Сирийские дети-сироты смогли две недели отдохнуть от войны. Около ста воспитанников православных приютов при монастырях Антиохийской православной церкви в Сейднае, Маалюле, Дамаске и учеников школ-интернатов для детей погибших военнослужащих и их педагогов провели две недели в подмосковном лагере "Старая Руза". И они, увы, оказались не единственными детьми войны, которые получили возможность отдохнуть в детском оздоровительном лагере РЖД — здесь же жили дети-беженцы с Юго-Востока Украины.
По словам председателя попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимира Якунина, ставшего организатором приезда в Россию на отдых детей из Сирии, Фонд и Центр национальной славы уже имеют опыт организации летнего отдыха детей из горячих точек: 10 лет назад в России отдыхали 540 сербских детей из Косово.
Тогда, в 2005-м, Фонд Андрея Первозванного вывез в Россию детей, живущих в условиях постоянной угрозы и страха за свою жизнь в сербских гетто в Косово и Метохии. В годы геноцида против сербского населения многие ребята потеряли родителей и родные дома — так же, как маленькие сирийцы, прибывшие в Россию летом 2014 года.
Владимир Якунин прав: "В результате войны в Сирии страдают простые люди, прежде всего, дети" Он выразил надежду, что пребывание сирийских сирот в России запомнится им на всю жизнь, что они смогут отвлечься от страшных событий, которые выпали на их долю.
Идея вывезти сирийских сирот на отдых в нашу страну родилась в январе 2014 года во время визита в Сирию российской парламентской делегации, в которую входили председатель комитета Госдумы по собственности, координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов и член Совета Федерации, первый заместитель председателя Всероссийской организации ветеранов "Боевое братство" Дмитрий Саблин, депутаты Александр Ильтяков и Александр Ющенко.
Речь о том, чтобы хоть на время увезти детей от войны, шла на встрече с президентом Сирии Башаром Асадом. Российские парламентарии вспомнили недоброй памяти сенатора Маккейна, который незадолго до этого нелегально посетил сирийских боевиков, и отметили, что они, в отличие от западных коллег, открыто и с гуманитарной миссией приехали в Сирию, чтобы найти дополнительные возможности для умиротворения ситуации, для поиска межнационального согласия, для прекращения огня, что предполагает прекращение иностранной подпитки радикальной вооруженной оппозиции. И, конечно, говорилось о том, что Россия оказывала и будет оказывать стране гуманитарную помощь, в первую очередь стремясь поддержать детей Сирии — ее будущее.
По словам Дмитрия Саблина, "доброе, братское отношение к русским чувствуется в Сирии. Мы испытали там потрясающее ощущение гордости за свою страну: на русских смотрят, как на последнюю надежду на спасение, великую защитницу своих восточных собратьев, силу, способную отстоять справедливость в мире.
Мы встречались и с сирийскими детьми, видящими войну каждый день. Когда мы зашли в мечеть Омейядов, они нас буквально облепили со всех сторон, сопровождали нас и пытались нам сказать: "Спасибо, Россия", "Мы любим Россию". Мы видели девочек, которых удалось спасти из детского приюта в монастыре святой Феклы в Маалюле. Они рассказывали, как их прятали в пещере, а потом солдаты выводили их, буквально закрывая своими телами. Плакали и показывали фотографии своих воспитательниц, монахинь Маалюли, которые тогда были в руках боевиков. И эти девочки тоже говорили о том, как любят Россию и молятся за Россию".
Встречая сирийских сирот, прибывших в Москву, Сергей Гаврилов отметил: "Дети, потерявшие родителей, благодаря отзывчивости Фонда Андрея Первозванного смогут отдохнуть в нашей стране. К сожалению, совершенно другую позицию по отношению к детям мы видим совсем рядом, на Украине, где сирот сознательно не выпускают из зоны боевых действий. К слову, пока на Украине борются с русским языком, в Сирии принято решение сделать его обязательным для изучения во всех школах страны".
Маленькие сирийские гости Фонда Андрея Первозванного начали учить русский язык уже во время московских каникул. В этой поездке дети приобрели множество русских друзей, побывали на экскурсиях в Москве и Подмосковье, приняли участие в праздновании Дня железнодорожника, посетили храм Христа Спасителя, Красную площадь, зоопарк, ВДНХ, прокатились на теплоходе по Москве-реке, участвовали в культурных и спортивных мероприятиях в лагере. К слову, лагерной футбольной команде России ни разу не удалось обыграть сирийскую сборную. Прощаясь, наши обещали взять реванш следующим летом — они надеются, что их сирийские друзья вернутся в Россию.
Важнейшей для детей и взрослых была встреча с патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который, благословив гостей из Сирии после литургии в храме-памятнике великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе, сказал: "Дорогие дети! Я очень рад видеть вас всех в Москве. Мы знаем, что происходит на вашей родине — в Сирии. Мы знаем, как несправедливо страдает ваш народ, но одновременно мы восхищаемся способностью вашего народа отстаивать свою свободу и независимость. Ваши родители, ваши старшие братья с оружием в руках защищают свою родину, и мы восхищаемся их мужеством. Но мы знаем, что страдает очень много мирных жителей — и женщин, и стариков, и, особенно, детей. Чем можем, мы помогаем; и мы очень рады принять вас в России. Вы — будущее Сирии. Вы должны построить сильное и свободное государство, чтобы больше никто и никогда не захотел силой его разрушить. И мы верим: так и будет. Храните в сердцах ваших веру, молитесь Богу, хорошо учитесь с тем, чтобы действительно стать духовно и физически сильными людьми.
Я хотел бы сердечно поблагодарить всех тех, кто организовал приезд детей Сирии, а также приветствовать сопровождающих монахинь и всех мирян, которые сейчас вместе с вами. Пусть благословение Божие пребывает над Сирией, над всем вашим народом и над вами, мои дорогие дети".
По приглашению первого заместителя председателя Всероссийской организации "Боевое братство" Дмитрия Саблина сирийские дети встретились с российскими ветеранами и выступили перед ними с концертом, передали памятный дар в музей боевой славы. У многих детей были слезы на глазах, когда они увидели портреты наших погибших воинов в музее "Боевого братства". Один мальчишка просто застыл рядом — портрет нашего "афганца" напомнил ему убитого снайпером отца. "Я мечтаю, чтобы этот художник написал портрет и моего отца", — сказал он своему учителю. Российские ветераны, услышавшие этот разговор, пообещали мальчику исполнить его мечту. Портрет уже заказан, и осенью его отвезут в Дамаск.
Ветераны организовали для детей экскурсию по центру Москвы и поход в зоопарк, а подарки "Боевого братства" с военной символикой вызвали у детей сирийских военных неподдельный восторг. Общаясь с ними, не раз приходилось вспомнить сына полка Ваню Солнцева. Мальчишки, привязавшиеся к воспитателям и переводчикам, доверчиво рассказывали, что собираются убежать на войну — мстить за родных. Один с гордостью сказал, что у него и оружие есть — оставшийся от отца "калашников". Конечно, мы говорили им правильные слова и, надеюсь, сумели убедить, что сейчас им нужно хорошо учиться, чтобы восстанавливать Сирию. Но после общения с этими подранками Омар и Абдалла, два сирийских студента, которые на добровольных началах работали в лагере переводчиками и стали любимцами детей, сказали, что хотят вернуться в Сирию и пойти в армию — воевать с боевиками.
Конечно, дети есть дети — они были в восторге от новых впечатлений, снимали все подряд: Красную площадь, Кремль, кораблик на Москве-реке, зоопарк, выступления на вечере знакомства в лагере, полюбившуюся красную смородину, "русскую ягоду", которая на подведомственной территории была собрана и съедена без остатка, новых русских друзей, игрушки, подаренные патриархом… Но слезы на глазах девочки, вспомнившей погибшую семью, мальчик, застывший у портретов советских и российских героев на встрече в "Боевом братстве" или запавшие в душу слова 12-летнего Егорки из Донецка про его новых сирийских друзей: "Я их очень хорошо понимаю", — напоминали о том, что это — дети войны. Сироты.
Даже девчонки говорят, что легко могут отличить по звуку минометный выстрел от танкового. "Мы много знаем о войне", — говорит 9-летняя Кристина. Она живет в приюте в Седнайском монастыре. В этой древней обители в честь Рождества Божией Матери на протяжении многих веков хранится чудотворный образ Пресвятой Богородицы, по преданию написанный апостолом и евангелистом Лукой.
В 2012 году в келью монастыря рядом с детским приютом попал снаряд, выпущенный боевиками. Но не разорвался. "Это было в воскресенье. Мы услышали сильный удар, весь монастырь содрогнулся. Все выбежали на улицу и увидели, что снаряд пробил стену рядом с приютом, — рассказывает Кристина. — Матушка-игуменья сказала, что нас защитила сама Пресвятая Богородица".
Седнайю, которая находится в 45-ти километрах от Дамаска и известна своими древними христианскими монастырями, боевики неоднократно пытались взять штурмом после захвата Маалюли. Отпор им дает местное население, по преимуществу христианское. Здесь вооружены 80% мужчин, и они при поддержке армии сумели отбить все атаки джихадистов.
Еще несколько детских судеб. Мусаб. Его отца, генерала полиции, боевики взорвали чуть более года назад. Отец был не робкого десятка, после четырех покушений отказался от личной охраны, полагавшейся по статусу: если уж убьют, то пусть его одного. Мусаб отличник, как и его сестра-двойняшка Мариам. Со следующего года его переводят из школы-интерната в лучший лицей Дамаска. Он пишет стихи. И мечтает стать полицейским, как отец.
Элиас родился и вырос в Маалюле, с детства ходил молиться в монастырь Святой Феклы. Его мама умерла два года назад от ран, полученных при обстреле. Отец погиб во время нападения боевиков на Маалюлю. В Россию он просто влюбился: "Здесь я оставил свое сердце, здесь живут люди, которые меня понимают". Собирается вернуться в Москву — учиться на инженера.
12-летний Фуад, потерявший мать и отца при обстреле Алеппо: "Я хотел бы остаться жить в России, хотя я очень люблю Сирию. С первого дня я веду дневник и записываю все, что узнал здесь. Но это не потому, что я боюсь что-то забыть — я никогда не забуду, как меня здесь приняли. Я люблю Россию и русских".
Хала. Беженка из Хомса, сейчас живет в Латакии. Отец и мать погибли от рук боевиков. Хала не хочет об этом говорить. Обычно живая и улыбчивая, сразу уходит в себя. Однажды она расплакалась прямо на дискотеке: "До войны мы также весело танцевали дома всей семьей. А сейчас нет ни дома, ни семьи".
В последний день российских каникул дети побывали в спортивном комплексе олимпийской сборной России по тяжелой атлетике в селе Волынщино. Российские олимпийцы провели для детей экскурсию по старинной усадьбе князей Долгоруковых, показали тренировку тяжелоатлетов и организовали чаепитие. Дети поблагодарили гостеприимных хозяев за прием, сказали, что теперь будут обязательно заниматься спортом. Православные члены группы помолились и причастились за Божественной литургией во входящем в усадебный комплекс храме во имя Трех святителей — подворье Заиконоспасского монастыря, которую совершил насельник Заиконоспасского монастыря, секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов).
А потом прощальная линейка, вручение подарков от Фонда Андрея Первозванного, РЖД, от посла Сирии Риада Хаддада — и слезы расставания.
Плакали и девчонки, и мальчишки, и провожающие. Дети говорили, что не хотят уезжать. В аэропорту самые маленькие пытались идти назад по эскалатору, увозившему их к паспортному контролю. Вместе с детьми плакала и жена посла Сирии в России госпожа Нуха Хаддад: "Мне больно думать, что они после радостных дней здесь, в России, возвращаются туда, где идет война…".
До новых встреч, наши любимые, берегите себя, мы будем молиться за вас и за Сирию!
Анна АЛЕКСАНДРОВА