Сообщество «Посольский приказ» 18:40 11 июня 2021

Чем Россия не угодила Западу

Генеральный секретарь Североатлантического блока Йенс Столтенберг пригласил Россию принять участие в сессии Совета «Россия-НАТО» в ближайшее время, отметив наличие многих проблем, затрагивающих общие интересы альянса и Российской Федерации.

Это приглашение, направленное России в начале этой недели, было озвучено Генеральным секретарем НАТО в его интервью немецкой газете "Ди Вельт". По словам Столтенберга, отношения между Россией и Североатлантическим альянсом впервые за период после окончания «холодный войны» достигли беспрецедентно низкого уровня. Совет "Россия-НАТО" не собирался в течение 19 последних месяцев. За это время Соединённые Штаты в одностороннем порядке вышли из Договора по открытому небу (ДОН). Со своей стороны, Россия объявила о денонсации ДОН. В минувший понедельник президент России Владимир Путин подписал закон о денонсации договора.

Этот договор, подписанный в 1992 году, разрешал свободные полёты невооружённых разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве стран-подписантов. Целью договора было укрепление доверия и взаимопонимания между странами, предоставление всем странам-участникам ДОН возможности сбора информации о вооружённых силах и военной активности друг друга в условиях прозрачности и непредвзятости.

Москва, естественно, понимает, что выход Вашингтона из Договора по открытому небу лишает её возможности совершать полёты над территорией США, в то время как, например, другие государства-члены НАТО могут делать это над территорией России и совершенно спокойно передавать полученную ими информацию американской стороне.

Администрация нового президента США Джо Байдена отказалась пересматривать решение предыдущей администрации о выходе из ДОН. Российский МИД подверг резкой критике эту позицию и возложил на Вашингтон ответственность за крах договора.

Российское внешнеполитическое ведомство устами своего официального представителя Марии Захаровой прокомментировало приглашение, адресованное Москве Генеральным секретарем НАТО, отметив, что Россия не отказывается от диалога с Североатлантическим блоком и готова обсуждать вопросы разрядки напряжённости в своих отношениях с альянсом, но с участием военных экспертов.

Между тем Столтенберг заявил, что считает расширение сотрудничества между Россией и Китаем «опасным вызовом», выразив также свою глубокую обеспокоенность сотрудничеством между Россией и Белоруссией.

Между тем глава американского Белого Дома заявил в интервью газете "Вашингтон пост" в минувшее воскресенье (за несколько дней до встречи с президентом России), что «мы едины в противодействии угрозам европейской безопасности со стороны России, и прежде всего, противодействии российской агрессии против Украины. Вне всякого сомнения, США преисполнены решимости отстаивать демократические ценности, которые неотделимы от наших интересов».

В американском Белом Доме заявили, что предстоящая встреча американского и российского президентов является не «наградой Путину», а хорошим поводом для того, чтобы понять, в чём суть разногласий между двумя странами». Советник президента Соединённых Штатов по вопросам национальной безопасности Джек Салливан отметил, что «США ответят, если Россия будет продолжать совершать действия, наносящие ущерб Вашингтону». По словам Салливана, Белый Дом не ждёт каких-то конкретных результатов от будущего саммита, подчеркнув при этом, что «позиции Соединённых Штатов станут более прочными в плане противодействия вызовам и угрозам, с которыми сталкивается страна, после возвращения президента в Вашингтон». Говоря об этих вызовах, Салливан упомянул конфронтацию с Россией и Китаем, кибератаки и правила международной торговли.

Реальное соотношение сил, существовавшее в ходе ялтинской конференции 1945 года, сохранило определённое равновесие на мировой арене после Второй мировой войны. Это привело к созданию Организации Объединённых Наций с пятью государствами-постоянными членами Совета Безопасности, обладающими правом вето. Такое равновесие сил сохранялось вплоть до распада Советского Союза и последовавшей за этим относительно недолгой с точки зрения истории «паузы», длившейся одно десятилетие. В то время на Западе укоренилось иллюзорное представление о том, что Соединённые Штаты стали «единственным полюсом», вокруг которого вращается земной шар. Эти иллюзии, распространившиеся в тот период, а также временные исключительные условия, в которых оказалась Россия, «выпав из исторического процесса» на некоторое время, привели к подписанию Россией и блоком НАТО в 1997 году соглашения, которое предусматривало «пересмотр российской военной доктрины в соответствии с новыми реалиями в области международной безопасности». В результате НАТО в одностороннем порядке взял на себя историческую ответственность за перемены в области безопасности на европейском континенте с точки зрения свободы действий, расширения, присоединения новых территорий и давления на Россию с целью её изоляции на евразийском пространстве. Такие попытки продолжаются до сих пор. Цель этих действий – добиться распада России на ряд мелких квазигосударств.

Несмотря на то, что после Второй мировой войны Североатлантический альянс пообещал не расширяться на восток, число государств, вступивших в НАТО, начиная с 1949 года и по настоящее время увеличилось с 12 до 30. НАТО расширяется и географически: предпринимаются попытки «проглотить последний плод», включив в состав блока Украину, расположенную в 600 километрах к юго-востоку от России. Налицо стремление дестабилизировать ситуацию в Белорусии, расположенной примерно на таком же расстоянии к западу от России. В результате всего этого, после крупнейших за последние три десятилетия учений НАТО "Defender Europe 2021", после концентрации крупных войсковых частей вблизи российской границы, строительства военных баз во всех бывших восточноевропейских государствах и в прибалтийских странах, мы слышим от «хора», состоящего из господина Столтенберга, господина Салливана и господина Блинкена, под руководством «дирижера»-президента Байдена, откровенные заявления о том, что они опасаются «действий России, наносящих ущерб Западу», и о «российской угрозе европейской безопасности»! Можно ли представить себе большую чушь, чем эта? Разве что в пьесах Сэмюэля Беккета или Эжена Ионеско.

Бюджет НАТО увеличился за прошедшие годы в десятки раз. Блок открыто проводит антироссийский курс, что является серьёзным вызовом национальной безопасности России. Последние агрессивные заявления руководства альянса являются, по сути дела, ничем иным как логическим результатом продолжающейся политики блокады России со всех направлений, и в том числе, при помощи строительства военных баз в некоторых арабских странах. Так осуществляется план, разработанный Пентагоном. Около 80% этого плана уже выполнено. Ведётся подготовка для развертывания крупных сухопутных, военно-морских и военно-воздушных частей и соединений. На базах приведены в боевую готовность установки для пуска ракет. По моим оценкам, в течение относительно короткого промежутка времени - максимум через год - этот план будет полностью выполнен. И вот в таких условиях России предлагают вести «диалог» с НАТО и с Байденом. При этом Запад исходит из иллюзорной ставки на силу, диктат и подчинение другой стороны своей воле. Такая позиция абсолютно неприемлема для России, как по форме, так и по содержанию. Неприемлема не потому, что Россия слаба, а потому что она убеждена в том, что «сила в правде», а не «правда в силе». Россия убеждена в том, что стоящие перед миром проблемы не может решить одна или несколько стран, действуя поодиночке, а только все государства мира вместе в лице международного сообщества, в лице Организации Объединённых Наций. ООН должна обладать всеми необходимым полномочиями для решения международных проблем и урегулирования межгосударственных конфликтов. При этом ни одно государство из пяти постоянных членов Совета Безопасности не должно претендовать на роль мирового гегемона.

На самом деле, приглашение, адресованное Столтенбергом России и предстоящий саммит, который предложил провести президент США Джо Байден, являются частью политико-дипломатической игры, цель которой – «потянуть» время, пока не осуществится американский план, рассчитанный на два десятилетия. Однако планы НАТО обречены на провал, особенно после краха Договора по открытому небу. Североатлантический альянс сможет достичь военного превосходства над Россией только после того, как удвоится количество стран-членов альянса (с нынешних тридцати до шестидесяти). На протяжении последнего десятилетия Россия прилагала максимум усилий, как путём прямых контактов с военными кругами большинства стран мира, так и в рамках конференций по международной безопасности, проводимых ежегодно в Москве и Санкт-Петербурге, в ходе проведения выставок вооружения и боевой техники, международных военно-спортивных игр и соревнований, не только для того, чтобы укрепить свой оборонный потенциал и усовершенствовать свою военную доктрину, но и для создания благоприятных возможностей, поиска перспективных областей для сотрудничества и взаимодействия в военной области с различными странами и обеспечения международной стратегической безопасности.

Если исходить из этого, то становится понятной необходимость участия военных экспертов в диалоге с НАТО. Так может начаться военное взаимодействие альянса с Министерством обороны России и Генеральным штабом российских Вооружённых Сил с целью разрядки напряжённости в их отношениях, демонтажа расположенных вблизи от российских границ и нацеленных на Россию военных баз НАТО, снижения количества развёрнутых там крупных воинских частей, возобновление практики взаимодействия по вопросам, связанным с программами военных маневров альянса. Такие программы, должны быть, по идее, направлены на поддержание высокого уровня боеготовности вооружённых сил стран-членов НАТО, укрепление их оборонного, а не наступательного потенциала. Блоку необходимо отказаться от практики вмешательства во внутренние дела соседних стран. Нет никакого сомнения в том, что Россия готова к диалогу именно в таком формате, исходя именно из вышеперечисленных принципов. Что же касается политики диктата, всякого рода рассуждений о пресловутой «угрозе», «опасности», «враждебных, наносящих ущерб Западу» действий России, то время подобного словоблудия давно прошло, да и никакого смысла эти рассуждения сейчас не имеют. Хотелось бы надеяться на то, что подобные «темы» не будут обсуждаться в ходе предстоящих переговоров Путина с Байденом.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил несколько дней назад, что «санкций против России уже 90: это порочный замкнутый круг, из него надо выходить. Санкции не позволяют добиваться каких-то целей».

Несмотря на существование общих интересов между Россией и европейскими странами, которые могли бы привести к развитию взаимовыгодного сотрудничества между ними в течение последних десятилетий, европейцы вместо того, чтобы вращаться по «замкнутому кругу», порождённому санкциями, по сути дела, наказывают прежде всего сами себя, вводя санкции против Белоруссии - соседа и союзника России, запрещая европейским авиакомпаниям использовать в полётах белорусское воздушное пространство. Представляют ли себе европейские партнеры, к чему может привести закрытие Россией (с её огромной территорией) своего воздушного пространства для самолётов гражданской авиации европейских стран?

Россия импортирует из Европы до 50% жизненно необходимых товаров. Если европейские производители прекратят экспорт своей продукции в Россию, это будет означать потерю многих рабочих мест в странах Старого Света. В этом случае Россия будет искать новых партнёров и обязательно найдёт их, как на собственной территории, так и в других странах, таких, например, как Китай, государства Латинской Америки и Ближнего Востока. Односторонние санкции, которые вводят против России европейские страны, будут иметь отрицательные последствия прежде всего для них самих. Эти шаги отразятся не только на политических элитах, которые руководят санкционной кампанией, но и на народах их стран. На улицу выйдут простые люди. Они будут протестовать против безработицы, массовых увольнений, закрытия предприятий и нехватки рабочих мест.

В России же знают, как избавиться от отрицательных последствий санкций для экономики страны. Сегодня в Москве изучают приглашения Байдена и Столтенберга к диалогу с целью снижения напряжённости в отношениях между Россией и Западом.

Заканчивая работу над этой статьей, я ознакомился с заявлениями Байдена, сделанными в ходе его выступления перед личным составом вооружённых сил США в Великобритании. Байден признал тот факт, что в мире не существует ни одного государства, способного разрешить существующие международные проблемы.

Наконец-то мы увидели какие-то признаки здравого смысла, - подумалось мне в этот момент.

Выступая перед американскими военнослужащими на базе Милденхолл, расположенной в английском графстве Саффолк, президент Байден заявил, что «мир изменился». По его словам, нынешняя ситуация «существенно отличается от той, которая существовала 10 лет назад». Глава американской администрации подчеркнул, что «нам необходимо вместе строить будущее, к которому мы все стремимся»

«Кто бы возражал!»

Байден также подтвердил, что Соединённые Штаты не будут впредь пытаться навязывать свою волю другим странами в строительстве такого «будущего». По его словам, это будет «будущее, в котором не должно быть места для принуждения других стран, контроля над ними со стороны более сильных государств. Такое будущее, считает Байден, априори предполагает наличие воздушного, морского, внешнего пространства, которое будет «свободным и доступным, и станет использоваться в общих интересах».

Байден особо отметил в своем выступлении, что международное сотрудничество требует «принятия согласованных многосторонних мер» для того, чтобы победить пандемию коронавируса, нейтрализовать «биологические угрозы» в будущем, подчеркнув также необходимость принятия всеми странами «амбициозных мер» для решения проблем, связанных с изменениями климата.

Так в чём же тогда заключаются разногласия между Россией и Соединёнными Штатами? Ведь эти «великолепные» слова, сказанные президентом Байденом, на 100% совпадают с теми целями, за достижение которых в течение нескольких последних десятилетий выступает российское руководство. Однако эти «великолепные» слова необходимо подкрепить заявлениями о конкретных шагах. о необходимости возрождения прежней роли ООН, роли, которую всячески пыталась маргинализировать предыдущая вашингтонская администрация, предлагая в качестве альтернативы «гегемонию Соединённых Штатов». Эти «великолепные» слова необходимо подкрепить отказом от угроз применения военной силы, и прежде всего, с использованием ядерных боеголовок, нацеленных на Россию.

Для того, чтобы слова не расходились с делами, президент США должен немедленно приказать Пентагону демонтировать 120 ракет, базирующихся в Европе и способных нести ядерные боеголовки, а также демонтировать пусковые установки этих ракет. Эти ракеты представляют собой непосредственную угрозу российской территории. Их подлётное время к Москве составляет всего 15 минут. Однако Россия настолько сильная в военном отношении держава, что сможет и защитить себя, и достойно ответить агрессору. Правда, последствия такого ответа будут печальными прежде всего для столиц тех стран, руководство которых вынашивает агрессивные планы в отношении России.

Так в чём же здесь «вина» Путина?

12 ноября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
Cообщество
«Посольский приказ»
5 ноября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x