнца в глухих лесах? На эти и многие другие замысловатые вопросы ответят 16 лаконичных историй из разных стран.

Как обычно, в рамках «Докера» пройдут показы специальных секций. Всё более популярной с каждым годом становится программа фильмов об информационных технологиях «Let IT Dok!» — единственная в своем роде it-программа на всём мировом фестивальном пространстве.

О том, как цифровые технологии влияют на изменения в мозге, на поведение человека и на наше общество в целом, можно будет узнать из «Бинарного мышления». Снятый за год до вспышки Covid-19, гонконгский микро-панк-фильм «Пандемия» расскажет о нашей способности выстраивать социальную дистанцию даже когда нет никакой эпидемии. Герой фильма-участника Санденса «Черты характера» (Jawline) — американский 16-летний подросток, чувствующий себя угнетенным в своем родном городке, станет звездой в онлайн-мире. А израильскому активисту из «100 миллионов просмотров», благодаря едкому остроумию, удастся разобраться в том, как YouTube подсаживает на крючок целое поколение и заглушает голоса миллионов. О ценности человеческого контакта в эпоху цифровых технологий размышляет автор пронзительного арт-фильма «На связи», герои которого переехали из крошечной польской деревни в Исландию. Также в программе американский скрин-квест «В поисках идеального джентльмена» и снятая внутри игры-стрелялки экзистенциальная антивоенная короткометражка «Как исчезнуть».

Хедлайнер программы «Let IT dok!» — австрийский фильм-размышление о создании гуманоидных роботов-андроидов «Роболав». Тема раскрывается с захватывающих разнообразных точек зрения, благодаря участию в картине японского гуру робототехники Хироси Исигуро, трансгуманистки Наташи Вита-Мор и многих других.

С большим успехом в прошлом году впервые прошла секция «Док Терапия», все показы которой сопровождались последующим обсуждением с профессиональными психологами и психотерапевтами.

Самые юные зрители вместе со своими родителями смогут насладиться фильмами из секции «DOKer Kids». В рамках программы будет показана лента «Мой друг северный верблюд» (6+) — завораживающая и необычная реальная история о мальчике Торарине и его сестре из далёкой Норвегии, которые очень хотели, чтобы у них была лошадь и они могли учиться верховой езде, но вместо этого их родители завели двух верблюдов. Картина объездила множество детских кинофестивалей по всему миру и вышла в норвежский кинопрокат.

Другая работа «Мальчик с подносом» (12+) — добрая, изящная, очень наблюдательная и выразительная итальянская лента о переменах в жизни задумчивого 14-летнего юноши, — придется по душе как юным зрителям, так и взрослым. Фильм был участником не только крупнейшего в мире Детского Кинофестиваля в итальянском Хихоне, но и престижного киносмотра в Локарно.

Фильмом Закрытия фестиваля станет экологическая мелодрама «Нерка. Рыба красная» (12+) от создателей рекордсмена российского документального проката 2018 года «Медведи Камчатки. Начало жизни». На этот раз действие вновь развернётся в самых красивых уголках Камчатки, а объектом исследования для режиссера станет дикий лосось — озерновская нерка, создающая в этом месте рай и являющаяся источником сверхдоходов для человека. Нерка — это чудо природы, неисчерпаемый ресурс, который кормит миллионы людей на Планете. Авторы задаются вопросом, как долго этот рай на Юге Камчатки еще будет существовать? Фильм также имеет возрастную маркировку 12+, поэтому будет интересен не только взрослым, но и детям.

И, как обычно, в рамках фестиваля пройдет Индустриальная программа, включающая в себя мастер-классы и дискуссионные панели.

Все показы фильмов и работа фестиваля в целом пройдут с учетом требований Роспотребнадзора — со всеми необходимыми мерами предосторожности и вниманием друг к другу.

О конкурсе и жюри

Фильмы «Докера» будут соревноваться в следующих номинациях: Лучший фильм (Гран При), Лучшая режиссура, Лучшая операторская работа, Лучший монтаж, Лучший звук, Лучший короткометражный фильм, Приз зрителей, Лучший фильм в категории «Let IT Dok!».

Оценивать работы участников фестиваля будет международное профессиональное жюри. Среди членов жюри основного конкурса: современный классик австрийской документалистики, номинант на «Оскар», победитель Санденса и Берлинале режиссер Хуберт Саупер; польский оператор и режиссер, обладатель множества наград от Берлинского Серебряного Медведя за выдающиеся художественные достижения до Приза за Лучший фильм недели критики Локарно Войцех Старонь и Софья Капкова - основатель Центра документального кино, онлайн-кинотеатра nonfiction.film, фонда M.ART, бывший генеральный директор фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva, журналист и продюсер.

Жюри конкурса короткого метра: режиссер Эстефан Вагнер (Дания), продюсер Эльза Кремсер (Австрия), режиссер Анастасия Мирошниченко (Беларусь).

Также, как заведено на фестивале, будет вручен Приз зрительских симпатий.

«ДОКер» вырос из одноименного проекта показов авторского неигрового кино с целью исследования и демонстрации в России всевозможных жанров и форм мирового документального кинематографа как отдельного направления киноискусства. Фестиваль акцентируется на независимой авторской мировой кинодокументалистике — от поэтического киноповествования до социальных блокбастеров, от кинохроники до мокьюментари, от артхауса до научно-популярного кино, от классики до экспериментальных и нестандартных форм.

Среди фильмов, которые в разные годы открыл для России Докер: “Город кошек”, “Медведи Камчатки. Начало жизни”, “За пределом”, “Женщина в плену”, “Красивые вещи”, “Хозяин оленей” и другие.

Как отмечают гости и организаторы фестиваля, аналогов ДОКеру в нашей стране нет — это единственный международный конкурсный фестиваль в России, специализирующийся исключительно на авторском документальном кинематографе, но без каких-либо тематических, эстетических, языковых, географических и любых других ограничений. ДОКер уникален еще и тем, что единственный отмечает призами отдельные профессии создателей документальных фильмов. В России документальное кино редко можно увидеть в прокате, поэтому ДОКер является некой альтернативой, которая несет важную культурную, просветительскую и образовательную функции, а также наследует традиции старейших авторитетных фестивалей Европы, таких как IDFA в Амстердаме, DOK Leipzig в Лейпциге, Cinema du Reel в Париже, Фестиваль документального кино в Йиглаве и других.

За 5 лет своего существования Международный кинофестиваль ДОКер посетило более 40 тыс. зрителей. Было показано свыше 250 лучших современных документальных картин из разных частей света. Фестиваль посетило более 200 гостей со всего мира: это режиссеры конкурсных фильмов, члены жюри, эксперты.

«ДОКер» — полностью независимый фестиваль, не получающий государственной финансовой помощи. В этом году некоторые показы фестиваля проходят при поддержке Польского Культурного Центра, Посольства Канады, программы «КАРО.Арт» и Компании «ЛАНИТ», совместно с которой проводится конкурсная программа фильмов об информационных технологиях. Основные финансовые расходы на устроение Фестиваля берут на себя сами организаторы.

Организаторы фестиваля

Ирина Шаталова, директор и продюсер

В 2007 году окончила операторский факультет ВГИК им. С. А. Герасимова, мастерскую Вадима Юсова. В качестве главного оператора сняла более пятнадцати неигровых картин, обладатель нескольких призов зарубежных и отечественных фестивалей. В 2011 году начала продюсерскую деятельность. Куратор, организатор и один из основателей проекта показов авторского документального кино «ДОКер». В 2014 году окончила курс продюсирования и дистрибуции Киноакадемии NYFA в Нью-Йорке и программу молодых европейских продюсеров «Emerging Producers» в Йиглаве, Чехия.

«Неигровое кино стало по-настоящему заметным. Подчас оно не уступает игровому ни по зрелищности, ни по силе языка. С ним начали по-настоящему считаться. Уже никого не удивляет, что документалистика и игровое кино соревнуется в одних и тех же конкурсах престижных кинофестивалей. Зрители подсаживаются на док, потому что он обнажает чувства и мысли, иногда обескураживает, говорит о чем-то главном в нашем бытие, о чем отваживаются говорить немногие. Для нашего фестиваля это в каком-то смысле вызов. Мы понимаем, что находимся в эпицентре развития этого мощнейшего направления кино и поэтому должны еще больше этому соответствовать», — говорит Ирина Шаталова.

Настя Тарасова, программный директор

Окончила факультет режиссуры ВГИК, мастерскую неигрового кино Игоря Гелейна в 2006 году. Более 15 лет занимается производством документальных фильмов в качестве режиссера и продюсера. Автор картин «Безработные», «Линар», «Алхимия Арктики», «Kids of Glory» и других. Реализовала более 5 международных проектов в качестве сопродюсера. Обладатель международных и российских премий и призов в области неигрового кино. С 2011 года является одним из организаторов проекта показов документального кино «ДОКер», с 2015 года — программный директор Кинофестиваля Докер.

Официальный сайт фестиваля (расписание, билеты): midff.ru

Билеты на фестиваль в Москве на сайте Каро.Арт: karofilm.ru

1.0x