Авторский блог Илья Титов 00:06 4 октября 2022

Да вы и взорвали-с

удар по «Потокам» был актом демонстрации своего превосходства

Историю не всегда пишут победители, но почти всегда главенствующий исторический нарратив задаёт глобальная Европа. История евроцентрична — именно поэтому события Восточного фронта Второй мировой, не говоря уже о кровавом кошмаре в Восточной Азии, даже у нас часто воспринимаются второстепенными по сравнению с какими-нибудь боестолкновениями трёх с половиной калек за департамент Нижние Стыды во Франции в 1940 году. Отличительной чертой мировых войн — тем, что, собственно, определяет понятие «мировая война» — стало уничтожение Европы: отсюда мнение о Тридцатилетней или о Семилетней войне как о «Нулевой мировой». Историки будущего, оглядываясь на окружающие нас сегодня события, может статься, назовут происходящее Третьей мировой. Не из-за кошмарных последствий и ужасающего масштаба, будем надеяться, а из-за того, что в результате прямых действий и интриг внешних сил оказалась в очередной раз уничтожена Европа.

26 сентября были уничтожены три ветки «Северных потоков». Шведские сейсмологи утверждают, что слышали взрывы, немцы и датчане говорят, что всему виной диверсия. Утечки находили всю первую половину недели и к четвергу насчитали уже четыре: две в шведских водах и две в датских. Шведы утверждают, что бурлящие области, где газ из подводной трубы выходил на поверхность, были диаметрами 900 и 180 метров. Швеция официально заявила, что в данный промежуток времени в районах аварии, отстоящих друг от друга более чем на 20 километров, были зарегистрированы точечные сейсмические события магнитудой 2,3 балла, что, по не менее официальным оценкам уже от немецких спецслужб, соответствует подводным взрывам в эквиваленте примерно полтонны тротила каждый. В Дании же утечки зафиксированы в районе острова Борнхольм — это важно. Давайте же вместе разберёмся, кто стоял за уничтожением последней надежды Европы на возвращение статуса-кво — поставок дешёвого газа из России и развития собственной промышленности за счёт неоправданной дешевизны этого газа.

19 декабря 1997 года в The New York Times были опубликованы части секретного доклада ЦРУ, где говорилось, что Центральное разведывательное управление США после тщательного расследования не нашло связей между ЦРУ и взрывным ростом продаж крэка*. Тот доклад часто используют в качестве забавной иллюстрации того, чем заканчиваются поиски слона в комнате — ведь всем очевидно, кто стоял за американской наркоэпидемией 1990-х.

Соединённые Штаты выглядят не просто самым вероятным виновником уничтожения «Потоков» — они буквально кажутся единственным подозреваемым. Все вокруг (кроме свободных журналистов и независимых экспертов): от европейских обывателей до китайских дипломатов, от американских республиканцев до российского президента, — даже не предполагают, а прямым текстом утверждают как уже доказанный факт подрыв газопроводов именно американскими руками. Разумеется, это не так, ведь госсекретарь Энтони Блинкен сказал, что США не имеют ко взрыву никакого отношения, зато могут помочь с поисками виновных — на брифинге 30 сентября он даже сделал оскорблённое лицо и объявил, что Штаты считают абсурдом обвинения в свой адрес. Нет никаких оснований не верить мистеру Блинкену: США известны своей честностью и уважением к чужой собственности. Ладно, если говорить серьёзно, то очевидная вина Вашингтона намекает на то, что всё не так просто. Возможны три варианта.

Первый, и мы не можем этого исключать, — катастрофическая некомпетентность планировщиков операции по дегазификации Европы. В самом деле, нужно быть полным болваном, чтобы раскрыть своё присутствие настолько явным образом. По данным сервиса отслеживания полётов, самолёт US Navy P-8A Poseidon, вылетевший из исландского Кефлавика под номером AE6851, пролетел по прямой ровно до места аварии за час до первого доклада об утечке газа. P-8А может нести торпеды Boeing HAAWWC, способные поражать цели на нужной для взрыва газопровода глубине. В день происшествия пресс-служба НАТО в соцсетях прямым текстом рассказала об учениях в этом районе и об использовании в этих учениях «новых подводных беспилотных систем». Добавим к этому почти двухнедельное присутствие в районе аварии отряда флота в составе корабля-амфибии класса Wasp USS Kearsarge (LHD-3), USS Arlington (LPD-24), десантного корабля-дока Whidbey Island USS Gunston Hall (LSD-44), эсминца УРО класса (С управляемым ракетным оружием. — Прим. ред.) Arleigh Burke USS Gravely (DDG 107) и так далее — разумеется, с боевыми пловцами, глубоководными беспилотниками, а также полным набором прочей спецтехники на борту. И всё это звёздно-полосатое великолепие, пришедшее в Балтийское море ещё в третьей декаде августа, официально занималось отработкой обеспечения безопасности и предупреждения террористических атак, и снялось с места незадолго до разгерметизации «Северных потоков». Если всерьёз предполагалось прятать американское присутствие, то подобная публичность — это масштабнейший провал. Остаётся сконцентрироваться на двух нижеследующих вариантах.

Вторым вариантом является банальная «подстава». С этим дело обстоит куда интереснее. Вроде бы единственным, кто имеет достаточно самостоятельности, доступа к данным о планирующихся манёврах, ресурсов для проведения нетипичной подводной диверсии и мотивацией подставить Вашингтон, является Британия. Одним из главных трендов европейской политики второй половины 2010-х стало ослабление костлявой хватки дяди Сэма на европейском поводке. Свято место пусто не бывает и британские амбиции строительства военного союза в Восточной Европе сквозят из всех заявлений лондонских дипломатов уже лет пять как минимум. Союз, в который предлагается включить Прибалтику, Польшу, Украину и Турцию, должен не только обеспечить Лондону беспрепятственную связь с Ближним Востоком и Средней Азией, но и отрезать от Западной Европы Россию. Самые внимательные читатели новостей заметят, что политически Москва и страны Западной Европы последнее время не особенно ладят, так что разрушение последнего связывающего два конца Европы звена, способного внести элемент прагматичного сотрудничества в полные идеологического угара отношения, окончательно разделит континент. Лондону только на руку очевидная вина подставленных янки — на далёкий Вашингтон в Европе никто не станет всерьёз наезжать.

Наши СМИ растиражировали снимок экрана, на котором запечатлена публикация Радослава Сикорского — бывшего министра иностранных дел Польши, а ныне депутата Европарламента. Сикорский привёл фото газового пятна на поверхности моря и подписал: «Спасибо, США». Вскоре, впрочем, публикация была удалена, но интернет помнит всё. Российская пресса трактовала это как признание США собственной вины или в крайнем случае явку с повинной представителя Польши, но важно понимать, что пан Сикорский — такой же представитель Польши, как Чубайс — представитель России.

Радослав крайне интересный товарищ. В 1981 году (при социализме-то!) он уехал из Польши в Британию «для изучения английского», получил политическое убежище, гражданство, студенческий билет Оксфорда и перспективы стать в будущем министром обороны и иностранных дел «независимой» восточноевропейской страны — всё это, напоминаю, при подданстве британской короне. Представьте, чего стоит издевательское «Спасибо, США» из уст дистиллированного агента английского влияния.

Польский интерес, который многие аналитики почему-то упоминают как самостоятельный фактор, связан лишь с недавним запуском газопровода Baltic Pipe на 1/11 мощности «Потоков», соединяющего польскую территорию с норвежским шельфом через Данию. Взрывы «Потоков», произошедшие рядом с Борнхольмом, где два газопровода пересекаются, намекают вроде бы на подготовку к запуску, состоявшемуся 1 октября. Тем не менее американская пресса в лице Bloomberg пишет, что не так хорош Baltic Pipe, как его малюют, — по сути, обычная врезка в трубу Europipe 2 из Норвегии в Германию никак не увеличивает общее количество газа в Европе, но существенно обескровливает и без того переживающую не лучшие времена германскую промышленность.

Интерес Турции — ещё одного участника глобального британского проекта — состоит в желании получить статус единственного поставщика российского газа в Европу. Сложно сказать, насколько это отвечает интересам Британии. 17 сентября из-за санкций ЕС Центральное управление импорта и экспорта Нидерландов (CDIU) отозвало лицензию у голландской дочки Газпрома, оператора «Турецкого потока» South Stream Transport. Эрдоган намёк понял и объявил об усилении охраны газопровода. Едва ли могучая венгерская, болгарская или сербская промышленность представляют такой же интерес для убийц Европы, как немецкие заводы и фабрики, так что юг Европы может расслабиться.

Третий вариант видится в свете первых двух самым интересным: произошедшее является американским терактом. Не будем уподобляться американцам, называя терроризмом всё, что нам не нравится, и вспомним о том, что суть настоящего терроризма состоит в публичной декларации той или иной идеи. Максимально показательное уничтожение газопровода многие принялись трактовать именно как открытое объявление того, что заокеанское начальство не потерпит никакой самодеятельности от начавших роптать вассалов. Акт устрашения, показывающий, кто в европейском доме хозяин, призван щёлкнуть по носу всех тех, кто на фоне тягот кризисного времени всё чаще стал задумываться о том, настолько ли сильно нужен Европе Брюссель и настолько ли сильно нужен Брюсселю Вашингтон. В копилку этого варианта ложатся и многочисленные заявления о том, что США «тем или иным способом» не допустят работы «Северного потока — 2». Подобное заявление Джо Байдена, сделанное 7 февраля, тогда трактовали как попытку отбить долю рынка для американского СПГ, на который росла цена. Сейчас цена выросла ещё больше, так что подрыв газопроводов можно объяснить и как рекламную акцию сжиженного газа из Америки.

Удар по «Потокам» был актом демонстрации своего превосходства — об этом говорит и медиакампания, имеющая источником именно американскую прессу.

Первые три дня западные журналисты просто констатировали события — европейцы будто бы были в шоке, а американцам, казалось, ещё не прислали методички с готовым анализом события. Но уже 29 сентября подлый виновник был найден — им (кто бы мог подумать!) оказалась Россия. Как писал в своём трактате «Искусство войны» великий военный теоретик Сунь-Цзы, после обстрела собственной АЭС нужно взорвать свой газопровод. Серьёзно, аргументы прессы и официальных лиц не ушли далеко от смешных картинок интернет-хохмачей, рисовавших на пятне газа российские паспорта и водолазов Петрова и Боширова. Говорили, что Москва подстроила форс-мажор во избежание выплаты неустойки за поставки газа по остановленному «Северному потоку». Утверждали, что Путин сжигает мосты, делая последний выстрел из того оружия, в которое Газпром превратил поставки российского газа. Впрочем, довольно быстро поиск аргументов и улик утомил обычно неутомимую машину СМИ, и коллективным решением приняли считать Москву виновной по умолчанию.

Как спросил на брифинге в Белом доме журналист ABC News, «считается ли уничтожение Россией собственного газопровода атакой на НАТО?» Понимаете? Вопрос в духе «Перестали ли вы пить коньяк по утрам?»

В одной струе размышляли и пул европейских экспертов, в один голос обвинявших Москву, и пресса, довольно быстро включившаяся в производство заголовков (а дальше них всё равно никто не читает) в духе «Зачем Россия взорвала свой газопровод?» CNN и вовсе нашёл в районе подрыва (где, напомню, проходили учения НАТО) российские подводные лодки.

Посыл этой кампании совершенно ясен: властители медиапространства могут делать что угодно. Даже если завтра красивое здание Берлемон со всей Еврокомиссией внутри под лихие мотивы кантри разбомбят звёздно-полосатые бомбардировщики, в этом найдут способ обвинить Россию. Впрочем, на этом этапе не всё ли равно, какие грехи нам ещё припишет Империя лжи?

Список подозреваемых в убийстве Германии велик — США, Британия, Польша, Украина, Турция, Россия... Но хороший детектив отличает неожиданная, но при этом логичная развязка. Кому в Европе выгоден спад Германии? Кто в наименьшей степени зависит от российского газа, получая своё голубое топливо из Алжира? Кто известен своим производством подводных лодок, дронов и высокотехнологичной продукции? Кому нужна общеевропейская игра подозрений? Кто вёл себя подозрительно тихо, хотя обычно начинает названивать по телефону по любому мало-мальски значимому поводу? Наконец, глава какого государства в своё время неиронично объявил себя Юпитером при том, что именно 26 сентября Юпитер впервые за 59 лет приблизился к Земле и встал на одну линию с Землёй и Солнцем — масоны, из которых чуть ли не официально состоит верхушка этого государства, придают символам и астрономии огромное значение. В развязке романа Агаты Кристи Эркюль Пуаро, ехидно подкрутив ус, разъяснил бы собравшимся подозреваемым все мотивы и улики, указывающие на вину в подрыве газопровода Франции. Хитрый план с двуслойной подставой британцев и американцев, извлечение выгоды при обеспечении себе алиби и безопасной зимовки, оккультные мотивы — всё это делает из вечно второго претендента на лидерство в Европе слишком соблазнительную цель для обвинения в рамках законов драматургии.

Конечно, глупо радоваться тому, что Россия теряет прибыльный рынок сбыта. Борис Марцинкевич ещё в июле в эфире телеканала «День ТВ» рассказывал, что уничтожение европейской промышленности нанесёт удар и по России: «Газпром, учитывая крах европейской промышленности, которому пока не видно конца и края, может не рассчитывать на серьёзные прибыли в 2023 году. По заверениям экспертов, Россия неспособна оперативно перестроить налаживавшуюся десятилетиями и уничтоженную за полгода систему транспортировки газа в Европу или переориентировать её на Восток: на завершение постройки и отладку второй очереди «Силы Сибири» и проект монгольской и сахалинской транспортировки газа в Китай уйдёт ещё порядочно времени». Тем не менее прямо сейчас идёт сооружение ряда газохимических заводов и производств СПГ, так что тех, кого задело отсутствие резкого и решительного ответа на подрыв выключенного газопровода, можно успокоить: без прибыли Газпром не останется. Тем временем в Европе начался отопительный сезон — так называют порядок, когда отбор газа из хранилищ превышает закачку. Обычно этот порог европейцы проходят в конце октября, но в этот раз всё случилось раньше. Вообще оптимизм по поводу заполненных до отказа газохранилищ Европы (такие новости часто можно было встретить в известном нам всем суповом наборе СМИ-иноагентов) неуместен: заполненные хранилища обеспечивают бесперебойное функционирование в холодное время года только вместе с поставками газа, но уж никак не вместо них.

Пути поставки газа на вечер воскресенья, 2 октября, перестали даже булькать на поверхности Балтийского моря пузырями спасительного метана. Европейская пресса, робко блея, пытается анализировать степень повреждений, и кое-где среди хора голосов о «безвозвратном уничтожении» то и дело раздастся чей-то бубнёж о возможности восстановления газопроводов. В европейских газетах стало распространяться (хоть и далеко не так широко, как уверенность в вине России) мнение о том, что заново проложить повреждённые участки и прочистить трубу — плёвое дело, и вообще — не так страшен чёрт, как его малюют. Да, «Потоки» можно восстановить и понастроить новых газопроводов хоть в каждой луже, но какой в этом смысл, если в уничтоженной Третьей мировой Европе некому будет платить и незачем будет покупать?

* Крэк-кокаин, кристаллическая форма кокаина

12 ноября 2024
5 ноября 2024
1.0x