Авторский блог Александр Дугин 12:51 25 декабря 2020

Нам нужен социализм духа

четвёртая политическая теория и бразильский логос - интервью для программы "Pisando em Brasa".
11

- В чём основная идея Четвёртой Политической Теории? Эта теория подходит ко всем народам или создана специально для русских?

 - Четвёртая Политическая Теория конечно не только для русских. Основная идея состоит в деколонизации политического сознания и выход на новый уровень самосознания.

Мы мыслим политику в строго заданной системе координат. Эта система координат сложилась в Западной Европе в Новое время, в эпоху Модерна. Это как историческое и географическое пятно. Особенность этой политики состоит в отказе от вертикали – от платонизма и его трансцендентной идеи и от телеологии Аристотеля. Политика не обладает духовным измерением. Политика не имеет цели. Все делается не сверху вниз и не из центра к периферии. Все делается снизу вверх и от периферии к центру.

Такая политическая теология (по словам Карла Шмитта) отлична от европейского Средневековья и от неевропейских цивилизаций.

Вначале такое понимание политики сложилось в протестантских странах. Потом распространилось на все остальные народы. Вместе с колонизацией и вестернизацией этот политический материализм вышел за пределы Европы и распространился на все человечество.

В последние двести лет европейский политический Модерн приобрел три главные формы. Либерализм, социализм, национализм. Все они современные и все они европейские.

Так произошла тотальная колонизация политического мышления. Во всем мире под «политикой» понималось нечто, что появилось в Западной Европе в Новое время.

В двадцатом веке эти три идеологии сражались. Вначале  либерализм вместе с коммунизмом  победили фашизм. Потом в «холодной войне» либерализм победил коммунизм. Так их трех политических идеологий осталась одна. Она и легла в основание глобализации в девяностые годы двадцатого века.

Россия стала жертвой этой колонизации под влиянием Запада. Это привело к большевистской революции. В  тысяча девятьсот девяносто первом году Россия оказалась под властью либерализма.

Но Россия стремится выйти из-под влияния западной идеологической гегемонии. И ищет выход. Отсюда такой анализ политики. И вывод о необходимости Четвертой Политической Теории.

Однако это не только выбор России. Многие в мире и на Запада и на Востоке не согласны с либерализмом. Но это несогласие отбрасывает их снова в политический Модерн. Либо к коммунизму, либо к национализму. Так мы по прежнему остаемся в плену политического материализма.

Поэтому не только Россия должна искать Четвёртую Политическую Теорию, но все народы, государства и общества, которые стремятся бороться с либерализмом. Чтобы победить либерализм, надо выйти за пределы колонизации сознания.

Для Бразилии и шире Латинской Америки Четвёртая Политическая Теория в высшей степени актуальна.

- В чём состоит особенность Четвертой Политической Теории? Чем она больше всего отличается от других политических теорий и идеологий?

- Особенность Четвёртой Политической Теории состоит в том, что она выходит за рамки всего политического Модерна, а не просто критикует либерализм. Этого нет нигде. Такое преодоление колониального политического мышления возможно через традиционализм, возврат к Средневековью и Античности (отсюда проекты Новое Средневековье и Новая Античность). Но оно возможно и через шаг вперед – через радикализацию Постмодерна.

Такое сочетание архаического и сверхсовременного уникально.

- Почему вы, как мы знаем, так любите Бразилию? Что Вас привлекает в бразильской культуре? Что общего у Бразилии и России?

- Честно говоря, я не знаю, почему мне так нравится Бразилия. Меня очаровывает португальский язык, сама речь. Это как музыка. Бразильская музыка – босса-нова, MPB и другие жанры – на мой взгляд вершина музыкальной культуры.

Меня притягивает также имперское измерение бразильской истории – факт переноса столицы Португалии в Рио-де-Жанейру. Крайне интересны версии эсхатологической теории Пятой Империи применительно к Бразилии. Традиционалистское восстание Контестаду и Канудус.

Очень тонко выразил эти тенденции Глаубер Роша в своем фильме «Бог и дьявол в стране солнца».

Я вижу в Бразилии загадку, туманный знак парадоксального будущего. Судьба нового века и всей Латинской Америки как-то связаны с Бразилией. Но точнее я сказать не могу. Для того, чтобы говорить о бразильском Логосе необходим какой-то особый язык.

- Какова антропология Четвёртой Политической Теории? Признается ли  в ней эссенциализм? Как Четвёртая Политическая Теория объясняет трансформации человека и его поведения в истории?

- Антропология Четвёртой Политической Теории основана на Хайдеггере и учении о Dasein. Это не эссенциализм. Человек это открытое существование, экзистенция, мыслящее территориальное присутствие. В центре человека находится бездна. Человек может стать кем угодно, так как он абсолютно свободен. Еще точнее, человек есть чистая свобода.  Это и делает его тем, кто он есть. В каком-то смысле и всем, и ничем.

Поэтому человек должен прежде всего создать самого себя. Он не есть данность, он есть задание. Но здесь мы подходим не просто к отрицанию сущности (как в либеральном релятивизме, номинализме и анти-эссенциализме), но к идее «открытой сущности». Принято понимать сущность как логический закон тождества А=А. Но у самого Аристотеля этот закон применим только к вечности, к Богу, к бессмертию. Все, что есть, диалектично. Поэтому сущность человека не равна самой себе. Это процесс, процесс духовного становления.

В основе Четвёртой Политической Теории лежит открытая антропология. Человек становится человеком только в процессе самопреодоления. Он не должен останавливаться, он всегда лишь путь – путь на истинную Родину, к своему «естественному месту». Это и есть аутентичное существования Dasein.

Антропология Четвёртой Политической Теории экзистенциальная, а не техническая. С нами те, кто разделяет наш подход. А главное в нашем подходе – абсолютная свобода.

- Как относится важнейшая категория Четвёртой Политической Теории Dasein и категория народа? Как понятие народа соотносится с этническим разнообразием, которое характерно для таких стран как Бразилия и Россия?

 - Dasein народа и Dasein как народ. Две близкие, но все же различные темы. Dasein не является, строго говоря, ни индивидуальным, ни коллективным. Он как вид у Аристотеля. А вид относится одновременно и к  единичному, и к коллективному, не совпадая ни с тем, ни с другим. Также «дух» (=Geist) у Гегеля: в нем «я» совпадает с «мы», частное со всеобщим.

Под «народом» я понимаю «дух народа», то, что делает народ народом. Народ это не масса, не население. Народ не складывается из индивидуумов, как сумма. Народ есть всегда и сразу целиком. И он принимает Решение. Главное Решение: существовать аутентично или неаутентично. Если народ принимает Решение существовать аутентично, он активирует свой дух. Если он выбирает противоположное, то им овладевает das Man, злой рок, Искусственный Интеллект. Аутентичное существование возможно только у свободного народа. Раб не может существовать аутентично. Поэтому для аутентичного существования необходима деколонизация мысли, деколонизация сознания.

Либерализм и политический Модерн в целом это синоним неаутентичного существования. Все три политические идеологии Модерна тоталитарны. С коммунизмом и фашизмом и это очевидно. Но сегодня мы воочию видим, что либерализм – особенно глобалистский либерализм Демократической партии США – представляет собой чисто тоталитарную систему. Глобализм – это абсолютное отчуждение, дегуманизация, электронное кибер-рабство. Цель глобализма вообще упразднить Dasein. Это цель всего политического Модерна. Вот почему необходима именно Четвертая Политическая Теория – а не коммунизм или фашизм. Аутентичное существование народа возможно только за пределами любого догматизма – в том числе и даже прежде всего либерального.

- Какую роль играют идеи и теории такого традиционалистского автора как Юлиус Эвола? Как примерить Эволу с требованиями социальной справедливости?

- Юлиус Эвола важен как носитель наступательного традиционализма. Он не останавливается на констатации того, что Модерн – это зло и извращение. Он призывает сражаться с ним до последней капли крови. Это активная позиция полноценного человека. Эвола больше всего ценил именно свободу, которую человек призван реализовать в своем высшем «Я». А все попытки либералов или коммунистов добиться свободы внешними методами ведут только к новой форме рабства. Эвола критиковал и третий путь. Поэтому он провозвестник Четвёртой Политической Теории. Чрезвычайно важна его критика национализма как буржуазного явления.

И наконец, Эвола важен как философ, сформулировавший принцип «традиционалиста без Традиции». Это фигура близкая к образу Радикального Субъекта. Радикальный Субъект это пробудившееся ядро внутреннего человека, восстающего против Модерна. Но не потом, что такой человек по инерции принадлежит к прошлому, а в силу абсолютного отвердения настоящего. Неприятие Модерна опирается не на Традиции, ведь истинная Традиция скрыта в «темные времена», но на ненависть и отвращение к современному миру. ТО есть речь идет о пробуждении глубинного ядра человека, не благодаря остаткам «священного», но через «правый нигилизм», отвержение «профанного». 

Социальная справедливость не была приоритетом для Эволы. Но я вижу в социальной справедливости волю народа к отвержению материальной иерархии, спонтанный протест против капитализма и системы денег.

Социализм, однако, должен быть совмещен с духом, оторван от материализма. Поэтому нам необходим новый социализм – в духе Оскара Уайльда и его учителя Джона Раскина. Человека труда надо не просто освободить материально, его необходимо возвысить и облагородить. Нам нужен социализм духа.

- Как Четвёртая Политическая Теория рассматривает проблему техники? Можно ли подчинить технику себе или мы обречены на то, чтобы она подчинила нас? Можно ли изменить отношения с техникой? Каковы отношения человека с природой?

Проблема техники не является технической проблемой. Техника это отношения субъекта с объектом, и поэтому она суммирует эти отношения, становится их воплощением. Если мы утрачиваем глубинное измерение субъекта, обеспечивающее ему абсолютную свободу,  мы создаем себе внешнего идола, которому поклоняемся. Этот идол – объект. И создаем мы его с помощью техники. Техника всегда была опосредованием между человеком и окружающим бытием. Но на этой промежуточной территории и встречается свобода и отчуждающий идол, рукотворный монстр – Левиафан. Если техника это искусство, поэзия, то она служит субъекту. Но если субъект слабнет, то она меняет свое значение и начинает служить идолу. Сингулярность и Искусственный Интеллект это триумф Радикального Объекта, который становится новым господином техники.

Поэтому преодоление техники состоит в ее возврате у чистому творчеству субъекта. Dasein существует как бытие-в-мире. Это и есть искусство существования, экзистенциальная техника. Но самобытный объект разрушает мир, расчленяет его. Дигитализация есть атомизация бытия и расчленение сознания. Отсюда шизо-анализ Делеза и Гваттари. Отсюда почитание техники у спекулятивных реалистов. Техника ведет к постгуманизму как пределу отчуждения человека от своего внутреннего зерна.

Задача истинной Революции уничтожить техническое отношение к технике и вернуть эту проблему туда, куда следует – в область метафизики и онтологии.

- Расскажите кратко о Вашем проекте «Ноомахия»? Как темы Ноомахии и теория трех Логосов соотносится с Четвертой Политической Теорией? Чтобы Вы могли сказать о Логосе Бразилии?

- Ноомахия это двадцать четыре тома. Рассказать об этом кратко трудно. Основная мысль состоит в том, что кроме аполлонического и дионисийского начала в культуре, цивилизации, философии, искусстве и жизни в целом существует третье начало – Логос Кибелы. Ранее оппозиция Аполлона и Диониса заставляла помещать всё хтоническое, материальное, земное в зону Диониса. Тем самым Аполлон противопоставлялся Дионису. Но введение Логоса Кибелы радикально меняет всю картину. Дионис также отличен от Кибелы, Логоса Великой Матери, как Аполлон от Диониса. Есть три корня, три Логоса, а не два. Эти Логосы ведут между собой непрекращающуюся войны. Эта война и есть история, культура, цивилизация.

В каждой цивилизации – и в архаической и в современной и сложной – есть всегда все три Логоса. Но их пропорции различны. И кроме того могут меняться – иногда очень медленно и незаметно, иногда почти мгновенно, резко. Поэтому каждую цивилизацию надо изучать как самостоятельную систему со своими смыслами. И уже в ней исследовать структуру Ноомахии, войны трех Логосов и их пропорции.

В Четвёртой Политической Теории Ноомахия не обязательна. Это разные уровни анализа.

Четвёртая Политическая Теория утверждает принцип множественности Dasein. Это значит, что у каждого народа, у каждой цивилизации и у каждой культуры есть своя совершенно автономная семантическая структура, своя парадигма. Ноомахия углубляет этот тезис, последовательно исследуя структуры всех цивилизаций. То есть Ноомахию можно считать теоретическим обоснованием тезиса о множественности Dasein.  Этому и посвящены почти все тома Ноомахии – исследованию культур народов Европы, Азии, Евразии, Африки, Америки и Океании.

Ноомахия в Бразилии имеет свои особые характеристики.

В той мере, в какой Бразилия является современной западной страной с либеральной демократией, она находится под влиянием Логоса Кибелы – как весь Модерн. Однако бразильская культура – как латинская и католическая, так и индейская и африканская – совершенно самобытна. И этот конфликт между Модерном и Традицией определяет бразильскую Ноомахию. Мне представляется, что в Бразилии силен Логос Диониса – отсюда фантастически прекрасная босса-нова и карнавал, последний отголосок дионисийских процессий. Но свой Логос Бразилии еще только предстоит найти. Он должен правильно выражать бразильский Dasein.

И то, с чего мы начали – деколонизация политического сознания – является для этого совершенно необходимой предпосылкой.

Публикация: Geoполитика.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
25 декабря 2020 в 14:43

Слова. слова. слова, то есть блуд слов!

25 декабря 2020 в 15:39

"Нам нужен социализм духа"
- И какая Моська не хочет казаться слоном!

26 декабря 2020 в 09:50

А как Андрон вон тут пел про то, сняв антисоветскую гадость и какой он верующий, какой он творческий. Да еще он, не вылезающий из Голливуда, советский!!! Лезут глаза на лоб.
А про наш Октябрь 93 года снять слабо? А про бойню в Жана-Озене?

А дух он бывает двух сортов. И качества. Святый. А еще — нечистый.

И об этом стоит помнить всем, считающими себя русскими первого сорта, а всех нас остальных русских, вот нонсенс — уже как бы и не русским. А уж если говорить о социализме, то и стоять надо на истоках этой и никакой веры. Что великорусскость нашу соборную не унижает, но в сравнении со всеми возвышает до несказанных высот.

25 декабря 2020 в 21:29

Политическая теория, то-есть идеология, это система взглядов на окружающий мир и человека в нём, то-есть система мировоззрения, которая используется для манипуляции сознанием людей для управления ими. Взгляды, это отражённая реальность трансформированная в сознании с определённым приближением, с учётом качества имеющегося инструментария в сознании отражающего политтехнолога. Первой политической идеологией придуманной древними политтехнологами была религия, поэтому четвёртая политическая идеология придуманная автором, это уже, как минимум, пятая. Инструментарий древних политтехнологов был весьма несовершенен, но совершенствовался по мере познания реальности и её осознания. Решающий вклад в развитие цивилизации, теорий, идеологий и мировоззрений внесло развитие научного мировоззрения, научного метода познания, науки, научной идеологии, научного инструментария. Научная идеология, научное мировоззрение, наиболее точно отражает окружающую действительность, но пока не стала политической идеологией, видимо потому, что может лишить хлеба огромной армии политиков, политтехнологов разных направлений. Как базу для своей идеологии попытались использовать коммунисты, но и они впали в субъективизм, догматизм, псевдорелигиозность. Сточки зрения науки человек, это природный электро-химический киборг, управляемый компьютером в головном мозге, природным механизмом реагирования на внешний и внутренний мир. Естественно, компьютер функционирует в соответствии с алгоритмами. Часть алгоритмов заложена в нервную систему и мозг Природой при образовании жизни с использованием химической программы молекул ДНК, развившихся затем в алгоритмы рефлексов и инстинктов. Только человеческий мозг оказался способен создавать сложные алгоритмы реакций, оказался способен распознать свой образ среди образов отражённого пространства, осознать себя и окружающий мир, стать разумным мыслителем, киборгом-интеллектуалом. Развитие кибернетики как науки привело к способности природным киборгом создавать искусственных киборгов на неорганической основе с искусственным интеллектом. Научная идеология, благодаря объективности метода познания и высокоточного инструментария, создаёт наиболее объективный и точный образ окружающей действительности, более верное мировоззрение. Научное мировоззрение, по определению, международная, мировая идеология, наиболее объективно и точно отражающая действительность, способная найти ответы на всё более сложные вопросы возникающие перед человеком – пора выходить на политическую арену, предлагать научную идеологию отношений киборгов, природных и искусственных, друг с другом, с Природой, со Вселенной, основанных на научных расчётах безопасного развития.

25 декабря 2020 в 23:03

онанизм мыслей поможет испустить дух ударными соц. темпами

26 декабря 2020 в 00:41

"Социализм, однако, должен быть совмещен с духом, оторван от материализма".


Материализм и есть Дух который наставил плотского человека скота на Социалистический путь эволюции ведущий его к Человеку Совершенному. Не все его прошли. Поэтому Социализм, как переходная формация, не вечен - смертен. Именно это, в роли Советского народа, пророчески отобразил Христос прибывая в материальной форме:

во-первых книжной (таким образом было посеяно понятие справедливости):

во-вторых, в плотской форме Человека воплотившего Слово (Логос) в учение (Дух), а учение - в силу мышцы Советского человека создавшей Царство Справедливости.

Теперь же то что было материей (плотью) стараниями глупых скотов прибито к кресту. Поэтому Дух Советского Человека освободился от плотской оболочки, как рождаемое освобождается от плаценты... Поэтому он и есть Новый, рожденный свыше (от Духа) и уже не Христос, а Спаситель (в Едином образе Саморождённого Младенца и Старца, Отца и Сына)...

Так что, отворяй миряне ворота разума, Дух стучится, нисшедший к блудным из Коммунистического Отечества...

26 декабря 2020 в 14:10

Социализмов, как идеологических течений, как и капитализмов и коммунизмов и фашизмов и религий огромное множество разнообразий. Какой именно социализм духа имеет ввиду автор неясно. Социализм, как и авторитаризм, и капитализм, и фашизм являются природными инстинктами человека, которые человеческое сознание трансформировало в разные образы идеологий, систем социальных отношений. Но материальную природу человека с его природными инстинктами невозможно разорвать на части, в каждом человеке присутствует авторитаризм, стремление доминировать, и социализм, стремление к общению, и капитализм, стремление капитализировать свои природные способности, и фашизм, враждебность к непохожему, чужому, чуждому. Нужна материалистическая, научно-технологическая идеология совмещающая в технически рассчитанных пропорциях все присущие человеку природные свойства, заложенные в инстинктах. К чему-то подобному пришли китайские коммунисты, там и, в определённой мере, и авторитаризм, и социализм, и капитализм и национализм, как отражение природного фашизма, и всё это под контролем и управлением научно-технологической системы. Похоже, что этот вариант идеологии наиболее точно отражает сущность человека, а значит имеет перспективу в мировом масштабе.

26 декабря 2020 в 16:53

"Социализмов... огромное множество разнообразий"
- А есть ли смысл говорить об этом множестве?
Но даже если кому-то интересно такое чудо, сначала надо говорить о социализме Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.

26 декабря 2020 в 23:01

Так ведь, и Маркс, и ленин и Сталин имели свой особый взгляд на социализм

27 декабря 2020 в 00:18

"свой особый взгляд"!
- Сударь, это вы о чём?

27 декабря 2020 в 06:15

Нельзя быть Человеком вне Общества. Почему это понимал Ленин и не понимает Дугин?
Абсолютная свобода человека - химера, человек абсолютно общественное создание. У него есть права и обязанности, чтобы быть Человеком. А вот какое общество нужно - должен ответить философ. Для этого надо знать матушку Природу, продуктом которой является Человек и Общество. Всякие дассайны (то, бишь, ковыряние в носу) привели к поиску пола не там, где устроила Природа.

1.0x