«Синие воротнички» теперь в дефиците по сравнению с советскими десятилетиями не только из-за преобладающего роста занятых в офисах, торговле и услугах, но и из-за специфики жизненного цикла техники и сооружений, на обслуживании которых занято изрядное число рабочих. Продолжим тему дефицита рабочих рук, поднятых в статье «Синие и белые воротнички: дефицит или избыток рабочей силы», опубликованной в «Завтра» в начале августа 2024 года, а также «Инженеры, курьеры и поиски перегрева экономики» от середины июля этого же года.
У нас на даче работает холодильник «Минск», который был подарен моим родителям к моему рождению, так что мне и холодильнику уже почти пятьдесят лет. Также у нас на даче периодически используется стиральная машина типа «ведро с моторчиком» – зелёная, японская, из середины 1980-х годов. Сейчас массовые дешёвые холодильники работают лет десять, а стиральные машины – хорошо, если пять.
В советские времена одежда и обувь использовались много лет, из детских вещей вырастали и передавали их следующим детям. Сейчас же обувь и одежда служит хорошо, если пару сезонов, разъедаясь реагентами или стиральными порошками.
В генеральском доме в московском районе «Сокол», построенном сразу после Великой Отечественной, рядом с которым проживают мои родители, хорошо сохранился кирпичный фасад и гранитный цоколь ещё со времен постройки. Хотя в соседних, достаточно новых домах постройки 2000-х годов плитку отделки цоколя уже поменяли, а кирпич фасада норовит вывалиться из стыков с монолитом.
Капитальный ремонт многоквартирных домов частенько сводится к простым работам типа подштукатурить, покрасить, поменять лампы освещения и радиаторы отопления, да так, что эти работы приходится выполнять заново через 7-10 лет.
Частая замена тротуарной плитки и бордюров, а также металлических отбойников развязок или декоративных стенок туннелей вообще стала обыденностью.
Лифты в советские времена работали много десятилетий без замены и капремонта, а сейчас пресловутые «Отисы» (совместного производства Щербинского завода с ушедшей западной фирмой) постоянно требуют мелкого ремонта и меняются раз в пятнадцать лет.
Смесители горячей и холодной воды, электрические розетки и выключатели работают теперь хорошо, если пять лет активной эксплуатации, тогда как у отдельных пожилых знакомых еще сохранились советские интерьеры с работоспособными такими изделиями.
На Северном Кавказе, в Крыму и в Донецке нередко встречаются автомобили советского производства, поскольку тогда делали хорошо, южный климат обеспечивает их сохранность, а малые местные расстояния – умеренную эксплуатацию. Надёжность современных автомобилей серьёзно падает, как по сравнению с произведенными в 2000-е годы, так и с ведущими европейскими брендами из 1980-х.
Газета «Завтра» собирала деньги читателей на медицинское оборудование для больницы Донецка, так там в одной из больниц держат в рабочем состоянии рентгеновский аппарат производства 1970-х годов, хотя современное западное и китайское оборудование уже поменяли по паре раз, а советский держат на случай выхода из строя современных.
Из положительных примеров удлинения срока эксплуатации в последние десятилетия, пожалуй, следует отметить изменения в капитальном строительстве. Теперь здания чаще строят из монолитного железобетона, мосты – из монолитных колонн с металлическими пролётами, обещающих столетия долговечности. В советские времена больше строили из сборного железобетона, теперь вынуждены перестраивать часть зданий и мостов. Дороги теперь строят с более сложным «пирогом» песка, щебня, геотекстиля, нескольких слоев асфальта, сокращая тем самым последующие просадку и деформацию, а также удлиняя межремонтный период.
Столь длинный перечень примеров необходим для иллюстрации проблемы совсем не вечных вещей современности. Производители и торговля заинтересованы в количестве продаж, а не в длительности эксплуатации проданного.
«Зачем переплачивать за качество?» – так было озаглавлено интервью в ведущем российском деловом СМИ одного из ведущих китайских производителей бытовой техники. Также и европейские производители ещё задолго до текущего витка антироссийских санкций зримо потеряли в качестве, переведя свою бизнес-модель на заработки на частом техническом обслуживании и ремонте своих изделий.
Произошедшее существенное сокращение срока использования товаров длительного пользования, межремонтного периода для зданий и техники, тяготение капитальных работ к простым повторяющимся видам усиливают спрос на рабочую силу.
У нас теперь в разы больше мастерских по ремонту обуви и одежды, автосервисов, точек ремонта гаджетов, лифтёров и сантехников, не говоря уже о миллионах занятых на псевдокапитальных ремонтах и улучшениях. Подобные бытовые услуги предлагают сотни тысяч молодых людей из сопредельных стран, но услуги частенько посредственного качества, что еще больше усугубляет проблемы сокращения срока использования вещей и дефицита рабочих рук.
Казалось бы, тяготение к количеству в ущерб качеству является объективной основой капитализма, неподвластной современному государству. Дескать, крупным корпорациям нужен рост продаж и прибылей здесь и сейчас любой ценой, даже ценой деградации некогда надежных брендов. Но почему-то японские и немецкие капиталисты продавали в СССР вполне долговечные товары, а вплоть до 2010-х завоевывали именно качеством уже современные рынки.
Проблема дефицита «синих воротничков» становится для нас одной из основных проблем, и у государства есть рычаги борьбы именно за качество, а не за количество.
Перешли же на строительство из монолита и металла, а это было сугубо решение именно профильных ведомств, уяснивших, что «скупой платит дважды».
Технические условия проведения капитального ремонта многоквартирных домов – это также прерогатива федеральных стандартов и конкретных решений местных органов.
Погоня за новомодными опциями оборудования медицинских учреждений, жилых домов и прочего в ущерб надёжности – это также решение конкретных чиновников по госзакупкам.
По массовым потребительским товарам длительного пользования у государства имеется закон «О защите прав потребителей» с условиями возврата и гарантийного ремонта.
По важным товарам на нашем рынке доминирует несколько ключевых производителей и импортёров, за которыми государство бдит почти в ручном режиме.
Утилизационный сбор и не только на автомобили при некоторой донастройке может быть ценовым и техническим барьером на пути некачественных товаров.
Пробуждается же периодически Роспотребнадзор насчёт качества продуктов питания и находит же что-то непотребное в импортных продуктах. Смогли же наладить систему маркировки и отслеживания ряда потребительских товаров («Честный знак», «ВетИС»), которые зримо обелили рынок и сократили контрафакт.
Следовательно, и вопрос дефицита «синих воротничков» следует сместить в сторону регуляторной деятельности профильных ведомств по повышению качества, надежности и долговечности товаров длительного пользования и работ капитального характера.
Хотя и избыточная торговля, и сфера услуг также должны находиться под давлением государства, под целевой оптимизацией и сокращением, как заинтересованные в количестве в ущерб качеству.
Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета