Заезженный штамп российской "нижней пропаганды" — не официальных СМИ, но блогов, мемов, независимых аналитиков и городских сумасшедших — состоит в частом сравнении современных США и позднего Советского Союза. Показательная (иногда даже слишком нарочитая) старость и деменция руководителя, идейная неразбериха, дорогостоящие внешнеполитические начинания, чей смысл гражданам объясняют громкими лозунгами, возникновение сословия юных хунвейбинов, всё громче требующего перемен и перестроек. Такое сравнение тем красивее и изящнее, чем меньше в него вдумываешься.
3 февраля на границе штатов Огайо и Пенсильвания сошёл с рельс поезд, состоявший из цистерн с токсичными химикатами. Поливинилхлорид, изобутилен, этиленгликоль, бутилакрилат и с десяток наименований прочей опасной дряни, к примеру, в России запрещённой к железнодорожной перевозке, принялись удобрять окружающую среду. Словно мало было самого факта выброса вредных веществ в районе городка под названием Ист-Палестайн (Восточная Палестина), эти самые вещества ещё и подожгли, в результате чего над Огайо выросло чёрное облако густого дыма. Уже 4 февраля соцсети наполнились жуткими фотографиями возникшего вокруг места аварии Мордора: выжженная земля, мёртвые рыбы в иссохшей реке, дым на небе. Облака чёрного смрада отравили почву, воздух и воду в радиусе до двухсот километров от места аварии, при этом значительная часть химикатов попала в реку Огайо — самый крупный приток главной американской реки Миссисипи. Спустя несколько дней власти Огайо и Пенсильвании порекомендовали местным эвакуироваться. Жители Ист-Палестайн подали в суд на железнодорожную компанию Norfolk Southern, владевшую поездом. Исследователи пишут, что произошла крупнейшая экологическая катастрофа в истории США и что последствия на себе ощутит до 10% населения.
Но само событие, какими бы ужасными последствиями оно ни обернулось, довольно заурядно: техногенных катастроф не избегает ни одна промышленно развитая страна с достаточно изношенной инфраструктурой (вспомните Кайеркан). Показательной здесь является не сама авария, а реакция на неё. В 2019 году компания HBO выпустила сериал "Чернобыль", где среди тонн ляпов, передёргиваний и откровенной лжи проглядывала основная мысль: причиной тяжёлых последствий являются типично советские некомпетентность и безразличие. Столб чёрного дыма над Огайо заставил в очередной раз провести параллель между сегодняшними США и поздним Союзом. Опустим за скобками тот факт, что крупная железнодорожная авария просто напрашивалась: на должность министра транспорта администрация Байдена назначила великого железнодорожника Пита Буттиджича (штатного гея, ранее работавшего мэром индианского городка), что износ транспортной инфраструктуры в Штатах превышает все вменяемые показатели и что на обновление железных дорог в двухтриллионной инфраструктурной реформе Байдена выделялся аж целый миллиард долларов — это сейчас не так важно. Точно так же не важно и то, что члены профсоюзов работников железных дорог Среднего Запада много месяцев писали открытые письма и записывали видео с просьбами обратить внимание на плачевное состояние транспорта — всё тщетно. Важно даже не то, что за две недели до аварии американский Центр по контролю за заболеваниями обновил профиль поливинилхлорида, убрав оттуда пункт о пагубном влиянии на детское здоровье. Важно то, что Вашингтон соизволил направить помощь в пострадавшие районы только спустя две недели после аварии. Почитайте большую прессу и увидите, что тема катастрофы в Огайо начала освещаться только после включения в решения дел американского столичного округа, причём в исключительно комплиментарном ключе в духе "Спасибо товарищу Байдену за решение проблемы с дымом над Огайо" и с неизменным "До чего Трамп страну довёл". До этого на Среднем Западе — прямо как на площади Тяньаньмэнь — ничего не происходило. В чём причина равнодушия федерального правительства и больших СМИ? Может быть, в уверенности в надёжности местных властей? Нет, губернатор Огайо неоднократно запрашивал помощь, а местные газеты писали, что спасатели не справляются. Дело в том, что Огайо — штат, ранее бывший одним из флагманов американской промышленности, а ныне тихо ржавеющий и имеющий репутацию глубокой дыры, — голосовал в 2020-м и 2022-м против товарища Байдена, а значит, до поры может обойтись и без помощи от федералов. Игнорирование Вашингтоном ярких страданий американской глубинки может стоить Байдену очков внутренней политики, в которой Белый дом и так хромает на обе ноги. Циничной иронией пропитаны мемы и петиции жителей Огайо о вхождении в состав Украины, чтоб Вашингтон обратил внимание на ядовитый дым, которым дышит Америка.