"Стальная бабочка" (Россия, 2012, режиссёр — Ренат Давлетьяров, в ролях: Дарья Мельникова, Анатолий Белый, Дарья Мороз, Петр Винс, Андрей Казаков, Виктор Немец, Елена Галибина, Максим Дромашко, Александр Курицын, Андрей Лебедев, Константин Тополага, Кирилл Щербина, Игорь Поселенов, Сергей Шанин, Софья Максимча, Мария Наумова, Семён Трескунов, Дмитрий Прищепа)
В Москве случился большой переполох — завёлся серийный убийца. В районе Измайловского парка таинственный незнакомец душит юных особ в гольфиках и благоразумно не оставляет следов. Лишь мелькает в свете фонарей чья-то бледная тень и спустя время доблестная милиция находит очередную жертву. Опер Ханин (Анатолий Белый) — циничный, уставший от жизни человек — решает ловить маньяка "на живца". Для этого он использует пятнадцатилетнюю беспризорницу Вику по кличке Чума (Дарья Мельникова), которая попалась на краже айфона. Чума отчаянно влюбляется в Ханина, надеясь на взаимность. Но эта история взросления крайне мало напоминает известный сюжет о Золушке. Тем более, если девочка гуляет по городу с ножом "стальная бабочка" в кармане. И собирается отстаивать своё право на иллюзию до конца.
В режиссёрское кресло на этот раз сел известный продюсер Ренат Давлетьяров, заблаговременно уволив двух "молодых перспективных" режиссёров, чье видение этой истории уводило прочь от изначального сценария в авторские бредни. Давлетьяров, ранее отметившийся успешными коммерческими комедиями ("Любовь-морковь", "От 180 и выше" и пр.) и забавным трэш-триллером "Юленька", на этот раз решил сделать ставку не на успешный киноатракцион, а на собственную интуицию. В выборе темы он не прогадал. В основу сюжета легла реальная история, случившаяся десять лет назад в Питере. Правда, ловили злодея там совершенно при других обстоятельствах. Но эта проза жизни в данном случае ни к чему.
Заявленная поначалу как триллер, "Стальная бабочка" постепенно перерастает в криминальную мелодраму — жанр, встречающийся в отечественном кино в последнее время нечасто. К сценарию приложил руку матёрый профессионал Юрий Коротков ("Авария — дочь мента", "Американка", "Страна глухих", "Девятая рота" и пр.). В соавторстве с киевлянкой Натальей Ворожбит он создал мощный сюжет с большим простором для актёрской игры. В центре повествования — многогранный образ Чумы, которую блистательно сыграла молодая актриса из сериала СТС "Папины дочки" Дарья Мельникова.
В российском кинематографе практически не осталось интересных героев — смутное время выбросило их за обочину жизни. В "Бабочке" же, напротив, мы видим персонаж с колоссальной внутренней динамикой, характер которого показан в развитии. Мельникова удивительно точно работает на полутонах, её героине веришь безоговорочно. При этом в картине отсутствует слезливый мелодраматизм, наигранность и прочая подмена жизненных понятий. А по-хорошему жёсткий, очень гонконгский по эстетике фильм с правильным, вынимающим душу, надрывом, на наших экранах большая редкость.
Отдалённое сюжетное сходство с фильмами "Леон" и "Девушка с татуировкой дракона" не мешает ленте иметь свое индивидуальное лицо. Фильм обладает способностью завлекать зрителя в свое внутреннее пространство, не отпускать до конца, вести за собой к идеальному по меркам современного российского кино финалу. Следует чётко понимать, что в задачи режиссёра не входила тривиальная история охоты за серийным убийцей. На эту тему в свое время отстрелялись многие творцы, зачем повторяться? Тем более, кто злой, можно догадаться ещё в первые десять минут действия. Главный упор сделан на проработку характеров и развитие отношений между героями, что придаёт фильму не меньше напряжения, чем самый залихватский голливудский экшн. А в психологии вообще даёт фору намного вперёд.
Живи мы немножко в другой стране — и "Стальная бабочка" могла бы стать если не культовой, то, по крайней мере, знаковой лентой. Тем более, что российским конкурентом на старте проката ей выступил отвратительнейший очередной опус с Безруковым про поручика Ржевского, название которого можно и не упоминать. Но мы живём здесь, и это следует учитывать.
Когда-то давно московскую околокиношную публику поразил античеловеческий фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки" Столичный бомонд вдруг бросился жалеть беспризорных детей — как говорится, зрителю открыли глаза на проблему. Они вдруг познали истину, что жизнь за пределами Садового кольца может сильно отличаться от фантомного о ней представления витающих в заоблачных далях киноискусства людей. По странному совпадению, у некоторых критиков "Бабочка" вызвала обратный рефлекс, продемонстрировала другую сторону ирреалистической медали — недоверие к образу Чумы, её жаргону и поведению. Мол, таких, как она, в жизни не бывает. Ряд ведущих столичных изданий и вовсе проигнорировали картину, не сочтя для себя нужным снизойти до рецензий. Назвать такое положение дел несправедливым — не сказать ничего. С другой стороны лента вышла в прокат в количестве 350 копий и, безусловно, своего зрителя уже нашла. Того самого, который знает мир улиц не понаслышке.