"No comment" (Россия, 2015, режиссёр — Артем Темников, в ролях — Александр Новин, Леонард Проксауф, Дмитрий Журавлев, Евгений Орехов)
Томас (Леонард Проксауф) — молодой немецкий студент, сын зажиточного аптекаря — покупает в магазине видеокамеру, чтобы снимать правду о своей жизни. А жизнь у парня не сахар. Равнодушный европейский городок. Маленькая комната, как единственное убежище от мира. Плакат Джима Моррисона на стене. Властолюбивый отец, непонимающая мать. Девушки смеются, а более уверенные в себе сверстники бьют Томаса в переулках, унижая его и без того расшатанное достоинство. Но однажды юноша встречает на улице молодую прекрасную турчанку. Ее опекун ведет курсы по исламу и толкует Коран мигрантам. Именно там, под воздействием "справедливых" турецких речей, Томас начинает ощущать себя мужчиной. Он находит тепло, на которое уже не смел и надеяться. Школьных врагов — примоднявых германских гопников — "ставят на место" доброжелательные сокурсники — бородатые и правоверные. Круг сужается. Но для того, чтобы быть рядом с любимой девушкой, Томас должен сделать нелегкий выбор — принять ислам и уехать в Чечню "помогать братьям". Парень сжигает свой фотоархив и под именем Хамза, вооруженный видеокамерой, отправляется воевать. Первая пролитая им кровь заставляет немца задуматься над происходящим. Он понимает, что совершил большую ошибку. И, возможно, непоправимую.
Параллельно мы видим русский спецназ, воюющий в Чечне. Под конец войны, во вверенной ему местности, в горах скрываются диверсионные отряды. Из местного населения там от силы пара человек, тогда как основу боевиков составляют приехавшие из разных стран наемники. Капитан Алексей Басаргин (Александр Новин) — простой русский парень и отличный семьянин, снимает жизнь своих сослуживцев на видео и собирается в отпуск. Но его планы нарушает вылазка ваххабитов. Среди них — новоиспеченный мусульманин Хамза. Их пути закономерно пересекаются.
Бывает трудно, а порой и невозможно отказаться режиссеру от опыта своих предыдущих работ. Вот и творческое прошлое документалиста-телевизионщика Артема Темникова ("Поезд Москва — Грозный", "Спецназ ГРУ.Волкодавы") является отправной точкой в возможной оценке его дебютной художественной ленты. "Оставьте меня — я живой! С вами говорит Телевизор" — именно так: из телефильмов Темникова пришла в эту картину его авторская манера и творческие наработки. Определенная отстраненность, привычная для плоской картинки, спроецированной "домашним кинотеатром". Попытка пробиться к чувствам зрителя в домашних тапочках, взирающего из своего комфортного "homesweethome", на ужасы и катастрофы нашего мира, который где-то далеко, и взрывная волна бурлящих событий авось и не достанет до уютного мирка обывателя. Темников использовал в сценарии реальные диалоги спецназовцев и боевиков, в свое время получив доступ к видеоархивам Второй чеченской. Иногда картинка даже слишком реалистична в своей повседневности. И ловушка в таком подходе — "двухмерность" телевселенной, через которую необходимо пробиться режиссеру. И, в данном случае это, к сожалению, удается не всегда.
Не хотелось бы сравнивать "No comment" с другими фильмами подобной тематики. Но все равно придется. Слишком много аллюзий и воспоминаний порождает эта картина. За полтора с лишним часа просмотра приходят на память и "Служили два товарища" Евгения Карелова, и "Афганский излом" Владимира Бортко, и даже "Убойная сила. Предел прочности". Но главные аллюзии возникают с "Блокпостом" Александра Рогожкина и с возможно лучшим фильмом о Чечне — "Войной" Алексея Балабанова.
Темникову нелегко конкурировать со столь значительными для отечественного кино картинами. Особенно с Балабановым, на поле которого отсутствуют и долго еще не будет конкурентно способных игроков. Но некоторые сюжетные линии "Войны", сознательно или нет, повторяются в новой картине Темникова. Тут и иностранец, оказавшийся в воюющей Чечне, и фрагментарное "мокьюментори", и самое главное — образ капитана Басаргина. Это же почти тот самый капитан Медведев, сыгранный Сергеем Бодровым-младшим, но — с поправкой на новое время. Все-таки Балабанов описывал события и атмосферу Первой чеченской, а Темников обращается к более позднему периоду этой трагичной главы из современной истории России. Да и задачи перед режиссерами стояли разные. И Темников, несмотря на определенные огрехи, со своей задачей справляется. "No comment" — это фильм-предупреждение с метафоричным финалом. Это кино, которое будет понятно любому зрителю, поскольку главным в нем является антимилитаристский посыл. По сути, это даже не военная, а человеческая драма — жанр, который всегда найдет своего зрителя. Что же касается окружающей нас картины мира, то из всех — абсолютно всех — киногероев последних десятилетий, наиболее точно, жестко и хладнокровно наше настоящее и возможное будущее предсказал полупарализованный капитан Медведев из фильма Балабанова: "Расслабляться не надо. Война идет".