Мулла АБДУРАХИМ. Я мулла Абдурахим. Я Мавлави Абдурахим. Я Абдурахим Каримов. Я готов ответить на все ваши вопросы.
«ЗАВТРА». Добро пожаловать, Абдурахим Каримович! Сейчас вы работаете преподавателем в Исламском университете Таджикистана, но в Таджикистане вас знают прежде всего как политика. Вы были основателем партии исламского возрождения в бывшей Кулябской области. Также были председателем Таможенного комитета, заместителем председателя Агентства по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ. То, что вы несколько отошли от политики, люди воспринимают как антракт в политическом театре, и предполагают, что Вы будете в числе претендентов на депутатское кресло в парламенте. Если не секрет, в каком округе и от какой партии выставите свою кандидатуру на предстоящих выборах?
Мулла АБДУРАХИМ. От первого вашего вопроса ясно, что беседа с вами будет непростая. По правде сказать, об этом вопросе пока не думал. Уже лет пять, как я работаю в Исламском университете Таджикистана. Преподаю студентам. Думаю, таким образом, вношу свою лепту в развитие общества.
«ЗАВТРА». Люди уверены, что вы и сегодня сотрудничаете с партией исламского возрождения. Конечно, есть и другие мнения: говорят, Вы человек проправительственный.
Мулла АБДУРАХИМ. Действительно, я был основателем партии исламского возрождения, особенно в бывшей Кулябской области. По воле судьбы в годы гражданской войны как беженец укрывался в Афганистане. В Афганистане почти пять лет - с 1992 по 1997 годы - был полевым командиром. Меня знали как одного из передовых и отважных командиров. Спросите, вам и сегодня это подтвердят. Хаттаб, признанный о ком так много пишут, как о террористе, был моим заместителем. В настоящее время я не являюсь членом партии исламского возрождения и не сотрудничаю с ней. Это не случайно, потому, что жизненный опыт привел меня к выводу, что исламские партии — не во благо ислама. Находясь в Афганистане, еще глубже понял, что исламские партии обществу приносят не пользу, а вред. Афганистан для меня стал хорошей школой.
«ЗАВТРА». Почему вы так считаете?
Мулла АБДУРАХИМ. Не считаю, а говорю это с твердой уверенностью. Когда создается партия, ее главная цель — власть. Один из самых эффективных способов достижения такой цели — внесение раскола в обществе, что противоречит канонам Корана. Сущность этого мира и наш исход в этом мире зиждится на четырех основах:
Первое — священный Коран.
Второе — сунна, те есть слова и поступки Пророка ислама, мир Ему.
Третье — иджма (единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной).
Четвертое — кияс (аналогия).
Всё это и есть истинный ислам. Вышеперечисленные основы, не допускают, чтобы ислам имел партию или несколько партий. Ислам не хочет разногласия, раскола и кровопролития людей. А партия ведет к разногласию, кровопролитию. Деятельность партии подстрекает одних людей воевать с другими людьми. Партия жаждет власти, денег. Партия разделяет и разобщает мусульманский люд.
«ЗАВТРА». Однако существует мнение, будто в книге Коран упоминается слово партия. Разве это не может стать основанием для создания исламской партии?
Мулла АБДУРАХИМ. Нет, это неправильная трактовка. В Коране говорится о существовании двух групп, или, как говорится, партий:
Первая — Хизбаллах (партия Аллаха);
Вторая — Хизбушшайтан (партия сатаны).
Хизбаллах является сторонником четырех основ: книги Коран, сунны, иджмы и кияса. А Хизбушшайтан - против них. Партия означает группу. Группа делится на две части. Одна подтверждает указания четырех основ и следует им, другая — против. Нынешние исламские партии отдалились от истинного ислама. Они порочат ислам. Больше ничего.
Взять, к примеру, граничащую с нами страну, Афганистан. Когда мы приехали туда, нам говорили, что война здесь продолжается 18-20 лет. По словам Ахмадшаха Масъуда и господина Ориямпура, пока в Афганистан не явились внешние силы и не создали три-четыре партии, в стране не смогли разжечь огонь войны. Посмотрите на сегодняшнюю ситуацию в Афганистане и посудите сами. До сих пор на этой земле идет война. То есть внешние силы в Афганистане добилась своей цели. Сейчас партия бьется с партией, главная их цель кровопролитие мусульман. Таким вот способом войны хотят уничтожить мусульман и мусульманский род.
Можно в качестве примера привести и Таджикистан. Пока не была создана партия исламского возрождения Таджикистана, здесь не было войны.
«ЗАВТРА». Какую связь имеет партия возрождения с гражданской войной?
Мулла АБДУРАХИМ. Когда была создана ПИВТ, появились силы, средства, мощь. Средства для партии поступали из-за границы. Иностранные группы подстрекали оппозицию к войне с правительством. Человек, не видевший войну, думал, что внешние группы хотят развития ислама, указывают на правильный путь. Однако так не случилось.
В Афганистане группы, подталкивающие к войне, говорили, что нет у нас необходимых знаний как вести войну, джихад. В Бухаре есть притча: перед чаепитием драки не бывает. Они нам это говорили с насмешкой. Со словом «дех!» (бей!) указывали, бейте вот этот дом. Но не сообщали, кто в доме находится. Женщины с детьми или кто-то другой. Им разницы не было. Говорили, что хорошие из убитых в этом доме, попадут в рай, плохие - в ад. Хотя Всевышний в Коране предупреждает, что если один человек убивает другого человека, его ждет суровая кара. Эта кара - ад. Об этом сказано в аяте 93, суры Нисо: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему - геена, для вечного пребывания там…»
Пророк Мохаммед (с) говорит, если прольет человек кровь другого человека, то он как бы объявляет войну Всевышнему. Когда листаете Коран, там находите подтверждение всем словам пророка Мохаммеда (с). Всевышний простит все грехи, кроме кровопролития.
«ЗАВТРА». Тогда почему вы со своими соратниками проливали кровь?
Мулла АБДУРАХИМ. Мы думали: создадим в Таджикистане свою партию, поведем людей по пути ислама и избавим их от разных течений и групп. С этой целью и проливали кровь. Все мои действия, весь мой опыт привели к выводу, что там, где есть партия — там интрига, там раздор и кровопролитие. Мы уяснили, что основатели исламских партий не являются людьми ислама. Они ради дискредитации религии ислама, раскола в ней создавали и создают партии.
«ЗАВТРА». На каком основании вы так говорите?
Мулла АБДУРАХИМ. Исламские партии финансируют извне. Когда руководители партий заинтересованы и наслаждаются жизнью за счет своих зарубежных хозяев, они уже не могут повернуть обратно. Чтобы Вы поняли, приведу пример. В Афганистане я был полевым командиром, а Хаттаб — моим заместителем. Он считался одним из сильнейших в мире боевиков. Другого моего заместителя звали Ходжи Джамшед, который был из узбекоязычных Афганистана. Линия фронта проходила напротив Саричашмы в Шурабаде. Ходжи Джамшед, посоветовавшись с Саид Абдуллохи Нури, хотел напасть на села Шурабада. Я не позволил. Ходжи Джамшед, опытный боевик, получавший большие деньги, стал мне возражать. По рации вышел на Саид Абдуллохи Нури и сказал, что Мавлави не позволяет уничтожать врагов ислама. Что делать? Он дал рацию мне. Саид Абдуллохи Нури сказал, что здесь нет больше виновных и невинных. Бейте всех подряд. Тогда враги испугаются и убегут. В ответ я ему сказал, учитель, вдумайся. Здесь таджикские и русские пограничники. Мы должны бить тех, кто с нами воюет. Нури не послушал меня, выключил рацию.
«ЗАВТРА». Вы были фидаи партии возрождения, офицером Саид Абдуллохи Нури. Как можно поверить, что вы ослушались его приказа?
Мулла АБДУРАХИМ. Я не был простым офицером, чтобы игнорировали мое мнение. Кроме того, был у меня друг по имени Омир Башири Чоёби, один из известных полевых командиров севера Афганистана. Его боялись. Когда он узнал о причинах нашего разногласия, по рации вышел на наше руководство и сказал, что если кто-то встанет на пути Мавлави, будет иметь дело с ним. Он сдержал свое слово. Омир Башир по моей просьбе удалил Ходжи Джамшеда от границы Таджикистана.
«ЗАВТРА». Гражданская война стала причиной прихода к власти представителей Кулябского региона. Хотя его жители встали на борьбу только с целью защиты конституционного правительства. Однако вы, один из известных лиц Куляба, воевали против своих земляков. Почему?
Мулла АБДУРАХИМ. Раньше мы думали, что этого хочет Ислам. И я был уверен, что защищаю Ислам. Но дружба и беседы с видными улемами Афганистана, теми, кто знал истинную цель этих расколов, привели меня к такомувыводу.
«ЗАВТРА». Люди убеждены, что в ПИВТ собрались истинные патриоты. Почему Вы думаете, что они идут по неверному пути?
Мулла АБДУРАХИМ. В аяте 103, суры «Оли Имрон» сказано: «Крепко держитесь за вервь Аллаха вы вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам…»
То есть, мусульмане не должны ради своих интересов и желаний вносить раскол среди людей. Мы хорошо знаем, откуда и от кого исходит источник раздора. В этом деле они имеют богатый опыт, на арену выводили и выводят силы, подобные партии возрождения. Их цель сеять смуту, уменьшить численность мусульман. Не все люди осознают это. Особенно молодежь, вкусившая плод независимости, однако не видевшая гражданскую войну. Говорят, нет справедливости, нет демократии. Такими уловками обманывают людей. Помните, вокруг ПИВТ собрались демократические силы, Растохез, Лаъли Бадахшан. У них были свои цели. Кроме того, ПИВТ финансировалась извне. Чем все закончилось - известно всем. Шила в мешке не утаишь.
«ЗАВТРА». Вы хотите сказать, что внешние силы свои цели в нашей стране хотят достичь посредством исламской партии? Хотя они имеют возможность для их достижения использовать другие партии, в том числе социал-демократическую, социалистическую, коммунистическую и др.
Мулла АБДУРАХИМ. Не могут.
«ЗАВТРА». Почему?
Мулла АБДУРАХИМ. Внешние силы знают слабое место мусульман. Они хотят показать людям, что строят ислам. Таким образом, поднимут доверчивых мусульман. Посмотрите, в то время партии, которые Вы выше перечислили, собрались вокруг нас, то есть ПИВТ. С какой целью? Чтобы при нашей помощи прийти к власти.
«ЗАВТРА». На ваш взгляд, какие средства используют силы, которые хотят дестабилизировать обстановку в мусульманских государствах и в странах, где живут и мусульмане?
Мулла АБДУРАХИМ. В основном, путем финансирования. А также поставкой оружия и обдуриванием людей. Эти силы сближаются с теми людьми, у которых слабы религиозные знания. Говоря: «Мы строим исламское государство», — обманывают и используют заблудившихся людей.
Конечно, внесение раскола среди людей, плетение интриг являются известным приемом этих сил. Напомню вам один случай. Среди наших мигрантов и бывшем руководстве оппозиции ходила молва, будто кулябцы — кяфиры (безбожники). В Афганистане есть группы Джирга и Луи джирга. Они не являются правительственными, но государственные органы прислушиваются к их слову. Приходит представитель групп Джирги в Тахор и спрашивает, есть ли среди эмигрантов кто-нибудь из Куляба? Говорят — нет. Вообще, афганцы народ любопытный. Ответом одного не довольствуются. Потом один говорит, что есть такой, большой командир Мавлави Абдурахим из Куляба. Представитель Джирги оставляет в Тахоре своего человека, чтобы сообщил им, как я приеду. Однажды меня задержали и привели в Джиргу. Спрашивают: «Вы кулябец?». Отвечаю: «Да». Опять спрашивают: «Кулябцы — кяфиры?». Я сказал, что нет, не кяфиры они, мусульмане все. А потом сам спрашиваю у членов Джирги: «Почему возник такой вопрос?». Ответили, что много слухов о том, что жители Куляба не мусульмане и против ислама они. Эти слухи вынуждают Ахмадшаха Масъуда и устода (учителя) Раббани создать и отправить делегацию в Таджикистан, чтобы на месте выяснить вопрос. Во главе устода Раббани приехала делегация в Куляб, встретилась с людьми, в Кулябе посетила гробницу Мир Саид Али Хамадани. Убедившись, что слухи беспочвенны, делегация призвала руководство партии возрождения не сеять раздор меж собой, так как «вы все мусульмане, думайте о мире и сплоченности». «Тут появилась третья рука, которая хочет вас уничтожить». Вот так вносили среди людей раздор и смуту и разделяли их. Только слова устода Раббани и Ахмадшаха Масъуда открыли людям глаза. Именно благодаря этим авторитетам, таджикские граждане, находившиеся в Афганистане, возвратились на Родину. В возвращении и сплочении таджикского народа великую роль сыграла самоотверженность Эмомали Рахмона. Незачем скрывать: если бы он, не боясь погибнуть, не поехал на встречу в Афганистан, никто бы не вернулся в Таджикистан.
«ЗАВТРА». Кто сыграл самую весомую роль в «таджикском мире»?
Мулла АБДУРАХИМ. Прежде всего, Эмомали Рахмон и цивилизованный таджикский народ, борющиеся за целостность Таджикистана. А также лидеры народов Афганистана - Ахмадшах Масъуд, устод Раббани и Омир Башир. Если бы не они, невозможно было бы достижение мира между таджиками.
«ЗАВТРА». Представьте, что вы председатель ПИВТ, власть в ваших руках. Что бы вы предприняли в нынешних условиях?
Мулла АБДУРАХИМ. Отказался бы от председательства. Потому что как председатель партии стал бы причиной нестабильности и кровопролития в Таджикистане. Если бы Всевышний дал мне такой шанс, и если считаю себя истинным мусульманином, я должен так поступить. В противном случае, был бы виновен перед ушедшими и нынешними таджикской нации и остался бы во веки веков опорочен.
«ЗАВТРА». Что в таких условиях нужно сделать, чтобы Таджикистан не стал жертвой великих держав и обеспечить мир и спокойствие?
Мулла АБДУРАХИМ. Те, кто, создавая исламские партии, внесли раскол в исламе, в Афганистане и других исламских странах добились своих целей. Сейчас дуло их оружия направлено на Таджикистан, чтобы создавая партии и группировки, дестабилизировать обстановку в Таджикистане и в Центральной Азии. Когда путем раскола добьются своих конечных целей, когда придут к выводу, что мусульманский люд, исламские партии без вмешательства немусульман уже не смогут прийти к согласию, скажут: давайте, мусульмане, мы вас помирим. Но тогда уже будет поздно.
В аяте 35, суры «Ибрахим» сказано: «Господи! Сделай этот град безопасным…» (имеется в виду Мекка).
Посмотрите, насколько пророки мир и спокойствие считали важным вопросом и ставили во главу всего.
В хадисе (6631) Посланника Аллаха рассказано: Мохаммед, находясь со своими сподвижниками на большом собрании, обращается к толпе и спрашивает:
— Вы знаете, кто есть правоверный мусульманин?
— Нет, мы не знаем, знает Аллах, и Вы, посланник Его, - отвечают люди.
Пророк Мохаммед говорит:
— Правоверный мусульманин тот, от кого защищены личность и имущества других мусульман.
Эти слова не безосновательны. Если мы на самом деле считаем себя рабами Божьими, должны беречь мир и спокойствие людей и страны, и не быть марионетками в руках недругов нашей нации и государства.
«ЗАВТРА». Ночное нападение на 12-ю погранзаставу было совершено под вашим начальством. Как проводилась эта операция, и кто ее планировал?
Мулла АБДУРАХИМ. На этой теме хочу остановиться более подробно. Действительно, я был командиром пограничной зоны от Дарваза до Пархара. Ни одна операция в этой зоне не проводилась без согласования со мной. Мы были ответственны, находились под наблюдением и обучали нас иностранные военные. Считали мы себя воинами ислама. Думали, действуем по велению Всевышнего, согласно Корану. Мы были уверены, что наше дело правое.
Позднее осознали, мы не больше, чем марионетки. Судьба наша была в руках тех, кто из-за кулис руководил нами. Пока поняли, что к чему, было уже поздно.
Подготовка к удару по Кулябу началась давно. Мы даже напали. Так как в вопросе удара по Кулябу мне не доверяли, для этой операции привлекли другого полевого командира по имени Хаким. Он был очень смелым и опытным предводителем. Если помните, одно время Тавильдара находилась под его контролем. Потом под давлением правительственных сил отступил в Афганистан. В Афганистане его прозвали Фотех (Победитель). По поручению руководства партии он с группой из более двухсот человек со стороны Зардолухака и Офтобзамина вошел в Таджикистан и начал готовиться к удару по Кулябу. Я получил указание от руководства не мешать ему. Два-три месяца он был там, но не смог взять Куляб. Нури вызвал его к себе и спросил, в чем дело, может ему мешает Мулла Абдурахим? Он ответил, что нет, не мешает, но операцию он почему-то завершить не может. Часть его солдат тяжело заболела. В конце концов, он ни с чем вернулся в Афганистан.
«ЗАВТРА». Почему в вопросе взятия Куляба не было к вам доверия? Неужели для вас чувство местничества стояло выше, чем солидарность и единство взглядов с соратниками по партии?
Мулла АБДУРАХИМ. Родину свою, может и любил. Однако я не хотел, чтобы пострадали невинные люди. Начнется война — она не станет разбирать, кто прав, кто виноват.
«ЗАВТРА». Почему во время нападения на 12-ю погранзаставу эта мысль вам в голову не пришла?
Мулла АБДУРАХИМ. Целью нападения на погранзаставу был Куляб. Тогда я находился в зоне Рог Бадахшанской области Афганистана. Саид Абдуллохи Нури отправил людей Ризвана, и сказал им: езжайте, берите Мавлави и бейте Куляб. Но я им не разрешил. Потому что был командиром в этой зоне, и мой авторитет не позволял им без моего разрешения предпринять атаку. Они спросили, почему я против атаки на Куляб. Я ответил, что, когда они пойдут в Куляб, об этом узнают пограничники и перекроют им путь отступления. Мы попадем в окружение, не будет возможности возвратиться в Афганистан и все погибнем. В этом случае вся ответственность падает на командира зоны. Я дал указание, чтобы возвращались, так как данная операция проведена не будет. Они мои выводы донесли до руководства. Абдуллохи Нури по рации вызвал меня в Тахор. Он поручил поехать в Пакистан за продовольствием и оружием для укрепления наших передовых сил. Тогда ответственным за финансы, продовольствие и вооружение был Химматзоде, находившийся в Пакистане. Тураджонзоде в Иране был ответственным за переговоры. Я спросил его, почему меня посылает в Пакистан. Сказал, что меня в Пакистане знают хорошо. У меня был заместитель по имени Джоншо. Он тоже был из Куляба, известный боец, прошедший школу Хаттаба. Сам чинил оружие, изготавливал взрывчатки. Оставил за себя Джоншо и поехал в Пакистан. В мое отсутствие был нанесен удар по 12-й погранзаставе.
«ЗАВТРА». На одной встрече с Президентом страны вы признали нападение на 12-ю погранзаставу. Это как можно понять?
Мулла АБДУРАХИМ. Когда Президент участникам собрания знакомил меня, сказал, что это тот Мулла Абдурахим, который создал в Кулябе партию возрождения, был лидером оппозиции, тот мулла Абдурахим, который напал на 12-ю погранзаставу. Я в ответ сказал «да, это так». Тогда момент не был подходящим для разговора. Если бы я беседовал с Президентом наедине, рассказал бы тот случай подробно.
«ЗАВТРА». У вас сейчас есть возможность эти подробности рассказать людям.
Мулла АБДУРАХИМ. Я по поручению руководства партии поехал в Пакистан. Операция была проведена в мое отсутствие.
«ЗАВТРА». Тогда почему в те дни радио Би-Би-Си сообщала, что на 12-ю погранзаставу напал командир мулла Абдурахим?
Мулла АБДУРАХИМ. Услышав по радио это сообщение, я связался по рации, чтобы выяснить, как в мое отсутствие могла произойти данная операция.
«ЗАВТРА». Когда было совершено нападение?
Мулла АБДУРАХИМ. Летом 1993 года, 13 июля.
«ЗАВТРА». Почему именно 13 июля?
Мулла АБДУРАХИМ. Конечно, оно могло произойти и раньше, но это случайное стечение обстоятельств. Разведка работала очень хорошо. Среди афганцев были люди, которые вместе с русскими пограничниками сбывали наркотики. Они работали на обе стороны: наши сведения доносили до них, и наоборот. Иногда мы сбрасывали информацию, что завтра нападем. Быстро узнав об этом, русские пограничники готовились к защите. Мы были в курсе всего. Знали время отбоя, подъема, отдыха, знали каждый их шаг. Долгое время вели наблюдение за пограничниками. Они регулярно, примерно в 2 часа ночи открывали огонь, запускали ракеты в сторону линии границы. После 2 часов ночи все замирало. Целый месяц данная ситуация была под наблюдением. Мы поняли, что после двух ночи застава наша. Дезинформация, распространенная нами через афганских наркобаронов, ввела пограничников в заблуждение. Они больше не думали, что мы нападем. Потому атака была неожиданной, и застала их врасплох.
«ЗАВТРА». В котором часу было совершено нападение?
Мулла АБДУРАХИМ. В три часа ночи.
«ЗАВТРА». Сколько человек напали на заставу?
Мулла АБДУРАХИМ. Около двухсот.
«ЗАВТРА». Трудно поверить, что пограничники не заметили перехода такого большого количества людей.
Мулла АБДУРАХИМ. Операция – это не одного дня дело. К ней готовятся заблаговременно. На другой берег силы были переброшены раньше. К примеру, продовольствие, оружие, особенно, тяжелое, предварительно перебрасывались на тот берег и скапливались вблизи 12-й погранзаставы. Эта была партизанская война. То есть, застать врасплох и победить врага.
«ЗАВТРА». Сколько групп составляло силы моджахедов?
Мулла АБДУРАХИМ. Группы были составлены из 12, 50 и 100 человек, большинство составляло группы из 12-ти. Они в основном занимались доставкой в нужные места продовольствия и вооружений. Была налажена очень хорошая связь по рации.
«ЗАВТРА». С таким количеством бойцов как в сезон паводков переправились через реку Пяндж?
Мулла АБДУРАХИМ. Использовали бурдюки - содранную с коров шкуру. Надувают три-четыре таких бурдюка, кладут на них бревна и переправляются. Из-за нехватки бурдюков также использовались шины больших машин.
«ЗАВТРА». Моджахеды переправлялись не один день. Как они смогли не попадать на глаза пограничникам?
Мулла АБДУРАХИМ. Переходили реку в течение недели. Берег реки Пяндж лесистый, полностью контролировать невозможно. Были люди, постоянно доставляющие сведения. Граница и пограничники были под нашим полным контролем. Люди, переходя реку, прятались и готовились к бою.
«ЗАВТРА». Кто входил в группы моджахедов?
Мулла АБДУРАХИМ. Большинство были арабами, более 70 человек. Из Бангладеша, Египта, Йемена и других арабских стран. Их предводителем был Хаттаб.
«ЗАВТРА». Разве Хаттаб участвовал в этой операции?
Мулла АБДУРАХИМ. Нет, его до операции отправили в Чечню.
«ЗАВТРА». А остальные кто были?
Мулла АБДУРАХИМ. Таджиков было мало, остальные – афганцы. Продовольствие, оружие через реку перевозили афганцы. Только они могли это сделать. Потому, что афганец как косуля, пройдет везде. Дай ему денег — и он не смотрит, гора перед ним или холм, жара или холод.
«ЗАВТРА». Какие виды оружия были использованы?
Мулла АБДУРАХИМ. Каждая группа из 12 человек имела 1 гранатомет, каждый боец автомат Калашникова, каждая пятерка - 1 пулемет. Всего минометов было 6. Атака началась в 3 часа ночи, когда все спали. Конечно, если бы бой начался при бодрствовании пограничников, у моджахедов были бы большие потери в живой силе. Пограничники даже одеться не успели. От них, по нашим тогдашним данным, в живых остались лишь двое. Однако позднее появились другие цифры.
«ЗАВТРА». Что привело к победе моджахедов в этой операции?
Мулла АБДУРАХИМ. Первое, дислокация. Второе, ведение партизанской войны. Во время атаки пограничникам некуда было бежать. Они были застигнуты врасплохе.
«ЗАВТРА». Сколько продолжалась операция?
Мулла АБДУРАХИМ. Четыре часа. С трех ночи до семи утра.
«ЗАВТРА». Сколько погибших было у моджахедов?
Мулла АБДУРАХИМ. Шесть. Десять получили ранения. Эти потери были из-за упущения времени. После захвата заставы в качестве трофея нам досталось большое количество денег. Целую машину наполнили. Деньги загрузили в ГАЗ-66 и подогнали к берегу, чтобы переправить через реку. Но от снаряда вертолета машина взорвалась, и все деньги сгорели. После этой операции впервые большие средства поступили из-за границы.
«ЗАВТРА». Разве эти деньги стоят жизни 26 пограничников и 6 моджахедов?
Мулла АБДУРАХИМ. Конечно, нет. Тогда мы все думали, что будем шахидами за правое дело.
«ЗАВТРА». И сейчас так думаете?
Мулла АБДУРАХИМ. Это тема другого разговора... Однако хочу подчеркнуть одну вещь: подстрекательство, разногласия, экстремизм приведут только к войне и разобщенности. Да защитит Всевышний всех мусульман, особенно таджиков, от интриг и смуты. Раньше мне говорили о внешности Корана, сейчас я дошел до его сущности.
«ЗАВТРА». Где научились арабскому языку?
Мулла АБДУРАХИМ. У домулла Саидрахмана. Он жил в Южном, одном из микрорайонов города Душанбе. А потом в Афганистане сошелся с арабами, афганскими учеными, и совершенствовал его.
Беседовал Шариф ХАМДАМПУР
На фото: американские спецназовцы-«моджахеды» в Афганистане (80-е гг.)