«Что он сделал, кто он и откуда —
этот самый человечный человек?»
Владимир Маяковский
Владимир Ленин – почти мифологическая фигура. Неслучайно мы в детстве повторяли, как мантру: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!» и пели хором: «Ленин всегда живой, / Ленин всегда с тобой / В горе, в надежде и радости. / Ленин в твоей весне, / В каждом счастливом дне, / Ленин в тебе и во мне!» Советская традиция не являлась грубо-атеистической – из года в год созидалась некая религия Светлого Будущего, где Ульянов-Ленин был чем-то, вроде Спасителя. Русский народ нуждается в мечте и вере, а потому творил яркие легенды.
Миф о Ленине создавался с момента его смерти 21 января 1924 года, когда возникла сама идея увековечивания памяти вождя. Мавзолей – уникальное явление, до сих пор вызывающее споры: похоронить Ульянова как всех или оставить в качестве достопримечательности? Правильного ответа на этот вопрос нет ни у кого – чересчур сложно.
Забальзамированное «священное» тело, покоящееся в зиккурате – разве это похоже на атеизм? В 1920-х всерьёз рассуждали не только об омоложении и практическом бессмертии, но о грядущем воскрешении мёртвых, и Ленин должен был стать номером один в череде воскрешаемых.
Всё это была дерзкая утопия, но функционеры грезили о небывалых возможностях, открываемых Революцией. К излёту десятилетия красивую тему воскрешения закрыли, однако, Ленин остался в статусе «вечно живого», из медико-биологической плоскости перейдя в социокультурную. В каждое из десятилетий – в зависимости от политических веяний – образ Ильича трансформировался, иной раз до неузнаваемости.
В сталинскую эру Ленин рисовался деятельным творцом и великим гением, но при этом, его правой рукой всегда оставался Иосиф Сталин, без которого ничто не свершалось. В Оттепель и 1960-е годы замыслилась иная концепция – очеловечить вождя, приблизив его к народу - показывали его милые привычки, слабости, шутки-прибаутки. Он рисовался ярким любителем музыки и вкусной еды, что соответствовало действительности.
Вовсю цитировались слова Владимира Маяковского: «Что он сделал, кто он и откуда — этот самый человечный человек?» К тому же, много писали и дискутировали о возвращении к ленинским нормам, попранным в годы «кровавого сталинизма». Шла романтизация, эстетизация Гражданской войны, как некоего очищения.
В 1970-х – начале 1980-х Ленин не просто забронзовел – он окончательно превратился в икону, а столетие со дня его рождения отмечали с небывалой помпой. Перестройка внесла свои коррективы – вначале снова припомнили забытые ленинские нормы, а потом решили и вовсе закрыть проект под названием «Социализм», как нерентабельный. 1990-е прошли под знаком отрицания всех советских заслуг, а Ленина малевали, как немецкого шпиона, гада-сатаниста и разрушителя русской идентичности.
Когда общество под завязку насытилось демократиями, к Ленину вновь обратились – он предстал, как один из интереснейших теоретиков и философов, а ещё, как личность, изменившая мир в XX столетии. Нынче, когда этот персонаж не является ни идолом, ни пугалом, самое время рассмотреть его поближе.
В Государственном Историческом Музее проходит выставка с лаконичным названием «Ленин», где даны плакаты, фотографии, личные вещи, артефакты, связанные с именем вождя пролетариата. Нас встречает фотопортрет Ильича – узнаваемое лицо с невероятно умными глазами. Когда-то подобные изображения – парадные и личные – украшали многие издания, а сейчас это смотрится, как нечто… новое, неизведанное. Мы изучали биографию Ленина, но мало в неё вчитывались.
Большое видится на расстоянии – перед нами талантливейший вожак авантюрного склада. Бунты с юных лет, ссылки, побеги за рубеж, написание великолепных трудов, шалаш в Разливе, умение зажечь народные массы, роман с Инессой Арманд – Ленин был многолик и восхитителен. Вот – парик и кепка для конспирации, а заодно и документы на имя рабочего Иванова. Об этом надо писать приключенческий роман! Более того, Ленин отличался жизнелюбием и никогда не слыл тем аскетом, какового нам часто предлагали в качестве идеала.
На выставке есть его часы швейцарской фирмы Moser, считавшейся в Европе таким же синонимом качества, как и Breguet. На фотографии, сделанной 1 мая 1919 года, Ильич выступает настоящим денди – в шикарном пальто и костюме-тройке. В его привычках не было ничего буржуазного, ибо выходец из дворянской среды, Ленин имел вкусы этого класса. Всё должно быть скромно и дорого одновременно. Тому пример – реконструированный кабинет, где каждая вещь подобрана с тщанием эстета.
Часть экспозиции посвящена покушению 30 августа 1918 года, произошедшему на заводе Михельсона. Время - неспокойное (к слову, в январе того же года на Ленина уже покушались, но никаких выводов не сделали!) Ильич прибыл на митинг без охраны, сказал своё слово и после фразы «Умрём или победим!» двинулся к своей машине. К нему подошла некая женщина… Дальше – всё, как в триллере. Эсерка Фанни Каплан выстрелила из браунинга, сразу сдалась и была отвезена в ЧК на Лубянку. Этот инцидент по сию пору до конца не расследован – мы знаем только официальную версию.
На одной из выставочных витрин – пальто с тремя пулевыми отверстиями, а красным крестиком помечено самое опасное ранение, по итогам, стоившее Ленину здоровья и ранней смерти через шесть лет после тех роковых выстрелов. Также представлен тот самый браунинг М1900. А вот – картина Владимира Пчелина «Покушение на В.И. Ленина», написанная в 1926 году, когда уже вовсю начала разворачиваться Лениниана, то есть создание мифа. Полотно – пафосно, а Каплан выглядит, как злая ведьма.
На выставке много живописных изображений, созданных, как при жизни, так и после смерти Ленина. Вот – изысканно-импрессионистское творение Ильи Гринмана, ученика Ильи Репина и некогда известного портретиста. Был участником выставок, писал именитых людей – Фёдора Шаляпина, Максима Горького, Александра Бахрушина, своего ментора Илью Репина; открыто принял Революцию, но что-то пошло не так и художник уехал во Францию, был там весьма популярен, участвуя в Салонах. Погиб он в гитлеровском концлагере, во время оккупации, как «расово-чуждый элемент».
Но в 1923 году, когда Гринман был приглашён к самому председателю Совнаркома, ничто не предвещало трагической судьбы. Мы видим Ильича в его кабинете, на фоне вечерней Москвы; горит зелёная лампа; в помещении – полумгла. Ленин адски работал, практически не спал и беспрестанно вникал во все задачи молодой советской республики.
Поодаль – картина Владимира Пчелина «Ленин на заседании в 1917 году». Вещь создана уже в 1929-м, поэтому в центре внимания Иосиф Сталин – он больше других освещён и выделен, хотя, здесь присутствуют и Свердлов, Дзержинский, и Коллонтай, и вся большевистская элита.
Типичен холст «Ленин и Сталин подписывают Декларацию прав народов России», написанный в 1942 году – Сталин показан, как единственный и – …полновластный соратник вождя, равно как продолжатель его титанического дела. Примечательно, что Сталин явлен этакой молодой силой, приходящей на смену поколению «старых» борцов.
Какой же разговор о Ленине без тематических и агитационных плакатов? Тут и рисованные формы, и фотоколлажи, столь популярные в 1920-х годах. «Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией!» - как бы восклицает Ильич, герой динамичного плаката, где мы видим и алый цвет, и солнце, и союз рабочих с крестьянами. Плакат был создан к пятилетию Октября, и тогда всем уже было ясно – обратной дороги нет, и большевики взяли власть окончательно.
Особое внимание уделено плакатам художника Виктора Денисова, работавшего под псевдонимом «В. Дени». Выходец из небогатой дворянской семьи, Дени-Денисов не имел полноценного художественного образования, но, тем не менее, сумел пробиться в иллюстраторы. В 1910-х он сотрудничал с журналами «Будильник», «Рампа и жизнь», «Сатирикон», подвизался в ряде газет и делал шаржированные портреты знаменитостей.
После Революции - колесил по стране, заведовал художественной секцией Агитационно-просветительного отдела Приволжского военного комиссариата, затем вернулся в Москву, делал рисунки для «Окон РОСТа» вместе с Владимиром Маяковским. 1920-е годы – бум прессы, плакатного дела и книгопечатания, а дока-Денисов был нарасхват. Его карикатуры украшали «Крокодил», «Известия», «Красный перец» и «Советский экран».
Дени-Денисов – единственный мастер, нарисовавший шарж на Ленина. Плакат «Товарищ Ленин очищает землю от нечисти» полностью укладывается в рамки жанра. Ильич предстаёт добрым и смешливым, но последовательным – вооружившийся метлой, он выметает с планеты царей, попов и капиталистов. Все отрицательные персонажи – пузаты. В Советской России не любили толстых, считая упитанность признаком неги, тунеядства и барского времяпрепровождения. Среди экспонатов – ещё один знаковый плакат за подписью В. Дени - «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала», где рабочему предлагается чёткий выбор. И снова пролетарий подтянут и жилист, а капиталист – с лишним весом, во фраке да цилиндре. Таких надобно давить, не мешкая, - как бы говорит плакат.
Представлены и контрреволюционные плакаты, из которых наиболее выразителен рисунок неизвестного художника «В жертву Интернационала». Большевистские главари (а контра считала вождей именно главарями преступной группировки) отображены с ненавистью, но искусно и узнаваемо. Связанная Россия в кокошнике положена на алтарь идолища Карла Маркса, тогда как Ленин, Свердлов, Троцкий, Луначарский и прочие воздают «молитву» сему капищу-позорищу. На переднем плане – красноармейцы. Их лица корявы, уродливы, отталкивающи. Автор давал понять, в какую бездну, по мнению заказчиков плаката, летит страна. Россия же на всех парах устремлялась к блистающему, огневому грядущему.
Одна из проблем новой власти – тотальная электрификация, и поэтому целый раздел обращён к Плану ГОЭЛРО, инициатором коего и был Владимир Ленин. Надо сказать, что и до Революции имелось электричество, и вся Русь не влачила быт при керосинке да лучине, как любили говорить пропагандисты в 1920-х годах. Однако полноценного охвата в духе Америки не наблюдалось. Россия была не самой отсталой, но и не самой сильной в техническом отношении. Следовало догнать лучших – те же Соединённые Штаты! На одном из плакатов Ленин изображён, как творец идеи электрификации – алые знамёна, свет прожекторов, заводы и фабрики, марширующие колонны – такова реальность Страны Советов.
Оформление выставки – строгое и одновременно эффектное. Тёмно-серые стены и красные детали – подобное сочетание одно из самых интересных в дизайне. В целом проект – удачен. Он повествует о человеке, его эпохе, а по итогам получается вывод: перед нами Человек-Эпоха, как бы к нему не относиться.