На фото: Головная машина автопробега в поддержку полковника Хабарова.
Суд в Екатеринбурге снова продлил отставному полковнику ВДВ Леониду Хабарову срок ареста. Теперь до 18 мая. Своё 65-летие полковник встретит в канун 9 мая за решеткой.
19 июля 2011 года Леонид Хабаров, а также Александр Ермаков, Сергей Катников, Владислав Ладейщиков и Виктор Кралин были арестованы в Екатеринбурге по подозрению в подготовке вооруженного мятежа с целью насильственного изменения конституционного строя.
В 20-х числах февраля легендарного воина-афганца тихо, втайне даже от родственников, перевезли из Лефортовского СИЗО в Екатеринбургский изолятор.
26 марта решением суда десантника-"экстремиста" не выпустили на свободу уже в третий раз. Инвалид второй группы, страдающий от последствий тяжелых боевых ранений, Леонид Хабаров путешествует по следственным изоляторам восемь месяцев. Легендарного комбата 56 ДШБ, первого коменданта афганского перевала Саланг, почетного гражданина Екатеринбурга, привезли в суд в бронированном "автозаке". В это же время у здания Верх-Исетского суда стали собираться бывшие сослуживцы и друзья полковника, всего около 30 человек. В зал заседаний пустили только сыновей Леонида Васильевича, тоже офицеров-десантников. Изначально было обещано пригласить прессу на оглашение приговора, но журналисты так и не были допущены в зал. Охрана также не позволила подойти к полковнику никому из сослуживцев и близких. Едва развернутый флаг "За полковника ВДВ Хабарова" потребовали свернуть. Однако на улице его развернули вновь. Пять часов сочувствующие подследственному ветерану терпеливо ждали момента, чтобы издали крикнуть Леониду Васильевичу: "Мы с вами!". Он успел ответить: "Спасибо, ребята!".
Ходатайство следствия о продлении содержания ветерана под стражей было рассмотрено задолго до истечения предыдущего срока, т.е. 18 апреля. Согласно постановлению суда, в деле Хабарова появились новые статьи обвинения: к имеющейся ч. 1 ст. 30 и ст. 279 ("Покушение на организацию вооруженного мятежа"), добавились ч.1 ст. 201, прим. 1 ("Злоупотребление полномочиями"), часть 2 статьи 222 УК РФ ("Хранение, перевозка оружия и взрывчатых веществ") и ч.1 ст. 30 и ст. 228 УК РФ ("Подготовка к изготовлению и продаже наркотических веществ"). Адвокат Хабарова Андрей Бурмистров сообщил, что новых материалов (свидетельств, улик) в деле его подзащитного не появилось — по крайней мере, на суде они представлены не были. Следовательно, под "хранением, перевозкой оружия и взрывчатых веществ" следствие подразумевает все ту же коллекцию редких патронов, собранную Хабаровым за время службы и боевых командировок и найденную у него при обыске еще летом 2011 г., а под "подготовку к изготовлению и продаже наркотических веществ в особо крупном размере", очевидно, подверстали армейскую аптечку 30-летней давности с несколькими ампулами обезболивающего (промедола).
В постановлении суда сообщается, что органы предварительного следствия не успевают закончить расследование этого резонансного дела к 18 апреля, посему срок ареста продлен еще на месяц. Это и не удивительно, учитывая, что основанием для ареста Леонида Васильевича стали коллекция ножей и редких патронов, а также 50 тысяч рублей и аптечка.
В постановлении о привлечении Л.В. Хабарова в качестве обвиняемого было сказано: "Суть имевшегося у Хабарова Л.В. замысла на осуществление вооруженного мятежа состояла в создании общественного движения, захвате силами участников данного движения власти в Свердловской области, мобилизации мужского населения захваченной территории, вооружение его огнестрельным оружием, и захвата власти в Екатеринбурге с целью вынуждения руководства страны к передаче политической власти главарям мятежников".
"Чтобы захватить власть в нашем городе, мало одной армейской дивизии, надо понимать, что это нереальный план, — считает ветеран войны в Афганистане, полковник запаса Константин Байков, бывший руководитель учебной частью факультета военного обучения УрФУ и сослуживец Л.В.Хабарова. — Где эти огромные боевые группы, где соответствующее им количество оружия? Где доказательства причастности Хабарова к этому весьма сомнительному, с точки зрения здравого смысла, плану? И когда в истории страны мятеж в отдельном городе приводил к смене власти в стране? Это нереально".
Из того же постановления: "…Одновременно планировалось произвести подрывы линий электропередач, питающих город Екатеринбург, с целью создания паники у населения".
"Тот, кто это писал, ничего не понимает. Это чистой воды плагиат с постановлений 30-х годов. Тогда существовал план ГОЭЛРО, и весь народ был нацелен на электрификацию страны, и в то время подрыв линий вызвал бы большую панику. Сегодня это звучит смешно – особенно на фоне регулярного отключения электричества в нашем городе, и такая цель подрыва, мягко говоря, вызывает недоумение. Никто в Екатеринбурге паниковать не будет, — считает заведующий одной из кафедр УрФУ, полковник в отставке Владислав Зиомковский. — Не мог Хабаров разработать такой безграмотный, с военной точки зрения, план. Он — стратег высшей категории, был начальником штаба легендарной 56 ДШБ, почти 20 лет руководил военным институтом. Неужели вы верите, что такой человек мог такое придумать?"
Многие СМИ, освещая "дело Хабарова", в обязательном порядке проводят параллель с делом не менее "опасного экстремиста" — В. Квачкова, именуя Леонида Васильевича его сторонником и членом незарегистрированного движения "Народное ополчение имени Минина и Пожарского", планировавшего совершить государственный переворот при помощи двух арбалетов. На самом же деле никаких указаний в материалах дела на такую параллель нет! И существует она исключительно в воображении креативных работников.
К слову, о креативе, а заодно и об оперативности таких работников: когда судья Н.А. Морозов еще пребывал в совещательной комнате перед оглашением своего постановления, губернаторское официальное издание — "Областная газета" — уже опубликовало сообщение о том, что полковник Хабаров остается под арестом. Его уже смогли прочитать активисты из группы поддержки арестованного, ожидающие оглашения приговора.
Доводы защиты о том, что Леонид Васильевич по состоянию здоровья не должен находиться в СИЗО, в очередной раз услышаны не были, т.к. у обвинителей есть опасение, что на свободе Хабаров непременно будет "оказывать давление на следствие". Это очень серьезный аргумент в вопросе обеспечения госбезопасности, ведь один ветеран-десантник, пусть даже и инвалид второй группы, находящийся на свободе — куда опаснее для государства, чем, например, развертывание логистического комплекса НАТО в Ульяновске. ФСБ, конечно, виднее, в чем для страны угроза.