С прошедшего декабря русскоязычный сегмент Телеграма, интересующийся региональной африканской или околовоенной тематикой, то и дело начинают рассуждения, дескать американские военные силы заходят в ЦАР (Центральную Африканскую республику) через свои прокси в лице ЧВК Bancroft. Такие обсуждения и споры порождают ряд сплетен и повышенный интерес к деятельности этой компании. Подливает масла в огонь и тот факт, что в середине февраля 2024 г. в Габоне силами Французской разведки (DGSS) был арестован советник президента ЦАР Принц Борель Яунга Яко за возмездное лоббирование интересов Bancroft в правительстве Центральноафриканской Республики. Такой информационный «шлейф» требует более подробного рассмотрения этой частной военной компании и тех структур, которые с ней были связаны.
«Золотое» десятилетие разминирования
Компания Bancroft была организована специалистами из ЮАР и США в 1999 г. и, будучи зарегистрированной в американском штате Виржиния (как и некоторые другие известные американские ЧВК как DynCorp, Triple Canopy и Blackwater-Academi), изначально называлась Landmine Clearance International. Само название указывало на узкую специализацию созданной компании – разминирование и обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов в регионах вооруженных конфликтов. Официальный учредитель компании Bancroft (как позже была переименована искомая Landmine Clearance International) Майкл Сток (Michael Stock) очень удачно выбрал время и направление для развития своего бизнеса: именно с 1995 г. по окончании войны в Боснии гуманитарное разминирование стало не только актуальным, но и коммерчески успешным направлением. Репутационная поддержка миссий членами Британской Королевской семьи (в частности принцессы Дианы), звезд шоу-бизнеса (Пол Маккарти) привлекло финансирование Всемирным Банком. Со стороны США такие проекты по очистке территорий были активно поддержаны семьей действующего президента Клинтона. Таким образом, компания Bancroft работала за счет финансовых поступлений от правительства США и Всемирного Банка.
двойной клик - редактировать изображение
О ключевых деятелях ЧВК Bancroft
Удивляться такой деловой чуйке Майкла Стока не стоит – он является выходцем из семьи американских инвесторов, партнеров одного из крупнейших банков ХХ-ХIХ вв. – Kuhn, Loeb & Co, – который активно занимался инвестированием в разрушенную Бельгию после Первой Мировой войны и участвовал в «Плане Маршалла» по восстановлению стран Западной Европы после Второй Мировой войны.
Согласно открытым данным сейчас программным директором компании Банкрофт является Эм Джей «Рокки» Ван Блерк (M.J. “Rocky” Van Blerk), африканер по национальности. Будучи крупным специалистом (CIED – Counter Improvised Explosive Device) по противодействию минной опасности (в т. ч. и по обнаружению и противодействию СВУ, выявлению и нейтрализации групп диверсантов-подрывников), «Рокки» в рамках своей работы в ЧВК Bancroft и в проектах ООН организовывал обучение специалистов-деминёров. Отдельно стоит отметить его опыт работы в противоминных центрах в Хорватии и в довоенном Северном Ираке, а также участие в разработке уникальных транспортных средств с противоминной защитой и защитой от засад по программе MRAP, начатой еще такими конструкторами из Южной Родезии как Эрнест Коншел.
В категории «Менеджмент и связи с Африкой» на сайте Bancroft указан француз Ришар Руже. Получив юридическое образование и научную степень в престижной военной Академии Сен-Сир (École spéciale militaire de Saint-Cyr), Руже реализует решения не только в сфере оценки природных рисков, сельского хозяйства, но и занимается вопросами безопасности и правовой основой «международной интеграции». О Ришаре Руже также упоминается, что он – крупный специалист по Африке к югу от Сахары, т. е. в зону его специализации входят страны Сахеля, Западной и Центральной Африки, свои региональные знания и опыт он получал непосредственно на местах, работая по госзаказам Франции, Кот-д'Ивуара, Габона и Коморских Островов и под эгидой Всемирного банка. Такой послужной список Ришара Руже намекает, что февральский арест советника президента ЦАР в Габоне представителями французских спецслужб (о чем говорилось в начале этой статьи) – лишь одно звено большой стратегической игры на африканской доске.
Контракт в Сомали и подрядчик PAE Group
ЧВК Bancroft работали во многих неспокойных регионах: страны бывшей Югославии (Хорватия, Босния и Герцеговина), Ближнего Востока (Сектор Газа, Ливан, Сирия, Ирак, Иран, Афганистан, Йемен, Египет), Юго-Восточной Азии (Таиланд, Шри-Ланка), Африки (Западная Сахара, Мавритания, Мали, Нигер, страны Центральной Африки). Однако главным проектом и основное направление работы частной военной компании Bancroft – это Сомали, где эта ЧВК получила специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН.
Как эта ЧВК получила такой серьёзный проект в Сомали, где на протяжении уже не одного десятилетия ни ООН, ни зарубежные силы не могут навести порядок? Ответ оказался прост: Bancroft является подрядчиком другой крупной американской ЧВК PAE Group, представлявшей в Сомали Командование вооружённых сил США в Африке AFRICOM (United States Africa Command).
двойной клик - редактировать изображение
В 2006 г. (по факту с 2008 г.) ЧВК Bancroft начали работать в Сомали как подрядчик американской частной военной компании PAE Group, вытеснив в конкурентной борьбе такую глыбу среди американских ЧВК как MPRI (Military Professional Resources Incorporated). Интересный факт, чтобы понять масштаб «проигравшей» ЧВК MPRI, где работали преимущественно старшие офицеры и генералы Армии США: компания в 1994-95 гг. консультировала хорватское военное командование и готовила войска Хорватии против сербов Краины, а также обучала бойцов-бошняков и поставляла спутниковые разведданные 5–му корпусу Армии Боснии и Герцеговины.
В самом же Сомали деятельность ЧВК Bancroft из-за своего консультативного статуса при ООН носила следующие цели: разминирование, обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов, обучение в рамках международной программы ACOTA (African Contingency Operations Training and Assistance). Помимо этого сотрудники Банкрофта совместно с Министерствами обороны Уганды и Бурунди и во взаимодействии с Противоминным Центром Кении обучали 6 батальонов Армии Уганды и 1 батальон Армии Бурунди по отдельной программе подготовки EOD-Operators (сапёры-деминёры). Армии Кении и Эфиопии присутствовали на этих курсах вне каких-либо миссий.
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
В 2008-2012 гг. в Сомали ситуация накалилась в очередной раз: на авансцену вышла террористическая группировка «Аль-Шабаб», связанная с запрещенной в РФ МТО «Аль-Каида». Необходимо было предпринять ряд контртеррористических мер, в том числе и проводить операции по физической зачистке г. Могадишо от боевиков «Аль-Шабаб». Чтобы избежать своих ошибок 1993 г., американское командование в этот раз действовало децентрализовано малыми группами, под прикрытием мандата ООН, задействовав миротворческие силы Африканского союза в Сомали AMISOM. Руководство этими операциями было в руках ЧВК Bancroft, т. к. этот субподрядчик уже готовил и оснащал сомалийский контингент армий Бурунди и Уганды. Миротворцы AMISOM действовали совместно с Сомалийской национальной армией, где среди прочих служили бойцы, которые в 1993 г. в составе милиции генерала Айдида или в рядах других местных боевых групп воевали против американцев и сил ООН.
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
Некоторые цифры о ЧВК-заказчике
Сама же копания PAE Group (Pacific Architects & Engineers), чьим подрядчиком выступила ЧВК Bancroft, представляла собой крупную частную компанию, занимавшаяся в первую очередь строительством и техническим обслуживанием, вопросами безопасности военных и промышленных объектов, научно-исследовательских баз (например, PAE Group обслуживали десятки научных баз в Антарктиде), логистикой особых грузов (в том числе позиционирование, мониторинг перемещения), обучала иностранных сотрудников силовых ведомств. PAE Group работала по прямым контрактам с Госдепартаментом США, ЦРУ, NASA, NOAA (Национальное управление океанических и атмосферных исследований), ООН.
Компания была организована в 1955 г. и специализировалась на строительстве и обслуживании объектов в Японии. В 2006 г. PAE Group была выкуплена крупнейшим концерном американского военно-промышленного комплекса – Lockheed Martin – за 1,2 млрд. долларов наличными, что совпадает по дате получения контракта на работу в Сомали. В 2011 г. эту ЧВК выкупает инвестиционная компания Lindsay Goldberg (LGLLC) всего за 700 млн. долларов, ЧВК Bancroft продолжает оставаться субподрядчиком, «исполнителем в полях» от PAE Group в Сомали, начинает принимать активное участие в боевой зачистке столичного региона от боевиков проалькаидовской «Аль-Шабаб»: фактически её военные специалисты командовали совместными действиями миротворческих войск AMISOM и армии СНА по наступлению на силы «Аш-Шабаб» в районе Могадишо. Затем, в 2016 г. PAE Group выкупается другой частной инвестиционной компанией из Калифорнии -- Platinum Equity.
В начале 2020 г. PAE Group, будучи уже активом Platinum Equity и приобретя некоторые структуры, занимающиеся разведкой, становится публичной компанией. На момент выхода на Нью-йоркскую фондовую биржу NASDAQ PAE Group со всеми своими активами стоила 820 млн. долларов. 15 февраля 2022 г. компания была выкуплена новой частной военной структурой – Amentum, за 1,9 млрд. долларов. С этой даты PAE Group перестала существовать, но её менеджмент перешёл на работу в Amentum.
В этой рыночной истории ЧВК Bancroft остался жив. Более того, мониторинг официального сайта Bancroft, проведенный автором собственноручно, показал, что идёт активное наполнение и редактирование этого ресурса весь январь-февраль 2024 г. Не исключено, что мы ещё услышим о ЧВК Bancroft на новых направлениях.