Вспомнился мне интересный, хотя и местами наивный, детектив «Чужое имя» (1966) режиссёра Иосифа Шульмана. В 1960-х годах шло активное осмысление великой Победы – писались повести и романы, стихи и пьесы. Создавалось кино, причём не только о военных буднях, но и приключенческое.
Больше того, в 1960-х тщательно изучали партизанское и подпольное движение – в том числе на базе краеведческих музеев. Также выявлялись пособники фашистов и предатели, удачно «затерявшиеся» в послевоенной суете, когда было можно путать следы и скрываться от правосудия. Находили и неизвестных героев…
«Чужое имя» - как раз об этом. Итак, шофёр Виктор Ильин (Юрий Саранцев) – отличный работник и примерный семьянин. У него всё в порядке – придраться не к чему. Ильин улыбчив и отзывчив – он идеал советского труженика. Однако вдруг выясняется, что он …не тот, за кого себя выдаёт. Всё решил случай.
Дело в том, что начальник автобазы Буткевич (Павел Панков) встретил свою давнюю, ещё довоенную знакомую Ольгу (Клара Лучко) – она ему поведала, что была замужем за подпольщиком …Виктором Ильиным, погибшим от рук захватчиков. Всё совпадает с данными шофёра – даже место рождения, Берёзовка.
Буткевич решает сделать Ольге сюрприз – дескать, жив-жив Ильин! Но женщина, разумеется, не узнаёт лже-Ильина. Кто же вы, товарищ? Или вовсе не товарищ?! Этим делом заинтересовывается прокуратура. Неужели этот человек – преступник? Но совсем не похож – он открыто и широко живёт, не таится. Что-то здесь не так.
Выясняется, что настоящее имя шофёра – Сергей Дробеня. Почему же стал Виктором Ильиным? И вот нас переносят в военное время – оккупация, бесчинствуют фрицы, действуют партизаны. Сергей Дробеня – преступник, попавший перед войной в тюрьму за угон транспорта. Узилище разбомбили, и он ушёл. Перебивается, как может.
Что характерно, для этих сцен Юрия Саранцева «омолодили» и страшно изуродовали – реально уголовная физиономия. И вот Дробеню снова арестовывают – на этот раз уже немцы. Воры им тоже не нужны. В камере вместе с ним – подпольщик Виктор Ильин, которого пытают по три раза в день. Воришка так проникается личностью Ильина, что, сбежав от фашистов, …довершает подвиг погибшего героя.
При этом, в отряде он называет себя чужим именем и самоотверженно партизанит. А ведь у следователей прокуратуры возникал закономерный вопрос: как могло так случиться, что Ильин совершил свой главный подвиг уже… после своей гибели? Потом паззлы складываются – то был Дробеня.
В общем, чужое имя оказалось как бы своим, ибо не оказалось замарано. Наоборот! Дробеня-Ильин полностью перековался, начав новую жизнь. К слову, в 1960-х много писалось о том, что исправление криминальной натуры – вполне реально, а вскоре совсем не будет жуликов, ибо наступит коммунизм. Прекрасная эпоха – тогда всё казалось возможным.






