Сообщество «Посольский приказ» 00:30 21 июня 2021

Честный политик

снова о Трампе

Сергей ШИЛОВ. Сергей Борисович, кто сейчас для вас Трамп? И почему многим кажется, что его политическое время ещё не закончилось?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Для меня Дональд Трамп — действующий президент США. Как человек с физическим образованием, я не верю в резкие скачки кривых, не вызванные внешним воздействием. Поскольку на прошлогодних президентских выборах кривые голосования оказались не гладкими, из этого следует вывод о вбросах голосов в пользу Байдена. С точки зрения американской Конституции это означает, что Трамп остаётся законным действующим президентом Соединённых Штатов. Я убеждён: он и сам так же считает, и сильно сомневаюсь в том, что Байден рассматривает себя легитимно избранным главой государства.

Для меня Трамп — это человек, который, будучи президентом, пытался и пытается решить принципиально неразрешимую задачу. У любого нормального человека политический деятель, столкнувшийся с непреодолимой проблемой и старающийся найти решение, необходимое его народу, конечно, вызывает уважение.

Сергей ШИЛОВ. Что имеется в виду под неразрешимой задачей?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Сейчас начинается колоссальная процедура перезагрузки мира, смысл которой заключается в уничтожении национальных элит, национальных государств, нормального стандарта человеческих отношений и человеческой жизни и замена их чем-то вымышленным — "зелёной" энергетикой, искусственным белком, единой мировой элитой и прочее. При этом Трамп остаётся именно американским президентом, то есть человеком, который считает себя обязанным одной стране, её населению.

С этой точки зрения он — один из тех, кто защищает старый, уходящий мир: "нулевые", 90-е и даже 60-е годы прошлого века, когда был совершён рывок в космос, были национальные государства и их соперничество — мир, где не было глобализации и Фининтерна. Заметим, что постоянно находившиеся на грани войны СССР и США торговали друг с другом много лучше, чем, например, нынешние Россия и Европа, и это было совершенно нормальным явлением. Вот за этот старый мир, в котором было много плохого, но и очень много хорошего, выступает Трамп. Он сражается за прошлое, полагая, что в нём больше будущего, чем в том футуроциде, который сейчас готовят миру адепты инклюзивного капитализма.

Трамп, при том, что понятие "честный политик" является оксюмороном, в значительной мере честный политик. У меня сложилось впечатление, что он сам считает правдой то, что говорит, кроме эпизода с признанием своего поражения на президентских выборах. Понимаю, что это ещё не есть честность, но на уровне политика — уже очень много. И это тоже вызывает к нему уважение.

К тому же, Трамп на фоне многих президентов последних десятилетий — человек, у которого нормальная жена, нормальные дети и нормальные представления о семье, а также полная нетолерантность к отсутствию нормы.

Сергей ШИЛОВ. Почему он не смог переломить ситуацию на выборах 2020 года?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Есть такое понятие — невезение. Когда у Юстиниана появилась возможность восстановить империю, начались чума и голод с холодом. Когда у Трампа после почти чудесной победы на президентских выборах возникли шансы на изменение ситуации в Соединённых Штатах, пришла пандемия COVID-19, к которой он оказался абсолютно не подготовлен и с которой практически не мог бороться. Была создана ситуация, когда при любом раскладе виноватым оказывался президент: кому-то его методы борьбы с коронавирусом казались слишком жёсткими, кому-то — слишком мягкими. После такой катастрофы набрать на выборах президента даже 50% голосов было очень сложно.

К тому же, Трамп, вероятно, не до конца понимал, с насколько сильными противниками он играет.

Сергей ШИЛОВ. То есть он просто недооценил ситуацию?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Недооценил её глубины. Трамп, как и все предприниматели, — не мыслитель. А вспомните, сколько десятилетий всем вбивали в голову, что любые разговоры о теории заговора — это "полная ерунда", и ничего "такого" нет и быть не может.

Трамп, которого с детства учили не верить в заговоры, в этом отношении не был философом. Он рассматривал то, с чем сталкивался, как набор случайных событий или предопределение Бога. А то, что на самом деле это — чёткая стратегия и политика конкретных людей, он не смог понять.

Сергей ШИЛОВ. Вы говорили о желании Трампа защитить историю, повернуться лицом ко временам своей молодости. Но с конца 1960-х годов произошло множество событий: США проиграли войну во Вьетнаме, смогли после этого подняться, выиграли холодную войну и стали свидетелями распада СССР, пережили кризис доткомов и прочее… Для чего нужно оглядываться на мир 50-летней давности?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Представьте себя американцем, очень недовольным современной ситуацией в стране. Если бы у вас появилась машина времени, вы, конечно, захотели бы вернуться в прошлое и попытаться найти ту точку, с которой, по вашему мнению, история пошла неправильной дорогой. Есть ли такая поворотная точка в нашем времени? Коронавирусный кризис? Точно нет, потому что к моменту его начала практически всё, что можно было потерять в отношении будущего, уже было потеряно: через политику футуроцида Америка зачеркнула столько чужих "будущих", что зацепила и своё.

Поняв, что в 2000-х годах уже поздно что-то менять, спускаемся дальше по временной шкале и видим первую базовую проблему — президентство Клинтона. Но он лишь пожинал плоды распада СССР. И в этот момент вы начинаете понимать, что пока такой Карфаген, как Советский Союз, не был разрушен, пока он оставался великой державой и соперничал с США в экономике, политике, космосе, науке, искусстве, спорте и так далее, Америке приходилось двигаться именно как Америке, самостоятельному государству, от которого очень многое зависело. Здесь-то и открывается, почему важны 60-е годы прошлого века: именно тогда соревнование сверхдержав шло самым явным образом. Начало цивилизационного кризиса лежит между 1967-м и 1973-м годами. Трамп тогда как раз окончил бакалавриат (в 1968-м) и начал свою практическую деятельность.

Сергей ШИЛОВ. Первые успехи, первые заработанные миллионы…

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Да, здесь как объективные, так и субъективные обстоятельства заставляют Трампа защищать ценности именно того периода. Повторю: это безнадёжная операция, у неё нет шансов на успех. Но именно поэтому она вызывает сочувствие и уважение.

Сергей ШИЛОВ. Какие личные качества Трампа способствуют его подходу к решению цивилизационных проблем, а какие, наоборот, мешают?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Больше всего ему мешает то, что он бизнесмен. Я уважаю предпринимателей, считаю, что они, как правило, умнее большинства политиков. Но бизнесмен держит вокруг себя на подчинённых позициях людей, которые умеют выполнять его распоряжения, даже порой неявные, или в нужный момент не выполняют их, ради дела, которое они хорошо знают. Но при этом предприниматель понимает, что они ему подчинены и делают то, что должны.

Дональд Трамп до президентства не занимал никаких политических позиций: не был ни прокурором, ни губернатором, ни сенатором — он сразу стал главой государства. Это едва ли не уникальный случай в современном мире. И, похоже, Трамп был совершенно не готов к тому, что его приказы будут выворачиваться наизнанку, игнорироваться, саботироваться, подвергаться "итальянской забастовке", когда человек лишь создаёт видимость деятельности. В бизнесе подобное бездействие заканчивается мгновенным увольнением. Трамп, придя к власти, точно не был знаком с такой "макиавелливщиной" политики. И это было его слабым местом.

Сергей ШИЛОВ. А его сильная сторона?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Сильная сторона Трампа — по диалектике — та же самая: будучи предпринимателем, он исходит из того, что любая задача имеет решение, если она правильно поставлена и решается за счёт воли и способностей. Можно столкнуться с разными испытаниями, много чего потерять, но, если упорства достаточно и интеллекта хватает, ты достигнешь желаемого результата. Кстати, Трамп и сам прошёл через разорение, имел почти миллиард долларов личного долга и 3,5 миллиарда — корпоративного, однако смог выправить ситуацию и снова стать миллиардером.

И ещё один важный момент: Трамп как предприниматель абсолютно не имеет предубеждений — ни против людей, ни против религий, ни против политических течений, ни против стран. Предубеждение в бизнесе считается профнепригодностью. Трамп прекрасно понимает, что если Америка считает себя мировым гегемоном, то КНР не может быть "мастерской мира". Поэтому для президента Трампа Китай всегда был основным противником, для борьбы с которым можно было пойти на очень многие уступки в отношении Европы и России. Скорее всего, повторно став президентом, он плотно занимался бы проектированием антикитайской коалиции.

Сергей ШИЛОВ. Он и занимался этим, будучи президентом, но не довёл до конца — вмешался коронавирус.

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Теперь посмотрим на Байдена. В отличие от Трампа Байден — догматик. Он тоже выходец из 60-х годов, но, как его тогда приучили к мысли, что нет ничего страшнее Советского Союза, так и сейчас для него нет ничего ужаснее России. В итоге Китай сегодня оказывается без оппонента, говоря военным языком, — попадает в идеальное положение необстреливаемого корабля. И это в ситуации, когда только он и представляет реальную опасность для США.

Сергей ШИЛОВ. Почему же при явных подтасовках результатов выборов Трамп так легко сдался и не начал борьбу за признание себя президентом?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Он мог её начать, и у него были шансы на успех. Я их оцениваю как 65–70%. Но любая попытка начать реальную борьбу мгновенно развязала бы в Америке горячую гражданскую войну по самой худшей схеме "всех против всех": демократов против республиканцев, белых против чёрных, чёрных против белых, латиносов против англосаксов, ЛГБТ против натуралов и так далее… Была бы страшная резня с большим количеством жертв — если и не миллионы, то десятки тысяч — точно.

Как человек, христианин-пресвитерианин Трамп тогда не решился взять на себя за это ответственность. Вполне вероятно, он понимает, что эта борьба всё равно будет, и, может, стоило начать её раньше, исходя из того, что раньше начнёшь — меньше будет потерь. Но я понимаю, почему это сделано не было. Деятельность президента Трампа всё время сдерживали, с одной стороны, коронавирус, с другой — постоянная угроза внутреннего конфликта.

Сергей ШИЛОВ. Добавлю: как предприниматель, Трамп всегда пытался договариваться, совершенно не понимая, что в американской политической среде попытка договориться воспринималась исключительно как слабость. И это привело к тому, что на него всё усиливали и усиливали давление. Другой вопрос: почему он не смог собрать вокруг себя нормальную команду? Ведь одно из свойств бизнеса — передавать часть задач надёжным субподрядчикам.

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Именно потому, что бизнес и политика отвечают разным коммуникативным законам. В политике тоже возможно собрать такую команду, которая способна принять передоверенные функции и прекрасно работать. Например, Кеннеди в своё время отлично смог это сделать. Но Трамп-то в политике был новичком и механизмов создания подобных команд не знал, а использование бизнес-конструкций здесь не могло сработать.

Сергей ШИЛОВ. То есть Трамп пытался руководить Соединёнными Штатами Америки как корпорацией "Америка", а не как государством?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Я бы так не сказал. Трамп, безусловно, хотел руководить государством Америка, но техника управления у него была корпоративная.

Сергей ШИЛОВ. Думаю, Трамп, если останется жив, пойдёт на следующие президентские выборы с совсем другим багажом — уже не только опытного бизнесмена, но и политика.

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Безусловно. Ему 75 лет, а в наше время для политика это ещё не возраст. Будучи предпринимателем, он чётко показал, что может учиться на своих ошибках. Думаю, он проявит такую способность и в политике. Было бы интересно посмотреть на это в будущем.

Сергей ШИЛОВ. Мы вспоминали о банкротстве Трампа, что у него был личный долг около 900 миллионов долларов. Но ведь тогда его коллеги-бизнесмены смеялись над ним: мол, банкротство с каждым может случиться, но не перевесить свои долговые 900 миллионов на всё равно тонущую корпорацию — это же глупость! А по критериям нормы, сторонником которой является Трамп, подобный поступок — совсем не глупость, а честность.

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Да, это важное качество, как в предпринимательстве, так и в политике. Трампа можно назвать честным человеком.

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x