«Матч» (Россия, 2012, режиссёр — Андрей Малюков, в ролях: Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Екатерина Климова, Эдуард Безродный, Дик Мартенс, Александр Крыжановский).
На экраны страны — в преддверии очередного празднования Дня Победы — вышел «патриотический экшн» под ёмким и звучным названием «Матч». В центре сюжета — новое прочтение трагических событий, случившихся в оккупированном немецкими войсками Киеве и вошедших в историю как «Бабий Яр» и «Матч смерти». Ясное дело, что проект с такими амбициями должен был задействовать «тяжелую актёрскую артиллерию» в виде Сергея Безрукова и Елизаветы Боярской. Получился своего рода автогол — кинозвёзды не справились с поставленной задачей и изобразили вместо любовной драмы фальшивую оперетку. Понятно, что романтическая линия должна была привлечь в кинотеатры женскую аудиторию, в большей своей части далёкую от футбольных страстей, но, как говорится, всему же есть предел, братцы.
Со сценарием дела обстоят не менее плачевно. Июнь 1941-го года. Главный вратарь киевского «Динамо» и сборной СССР Николай Раневич (Сергей Безруков) пожинает плоды славы на футбольном поле киевского стадиона «Зенит». Победа ценна ещё и тем, что жена его соперника — нападающего «Локомотива» Шевцова — интеллигентная учительница немецкого языка Анна (Лиза Боярская) делает выбор в пользу Раневича. Влюблённые отправляются в сарай, где под патефонную пластинку Анна танцует долгий стриптиз, мотивируя длину сцены тем, что теперь у нее и Коли будет много времени для личного счастья. Затем любовная сцена перетекает в чтение Гёте в подлиннике (Раневич с интересом реагирует на слово «херц»). Но за стеной звучат взрывы. Только что обретшие друг друга герои вынуждены бежать на улицу и узнать, что жизнь подарила им только один день — началась война.
Затем мы видим, как Раневич и несколько других футболистов «Динамо» (в компании еврейского соседа Раневича по коммуналке) в срочном порядке уходят на фронт. Складывается ощущение, что они — единственные во всём Киеве решили отдать долг Родине. Воевать спортсменам пришлось недолго — они попадают в плен и оказываются в лагере. Тем временем Киев восторженно и — в прямом смысле — хлебосольно встречает немецких оккупантов. Общее ликование омрачают только взрывы Крещатика, устроенные отступающими советскими войсками. В диверсии обвиняют евреев. И вскоре несчастный многострадальный народ скопом отправляется в Бабий Яр. Накануне немцы проводят репетицию по «упражнению в прекрасном» — расстреливают в яру умалишённых из близлежащей психушки.
Тем временем Раневич и его товарищи сооружают из рубашки мяч и играют в футбол под дулами автоматов немецкой охранки. О том, что любимый находится так близко, Анна узнаёт из болтовни торговок на рынке. Но влюблённый в неё бургомистр Киева — подлый украинский националист, сотрудничающий с немцами, — шантажирует героиню и обещает спасти Раневича при условии, что она выйдет за него — негодяя — замуж. Таким образом, ценой жертвы простой советской девушки «динамовцы» оказываются в Киеве, где им предоставлена возможность трудиться на хлебзаводе. Вскоре они получают предложение, от которого нельзя отказаться. Собирают команду «Старт» и одерживают победу за победой. Теперь им предстоит сыграть решающий матч-реванш с немецкой сборной.
Миф о «матче смерти» был одним из самых ярких в истории СССР. Во многом благодаря фильму «Третий тайм» (1962), в котором сегодня совершенно несправедливо принято видеть всего лишь советскую агитку. Но красивая история о том, что «Старт» выиграл у немецкой команды «Люфтваффе», несмотря на угрозы расстрела, и в тот же день поплатился за это жизнью, к сожалению, не имеет под собой реальной исторической почвы. В 1966 году журнал «Юность» опубликовал документальную повесть «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова, в которой впервые появилась информация, что киевляне провели с оккупантами не один — как утверждалось в легенде — а несколько матчей. Немецкая команда в действительности называлась «Флакельф», а не «Люфтваффе», и с ней «Старт» играл дважды. Источником Кузнецова служили рассказы очевидцев и профашистская газета «Нове украiнське слово». Значительно позднее расследованием обстоятельства гибели футболистов занималась прокуратура Гамбурга. В 1975 году немецкие юристы обращались в КГБ Украины с просьбой предоставить имеющиеся по делу материалы. Следствие велось вплоть до 2000-х, но никакой связи между гибелью нескольких «динамовцев» спустя полгода после матча с «Флакельфом» и их победой на стадионе установлено не было.
В основном составе «Старта» играли три футболиста из киевского «Динамо» — Трусевич (именно он под фамилией Раневич выведен в фильме), Клименко и Комаров. Ещё двое «динамовцев» находились на скамейке запасных. Остальные выступали за киевский «Локомотив» и менее заметные команды того времени. Спустя полгода четверо из «Старта» — в том числе и Трусевич — были расстреляны. Наиболее объективной причиной для расправы стала версия о неповиновении узников начальству.
Такова реальность. Вернёмся к кино. Вариантов перенесения на экран известных событий большое множество. Но создатели утверждают, что они создали «патриотический экшн». И в этом состоит наибольшая проблема. Пускай немцы выглядят так, как будто они перенеслись на машине времени из фильма «Подвиг разведчика». Бог с ним, что внутренние враги-украинцы — показаны так, что неудивительно, когда выясняется: около месяца на Украине решалась сама прокатная судьба ленты. Речь в первую очередь идёт о духе Победы, но как раз его-то в фильме не отыскать и лучшим немецким овчаркам.
Во-первых, поступки героев случайны и хаотичны. Под угрозой расстрела и прессингом гестаповцев — любимая женщина Раневича пострадает, если «Старт» возьмёт реванш — вратарь решает «слить» игру немцам. И в первом тайме открыто пропускает голы. Затем, видя Анну на трибуне и прослезившись, резко меняет планы. В раздевалке команда за минуту решает сделать ставку на победу, и только еврей, которого добрую половину фильма выдавали за поляка-католика (!) робко интересуется: «А запасных тоже пустят в расход? ». За действиями игроков нет никакой идеологии — ни спортивной, ни политической, ни гражданской. Сам футбол, который должен создавать на экране настоящий саспенс или хотя бы какое-нибудь ощущение напряжения — всё-таки мы смотрим «матч смерти», а не рядовую игру команд 3-й лиги — также оставляет зрителя совершенно равнодушным.
Интересна и логика оккупантов, додумавшихся провести решающую игру из-за того, что весть об околофутбольных беспорядках дошла до Берлина и там этот момент не поняли. «Беспорядки» на экране показаны пару-тройку секунд — несколько калек толкаются возле стадиона, действия их сумбурны.
В 1981-м году американский ветеран кино Джон Хьюстон снял фильм «Побег к победе», в сюжетную основу которого лёг киевский «матч смерти». Действие ленты происходило на территории оккупированной Франции. Немецкий офицер в исполнении Макса фон Сюдова — в прошлом игрок сборной — предлагает заключённому, знаменитому английскому футболисту (Майкл Кейн), собрать футбольную команду и сыграть против германцев. Тем временем французское сопротивление готовит побег для футболистов, который должен произойти в перерыве между таймами. В последний момент заключённые решают не спасаться бегством, а вернуться на поле и одержать вверх. И мотивации здесь намного больше, чем в натужных сюжетных конструкциях «Матча», человеческой правды в которых нет и не было.
Неспособность справиться с реальной историей требует вмешательства «грубой силы», этакого тарантиновского хулиганства. Куда более патриотичным и производящим мощнейшее воздействие на зрителя стало бы не простое следование советскому мифу, а его гиперболическое утрирование. Пусть и вопреки исторической справедливости. К примеру, расстрелять футболистов прямо на поле сразу же после финального свистка. Если уж нет таланта справиться с реализмом, проще заняться мифотворчеством, его у нас пока ещё никто не отменял. Перефразировать известное высказывание в «О спорт, ты — миф». И тогда затёртое временем слово «победа» приобрело бы свой подлинный смысл.
Анастасия БЕЛОКУРОВА