Сообщество «Форум» 11:56 14 декабря 2021

Что наша жизнь? Игра!!!

Таких собеседников надо долго искать. Но вряд ли их много. Да и не нужно. Количество муз тоже должно быть ограничено. Этот же (назовем его Видавший) попался мне, как часто бывает, совершенно случайно. Долго летели в Сибирь. Говорят, не холодно еще там, но лететь по-прежнему долго. Предполетная суета позади, можно и остаться наедине с самим собой. Хотя народу вроде много вокруг, но не все же жалуются на билеты и сервис. Иным просто интересен новый собеседник. Собеседник, с которым вряд ли еще придется встретиться, как правило, посвящается во все детали бытия. А можно побыть просто в безмятежном покое, хоть в кои-то веки.

Откроюсь: вот совсем не настроен на «путевые» беседы. И так всё в дороге длинной утомляет. Лучшее средство от таких бесед - книга. Не газета, она наталкивает на вопрос: «А что там нового?» Плавали, знаем. А книга - все-таки еще и ограждение собственного пространства в тесной шеренге сидений, право на какую-то свою зону. Да и явный маркер некоей интеллигентности.

Спасибо всем инженерам, что создали ай-пады. Простое вам общепланетарное спасибо. Открыл, и всё, ты в своем мире. Без политиков и рекламной навязчивой обязательности - купи, купи и все-таки купи. Скажу прямо: достали. На счастье и соседи, видно утомленные бытом и длинными сборами, тоже углубились в чтиво дивное свое. Красота! Еще б ноги вытянуть, но …нельзя. Там впереди уже иное чье-то поле. И не вздремнуть ведь, угораздило крупным родиться.

Ладно, что такое 4-5 часов? Переживем. Вот Томмазо Кампанелла вообще 28 лет сидел. Под такое сравнение с великими (а такое с возрастом, наверное, у всех бывает) и прикорнул. Тут и обед подвезли. Акмэ всего полета. А в полете почему-то всегда хочется что-то поесть, даже если и не хочешь. Может, потому что за всё (и даже за эту курицу) заплачено? Или групповая солидарность? Тем не менее, готовим столики, протираем руки.

Тут уж поневоле посмотрели на чтиво друг друга. Ба, «Ужель та самая Татьяна?»

А «мир не прост, совсем не прост» (как пели в 70-тые); сосед читает Джанни Родари «Грамматика фантазии»!!! Недавно ее разбирал с аспирантами. И шло туговато, скажу я вам. Надо созреть социально для этого. А тут без какого-либо (надеюсь) принуждения. Здорово! Полет перестает быть томным.

Хотелось бы про себя воскликнуть модное «Вау». Остановился. Не похож ли на героя/антигероя из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино?» Дескать, «ну не может крестьянин играть на фортепиано, фальсификасьон!» Ну, по определению, НЕ МОЖЕТ. Ан нет, может, и недавний опыт великой страны доказывал это. И спектакли посещали, картинные галереи, даже, страшно подумать, были встречи с писателями в цехах. А сколько профессиональных театров выросло из народных и студенческих!

И стала грустно, а ведь так и думает вся нынешняя элита (пресловутая) о стране, о ее жителях и вкусах, не представляя, где «эти жёлуди растут». Прав все-таки был Ильич - страшно далеки они от народа. Ой, как далеки! Огромная дистанция. И главное теперь для них (этой самой пресловутой элиты): никого не разбудить. Поэтому, видно, и ушли в банки .А деньги, говорят, тишину любят. Так не до «Колокола» теперь! Иные журналы в Лондоне теперь издают. Внешне точно красивее. И читать не надо. Много картинок там. А можно уже и не издавать. Есть реклама, ТВ и обычный Кич! Простой, обычный и неуловимый Кич! Он (Кич) точно знает, как «душить прекрасные порывы».

А мы просто уберем книги, люди перестанут размышлять и пойдут за мнимыми пророками, вначале откажутся от рационального осмысления и рефлексии (браво, Кашпировский и Чумак!), а затем и примут все правила Большой Игры, которая как липучая паутина обволакивает новых адептов. Неужели не хочешь новый айфон? Чем ты хуже? Просто возьми кредит. Как раз для тебя и только для тебя банк разработал новую схему. А новый поход за ботоксом сделает тебя еще привлекательнее. А губы придадут тебе неповторимое (неужели кто-то верит в эту неповторимость?) обаяние. Можно даже чуть длиннее, чем у популярной Х. Один из блестящих мыслителей ХХ века Хайдеггер отмечал, что человек не любит познавать, он любит узнавать. И вышедший на авансцену ТВ-киберменш все чаще в порывах неповторимости впадает лишь в банальное копирование. Причем всего незатейливого и простого. Вплоть до «жвачки». А сколько еще неофитов будет на этом пути?

Ну, казалось, живёт и живёт себе элита. Многое в мире этом чего живёт. И не всегда самое полезное. Но ведь в духовные вожди же лезут, в мыслители (сами же помогли им стать докторами наук), в пророки ,а теперь поучают всех, понимая при этом: «Что «с этих лохов» возьмешь?!» Ну, судьба вам такая выпала. Не годны вы для социального взлета. Рождённые ползать… - извините, увлекся: книг таких сроду они не читали. Продолжаем их претензии народу. А денег на вас всех нет, терпите! Сами вот с трудом на новую, всего лишь 7-ю яхту наскребли. Думаете, легко это нам дается? Нам еще и молока за вредность вашу платить.

Вот недавно Леонтьев, кстати работающий в ведущей Госкорпорации, выдал некий «псевдо-аристократический» шедевр о баранах и пастухах с собакой. Браво! Можно и кнут! Чего ж стесняться? Запада? Так там также мыслят, только сдерживаются, да и язык им дан, чтоб скрывать свои мыли. Хоть этому научитесь. Затем и в пастухи можно лезть. А давайте простые программы (образование как раз на это и заточено) для народа. Еще проще. Хлеба и зрелищ. Как говорил певец из «лиц общего формата», «пипл все схавает». Иначе б не пичкали «осетриной третьей свежести» с экранов и подмостков.

Казалось бы, совсем недавно (что такое 30 лет в истории?!) мы гордились и формировали высокие, присущие лишь духовной истинной элите критерии, была иная эстетика. Люди в подавляющем большинстве читали, ходили в театр, бились за первые билеты на кинофестивалях. У нас в общежитиях МГУ билеты практически во все театры продавались абсолютно свободно.

К слову, за весь советский период тираж произведений Л.Н. Толстого превысил 60 миллионов. А тиражи Б. Пильняка и С. Есенина? И читали классиков не только в Москве, но и «тунгус и друг степей калмык» зачитывались ими (в том числе и на своем родном языке). И это был не «Хомо Советикус», не люблю этот термин, а обычный гражданин. Подолгу и не из-под палки сидели на лекциях общества «Знание». Иные по субботам ходили в Университеты марксизма-ленинизма.

Ха, вы говорите, что это нафталин. Возможно. Так найдите и сейчас форму или институт, собирающий народ на интеллектуальные беседы. Нет такой задачи у вас? Да, вот тут вы правы.

Вы не хотите отразить свое лицо во времени? Может, вы просто что-то копите и скоро актуализируете это все? Каждая эпоха, говорят, создает свои шедевры. Когда и по какой программе? Не скрытую саморекламу/ностальгию о том, как со всем Мосфильмом (ну почти со всем) переспал известный режиссер. И откуда только здоровье и время у них. И не выяснение того, сколько девушек соблазнил очередной фанерный певец-имярек. Или кто проспонсировал и за что безумно «талантливую» группу поющих трусиков? И все это вываливается без остановки, как некое открытие. А не стыдно? Ау, редакторы, продюсеры, режиссеры. Или вы такой видите страну? Ничего не перепутали с географией или историей? Это же не трибуны римского Колизея? И книги вроде у нас не сжигали и не вопили: «Распни его!»

Не по Бузовой и Собчак знают отечественную культуру. Не льстите себе и им. Думаете, что в самом деле зарастёт народная тропа к театру и книге? Не думаю. Есть прекрасная книга «Подглядывающая нация…», прочитал с удовольствием. А ведь это диагноз нашего времени. Как быстро эпоха сопереживания героям сменилась подхихикиванием от лицезрения пошлого и низкого? «И самовар у нас электрический и чувства какие-то неестественные», - любил поговаривать М.М. Жванецкий. Говорят, что вина классиков в том, что прервали творческую преемственность поколений, не воспитали, дескать, учеников. Может быть. Неужели Сальери и Ко постарались? Иль зависть к высокому обрела масштаб иной? Но почему мы с ними в этом ряду?

К сведению очередных Хамов, что изрекают в своих проповедях о баранах и пастухах с собаками, наша страна (не как некий министр из недавних 90-тых называл «эта страна»), а повторяю, наша страна за один век свершила три революции и победила вообще-то фашизм. Вдумайтесь! Победила фашизм, пред которым все встали в позе благостного пиетета. Страна наша, продолжаю, совершила невиданный доселе интеллектуальный и научный прорыв.

По выражению отнюдь не друга страны, приняли страну сохой, а оставили атомной сверхдержавой. И научно обоснованные мегапроекты об обустройстве страны начинались с ликвидации неграмотности. И первые предложения были: «Мы не рабы, рабы не мы». И досуг свой элита проводила с книгой или в шахматных баталиях. С 24-го года повсеместно издавались книги по интеллектуальным играм. Чего стоит только «Психология шахматной игры», изданная в 1926 году! А ведь недавно прошла Гражданская война. Значит, планировали будущее страны. И все это забыто ради «поющих трусиков» и «вечно юных» фанерников? Очнитесь! Неужели подглядывание в тайны неглубоких душ, вспомнивших, что лет сорок назад к ним приставал «некий мэтр», - это корректно и интересно? Описывание запоев и домогательств приняло характер тотального очернительства. Попахивает тотальным очернительством всего и вся.

Во-первых, каяться надо в сакральных местах, коим телевидение по определению не является. И процесс сей весьма личный, даже интимный.

Во-вторых, что за чудо препараты вы все приняли, что спустя 40 лет вдруг все вспомнили?

И третье, а вы знаете, «как слово ваше отзовется?»

Ведь скандал с вкраплением изрядной доли скабрезного вызовет, безусловно, временный ажиотаж. Безусловно. Вы промелькнёте на экране, засветитесь. Потом иная вспомнит свои фрейдистские переживания. А кто-то еще краше об этом расскажет. Ведь мы то, что о себе говорим. Слова сменяют новые слова. И что затем? Пустота? Но сможете ли потом с подмостков обращаться к зрителю? Примут ли Заречную из «Чайки» после ваших «трогательных» монологов о постельном «рабстве, ради роли»? И уверяю, «Чайка» будет долго идти. В отличие от ваших публичных стенаний. Могу процитировать Станиславского-НЕ ВЕРЮ!

Этот «пипл», простите ради Бога, уже не «схавает». Заверяю вас на вашем же языке. И надо ли так дёшево продаваться за «рюмку похвалы»? Ведь старость - это «Рим, который взамен турусов и колес не читки требует с актёра, а полной гибели всерьёз», как писал Б.Л. Пастернак. Или это всё мираж? Какая-то игра. Игра в несерьёзную жизнь. Учеба как игра. Лечение. Политика. Труд. Пенсия. Как будто отмерено Свыше стране и каждому благоденствие без всего этого. И всё как-то не всерьёз, понарошку. Но итоги вряд ли будут смешными. Ведь обуял как-то страну смех над престарелым Брежневым (про Байдена молчат), появилась какая-то фантасмагоричная игра: плюнь в прошлое, оскверни свою культуру. И что? Много дивидендов собрали? Осчастливили страну? И найдется ли Ластик, чтоб стереть это всё как сон, как наваждение? И начать с новой страницы. Не уверен!

Померкло блюдечко во мгле,
всё воском налитое…
Свеча, растаяв на столе,
не восстанавливается.

Рубанком ловких технарей
стих закудрявливается,
а прелесть пушкинских кудрей
не восстанавливается.

От стольких губ, как горький след,
лишь вкус отравленности,

а вкус арбузов детских лет
не восстанавливается.

Тот, кто разбил семью, к другой
не приноравливается,
и дружба, хрястнув под ногой,
не восстанавливается.

На поводках в чужих руках
народы стравливаются,
а люди — даже в облаках
не восстанавливаются.

На мордах с мёдом на устах
след окровавленности.
Лицо, однажды мордой став,
не восстанавливается.

Лишь при восстании стыда
против бесстыдности
избегнем страшного суда —
сплошной пустынности.

Лишь при восстании лица
против безликости
жизнь восстанавливается
в своей великости.

Детей бесстыдство может съесть-
не остановится.
А стыд не страшен. Стыд — не смерть.
Всё восстановится.

Евгений Евтушенко «Померкло блюдечко во мгле», 1983

1.0x