Большое интервью Алексея Кудрина для ИТАР-ТАСС от 22 июля под заголовком "Мы снова стали противниками Запада" расставило все точки над "i". Бывший "лучший министр финансов" от имени всего российского бизнес-сообщества на фоне антироссийских санкций Запада и гибели малайзийского "Боинга" обнародовал некий полу-манифест, полу-ультиматум.
"Есть силы, которые давно хотели бы дистанцироваться, которые хотят изоляции, может быть, некоей самостоятельности. Сегодня это всё легло на благодатную почву, и я просто удивлен масштабу антизападной риторики, который у нас возник. На уровне бизнеса всё совсем иначе: бизнес хочет работать, инвестировать, строить заводы, торговать. И бизнес очень озабочен тем, что он слышит по радио и телевидению…"
Понятно, что Кудрин, мягко говоря, лукавит. Бизнес никогда не хочет "работать, инвестировать, строить заводы, торговать" — не это его мотивация. Его мотивация — получение прибыли и рост капитала.
Именно это беспокоит те силы, которые стоят за Кудриным, — компрадорские "элиты" современной России. Именно против них в первую очередь направлены санкции Запада — так хозяин грозит кнутом нерадивым слугам, допустившим какую-то недопустимую провинность. И те, опасаясь получить "горячих" по спине и ниже оной, ретиво бросаются "искупать потом и кровью". В данном случае — чужим потом и чужой кровью.
Понятно дело, "работать, инвестировать, строить заводы, торговать" без учета ситуации, когда у границ страны идёт война, которая вот-вот может перекинуться и на эту сторону, — могут лишь абсолютно безграмотные и безответственные фигуры.
Но из кудринского "портфолио" явно следует, что к числу таковых безграмотных и безответственных фигур он не относится. Даже совсем наоборот.
Следовательно, и в обстоятельствах, и в содержании его выступления не только можно, но и нужно поискать "второе", а при необходимости — даже "третье дно".
Когда деятелю уровня Кудрина на главном информационном канале страны (помните, "ТАСС уполномочен заявить"?) предоставляют такого рода "свободный микрофон", трудно представить, что это делается без ведома первого лица страны (поскольку в противном случае на поверку оказывается, что не такое уж оно и "первое").
А если "таможня дала добро", то это де-факто означает презентацию Кудрина в качестве приемлемого для Запада переговорщика от России. Можно ли найти в выступлении Алексея Леонидовича ту "дорожную карту", которая может стать основой для таких переговоров?
Да, несомненно. И то, о чем Кудрин в своем интервью полностью умолчал, — а умолчал он о катастрофе "Боинга" и дальнейшей судьбе Донецкой и Луганской народных республик — в данной связи не менее важно, чем озвученные им тезисы: полный отказ России от применения силы на Украине и антизападной риторики, международное признание воссоединения Крыма с Россией, возврат России в число государств "Большой восьмёрки", отмена санкций и более свободный доступ иностранного капитала к российским активам. Вот такой пакет предложений от Кремля Западу можно рассмотреть в приоткрытом "втором дне" кудринского "чемодана".
На первый взгляд всё вполне приемлемо: в обмен на минимальное "сохранение лица" в ситуации с гибелью "Боинга" ("черные ящики" уже переданы в Лондон) Вашингтон предлагает своим киевским марионеткам сесть за стол переговоров с Донецком и Луганском, с России снимаются санкции, "статус-кво" с Западом восстанавливается: капитал продолжают вывозить, американские "ценные бумаги" — скупать на десятки миллиардов долларов ежегодно, а отечественную экономику — душить нормами ВТО и налогами…
Но тут за "вторым дном" внезапно начинает прощупываться и "третье".
Да, происходящее сегодня и в России, и вокруг неё нравится далеко не всем. И очень по-разному. Кому-то хочется социальной справедливости и "за державу обидно", кому-то — свободы, демократии и чтобы Путин "не высовывался", кому-то просто — Конституции под севрюжину с хреном.
При этом социологические рейтинги продолжают показывать запредельные уровни популярности Путина — отчасти по делу, отчасти из лукавых соображений сервильности одновременно с "чем выше заберётся, тем страшнее падать".
"Кремлёвский гамбит", в котором роль жертвы, судя по всему, отведена действующему российскому президенту, приобретает всё более явные очертания. В прошлом номере газеты "Завтра" мы уже писали о "трехходовке", которую, очень похоже, разыгрывают против российского президента добрые друзья Алексея Кудрина Антон Силуанов (нынешний министр финансов РФ), заявляющий, что денег в казне на исполнение майских указов президента РФ 2012 года нет, а значит — надо повышать налоги; профессор ВШЭ Евгений Гонтмахер, доводящий до сведения всего общества, что в повышении налогов виноват лично Путин, а также глава Счётной палаты РФ Татьяна Голикова, которую вроде бы совершенно не интересует судьба неизрасходованных бюджетных остатков прошлых лет: списали и забыли…
Как-то за кадром нашего внимания тогда осталась Эльвира Набиуллина, глава российского Центробанка. На днях её контора отметилась очередным повышением ключевой ставки — с 7,5% до 8%. В пресс-релизе ЦБ от 25 июля мотивационная часть данного решения, еще сильнее тормозящего отечественную экономику сформулирована следующим образом: "Замедление роста потребительских цен в июле 2014 года происходит меньшими темпами, чем прогнозировалось. При этом возросли инфляционные риски, связанные в том числе с усилением геополитической напряженности и его возможным влиянием на динамику курса национальной валюты, а также обсуждаемыми изменениями в налоговой и тарифной политике. Усиление данных рисков приведет к сохранению инфляционных ожиданий на повышенном уровне и создаст угрозу превышения инфляцией целевого уровня в ближайшие годы. Принятое решение направлено на замедление роста потребительских цен до целевого уровня 4,0% в среднесрочной перспективе. В случае сохранения инфляционных рисков на высоком уровне Банк России продолжит повышение ключевой ставки".
Нет, это шедевр! Во всем мире ставки снижают, а у нас "замедление роста цен идет медленнее" — давайте их повысим! Между тем стагнация экономики, снижение зарплат и сокращение социальных расходов государства на фоне роста цен, тарифов и налогов, а также продолжения вывоза капитала за рубеж росийским "бизнес-сообществом", — то есть путь, который сегодня предлагают Кремлю Кудрин и Ко в обмен на "нормализацию отношений с Западом", — это как раз самый короткий путь к социальным волнениям и распаду России. Именно этим путём пришёл к Майдану Виктор Янукович. В нашей стране, с поправкой на её масштабы, результат может оказаться еще более плачевным. Но именно этот сценарий и составляет "третье дно кудринского чемоданчика".
То, что подобные сценарные разработки существуют, подтвердило недавнее заявление официального представителя Белого дома о том, что российский президент несёт личную ответственность за гибель малайзийского "Боинга".
В принципе, столь беспрецедентный шаг может рассматриваться как объявление лично Путину войны на уничтожение. Давайте представим себе, что российская сторона заявит, что Барак Обама несёт личную ответственность за гибель мирных жителей в Афганистане, Ираке и во всех других странах мира, где присутствуют американские военнослужащие и частные военные компании (кстати, небезызвестную Xe Services, она же Blackwater, переименовав её в Academi, купила ГМО-монополия Monsanto, кровно заинтересованная в украинских чернозёмах). Как бы 44-й президент США и Соединенные Штаты в целом отнеслись к подобной ситуации?
Иначе говоря, "черная метка" из Белого дома в Кремль послана. И если бы в "вашингтонском обкоме" всерьёз сомневались в своей способности "сломать" Кремль, на подобное они вряд ли могли решиться.
Повторяет ли ситуация "большой бизнес против Путина" в России ситуацию "большой бизнес против Януковича" на Украине, приведшую к Майдану и к нынешней гражданской войне на территории "нэзалэжной" с геноцидом всех противников "украинства"? Нет, не повторяет, но безусловное сходство есть, и это сходство не случайное, а типологическое.
И когда немецкая разведка BND заявляет, что видит "признаки конфликта в высшем руководстве России между сторонниками жесткого политического курса и крупными бизнесменами, которые пытаются завладеть влиянием на президента", — не исключено, что это типичная "активка", призванная замаскировать истинное, куда более драматическое положение дел.
Речь идет не о "влиянии на президента", а об устранении президента. Возможно, это фатальная ошибка "вашингтонского обкома", поскольку Путин в России всё-таки представляет не самого себя или группу "питерских силовиков", а куда более серьёзные и многомерные интересы. И поэтому посланная ему из Вашингтона "черная метка" на поверку может оказаться всего лишь последней фишкой, которой азартные игроки из "команды Обамы" пошли ва-банк.
Но то, что им вовсю подыгрывают отечественные "либералы", вызывает серьёзные опасения.