Сообщество «Экономика» 00:00 19 июля 2024

Инженеры, курьеры и поиски перегрева экономики

в советское время бытовые вопросы решали сами, теперь за это платим

Политики стали чаще высказываться о дефиците кадров и чрезмерно высоких зарплатах курьеров в ущерб инженерам, руководители государственных банков – говорить о перегреве экономики и дальнейшем росте ключевой ставки.

В советские времена инженеры сами ходили в магазины и готовили, выращивали в деревнях и на дачах овощи и фрукты, шили одежду, ремонтировали квартиры и машины. То был стиль жизни, а не только экономия денег и дефицит услуг – при желании все это можно было заказать на стороне.

Теперь средний класс и особенно не обременённая детьми молодежь предпочитают доставку курьерами, готовую еду в супермаркетах, покупные и импортные фрукты, ремонт квартир и машин не своими руками.

На обслуживании одного представителя среднего класса сейчас в сервисной экономике заняты 2-3 человека. То есть десяток миллионов людей, живущих в достатке, формируют структурные перекосы в сторону сферы услуг. При этом налоги в этой сфере минимальны из-за обилия самозанятых и теневой экономики.

Нам необходимо менять структуру досуга и больше делать своими руками, а государство должно упорядочить сферу услуг.

Итак, Дмитрий Медведев заявил, что ситуация, при которой оплата труда курьера может быть больше, чем оплата труда инженера, – это «очевидный перекос на рынке, и такого быть не должно. При том что рынок все больше и больше требует людей, которые занимаются «служебными» функциями, тем не менее это не нормальная ситуация». Он также добавил, что при всей важности цифровой сферы реальное производство из жизни никуда не ушло, «а курьеров с улицы или же тех, кто занимается частным извозом, мы на заводы отправить не можем».

26 июля пройдёт очередное заседание Банка России по ключевой ставке. По результатам предыдущего заседания, прошедшего 7 июня, Эльвира Набиуллина заявляла о перегреве экономики и возможности повышения ключевой ставки. Руководители ВТБ и Сбера (Андрей Костин и Герман Греф), а также многие аналитики также неоднократно заявляли о перегреве нашей экономики и возможном повышении ключевой ставки.

Проблемы дефицита кадров, особенно рабочих на производстве и на стройке, перегрева экономики обсуждались с разных сторон многими политиками и журналистами, в том числе на страницах «Завтра». В данной статье предлагается взглянуть на эти проблемы с точки зрения того, как изменился за последние десятилетия стиль жизни среднего класса. При этом в качестве аналога современного среднего класса будем рассматривать инженеров и квалифицированных рабочих, которые в советские времена имели квартиры, дачи, машины, отдыхали на море и в туристических поездках.

Прежде многие бытовые услуги мы оказывали себе сами, а теперь чаще всего заказываем их на стороне за плату. Именно изменение быта привело к резкому росту априори непроизводительной сферы услуг, которая вбирает в себя все больше занятых и создает проблемы для производящих секторов экономики.

Начнем с очевидных изменений последних нескольких лет, связанных с резким ростом спроса на курьеров. Многие руководители предприятий промышленности и строительства неоднократно указывали, что рабочие ушли в доставку. Раньше курьеров было очень мало, а покупатели сами ходили в магазины. Это было частью досуга, с прогулками на свежем воздухе и частично с физкультурой (довольно тяжёлые сумки). Теперь удобство и дешевизна курьеров делают их востребованными, особенно у людей со средним достатком.

Однако дешевизна курьеров мнимая, и общество в целом платит за это дефицитом кадров и инфляцией, больше всего бьющей по бедным, которые очень редко могут себе позволить курьеров. К тому же курьеры пользуются бесплатными дорогами и субсидируемым общественным транспортом, то есть благами за счёт налогов, за счёт бюджета. В бюджете же всегда есть дилемма: кому давать больше субсидий – малоимущим семьям или транспорту? Более того, курьеры в основном самозанятые с минимальными налогами или вообще без официальной регистрации и налогов.

Следующим серьезным изменением последнего десятилетия является растущая популярность еды, приготовленной вне дома. Это не столько приличные по ценам рестораны и кафе, сколько различные готовые блюда в продуктовых магазинах. «Вкусвилл», «Перекрёсток», «Спар», «Ашан» и другие имеют целые витрины готовой еды в небольшой расфасовке. Особенно впечатляющий бум в последние годы случился с мини-кофейнями и мини-пекарнями, а зарплаты бариста и рентабельность стакана кофе превосходят таковые у курьеров, не говоря уже о реальном производстве.

Для людей среднего достатка еда вне дома позволяет экономить время на готовку, хотя далеко не всем это по карману. Оборотной стороной массовой еды вне дома является огромная занятость в пекарне, разделке, расфасовке, на кухнях конкретных магазинов и ещё больше – в централизованных цехах производства полуфабрикатов сетевых магазинов и их поставщиков. В Москве зарплаты на кухне начинаются от 80 тыс. руб., плюс премии, плюс списание части продуктов.

В советские времена тоже были кафе, заводские столовые, отделы кулинарии. Только значительно чаще женщины готовили еду сами, а мужчины – носили сумки из магазинов. К тому же готовка сразу на большую семью и семейные столы были важной частью общения, единения разных поколений.

Ещё одним важным местом единения поколений в прежние десятилетия была деревня или дача. У многих советских городских жителей родители оставались в деревнях, либо их генетическая память тянула на природу на дачи. Когда-то в деревнях люди жили большими семьями, по несколько поколений, помогая друг другу по хозяйству. Поколение автора этих строк еще застало деревенские выходные с большим числом родственников за общим большим столом.

Деревня или дача были важны и для обеспечения продовольствием. Свои яблоки, сливы, смородина, клубника, малина были нормой, как и консервирование их изрядной части на зиму своими руками. Многие сажали картошку, некоторым удавались приличные урожаи тепличных огурцов и помидоров. Даже ходила шутка про рекордные урожаи на 6 сотках, дескать, если бы такие урожаи были бы на колхозных полях, то Советский Союз кормил бы весь мир.

Теперь фрукты и овощи мы просто покупаем, отчасти отечественного производства, отчасти импортного, с дальней и дорогой логистикой. Теперь мы не тратим свое время на их выращивание, не занимаемся физкультурой на грядках. Продавцов овощей и фруктов теперь буквально на порядок больше советского времени, включая буйство сетевых супермаркетов, небольших магазинов, стационарных рынков, рынков выходного дня и ларьков.

В цене овощей и фруктов теперь заложен внушительный интерес продавцов, минимум утраивающий цену от производителя через опт и розницу. Продавцов стало так много, что большую часть рабочего дня они просто просиживают, при этом зарабатывая приличные деньги, сопоставимо с курьерами. К тому же это в основном малый бизнес с малыми налогами, частенько с продажами просто за наличные, тогда как инженеры и рабочие в основном работают на крупных и средних предприятиях с внушительными налогами.

В советские времена большинство мужчин и женщин многое делали своими руками. Швейная машинка была заметной частью интерьера, а журналы с выкройками были увлечением многих женщин. Простенькие советские ремонты квартир многие делали своими руками, некоторые сами строили дачи и сами ремонтировали в гаражах автомобили. Это были и досуг, и экономия денег, и развитие важных прикладных и технических навыков.

Сейчас ремонты стали пафоснее, автомашины – сложнее, а одежда – доступнее. Многие жители крупных городов теперь за всё это платят деньги делающим ремонты за нас, а это ещё и миллионы дополнительных рабочих мест, в основном, как и в случае с доставкой и кухней, самозанятых или занятых в теневой экономике.

Суммарно и буквально, на одного представителя среднего класса теперь приходится 2-3 работника сервисной экономики, на десяток миллионов, живущих в достатке – десятки миллионов работающих в сервисной экономике. Чем больше у нас становится представителей среднего класса с потребительским стилем жизни, тем сильнее обостряется дефицит кадров именно в сервисной экономике.

Самое главное, что про услуги самим себе напрочь забывает молодёжь, которая не только не готова идти на завод или стройку, так ещё всем своим поведением расширяет сервисную экономику и занятость. На заводах в основном работают люди преклонного возраста, на стройке – в основном мигранты. Именно молодежь стремится заказывать доставку вместо прогулки в магазин, покупать готовую еду вместо приготовления своими руками, сдавать в ремонт машины и гаджеты вместо их самостоятельной починки, легко менять шмотки вместо их пошива.

Помимо среднего класса и занятых в сервисе есть множество людей с небольшим достатком, в основном из глубинки или пригородов крупных городов, продолжающих работать на заводах, в образовании и здравоохранении. Именно они чаще создают семьи и рожают детей, продолжают оставаться производительной основой нашей экономики, тогда как молодёжь среднего класса и сервисной экономики чаще живёт для себя.

Можно продолжать обсуждать дефицит кадров, перегрев экономики, надеяться на ключевую ставку, но лучше задуматься о произошедших тектонических изменениях в структуре нашего потребления, о десятках миллионов занятых в потребительском секторе.

Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета

1.0x