Бюджет на 2025 год, который будет принят британскими лейбористами, выдаёт умеренную индексацию (3%) вслед за инфляцией за якобы реальный рост расходов на врачей и учителей. Как процент ВВП расходы сохраняются ровно на прежнем уровне, 45,3% ВВП, а налоги возрастают с 40,8% до 41,7% ВВП. Также в бюджете сокращаются инвестиции, чтобы повысить зарплаты бюджетникам, и это, как ожидается лейбористами, ускорит рост ВВП на 1,2% в следующем году. Такой рост позволит удержать госдолг на уровне менее 100% ВВП, немного уменьшить дефицит в процентах от ВВП (с 4,5% до 3,6%), но не позволит сократить ежегодные дополнительные заимствования (около 88 млрд фунтов стерлингов) и сам госдолг в номинале (2,8 трлн фунтов). На словах внушительно (а в фискальном эффекте — немного) повышаются налоги на богатых и усиливается борьба с уклонением от них, но при этом существенно увеличиваются социальные взносы работодателей с зарплаты обычных британцев.
В конце октября в британский парламент внесён бюджет на 2025 год. Лейбористы уверенно победили на парламентских выборах в сентябре, пришли к власти после 14 лет правления консерваторов и в ходе выборов обещали серьёзные изменения. Резолютивная часть бюджета и речь руководителя казначейства, кажется, подтверждают эти изменения. В самих объёмных бюджетных материалах и потоке комментариев в СМИ содержатся достаточно интересные новации, однако обобщение этих новаций в цифрах невольно наводит на известное выражение "гора родила мышь". Привычная гражданам структура доходов и расходов по основным статьям (две диаграммы) помещена в самый конец почти двухсотстраничного документа, и это неслучайно.
Партия консерваторов руководила Британией с мая 2010 года чуть более 14 лет, сначала списывая все проблемы на предшественников-лейбористов, затем тасуя премьеров и обещая избирателям улучшения. До того лейбористы руководили Британией также 14 лет, сначала с премьером Тони Блэром (1997–2007) и затем с Гордоном Брауном (2007–2010). Тогда лейбористы успешно прошли кризис и рецессию 2001 года, удерживали при Блэре государственный долг на недостижимом ныне уровне 43% ВВП, но затем при Брауне нарастили его почти до 75% ВВП за пару лет после Глобального финансового кризиса 2008 года, в основном ради спасения крупных банков. Хотя надо отметить, что Блэру столь низкий государственный долг достался ещё от Джона Мейджора, руководившего правительством консерваторов в 1990–1997 годах, а до того занимавшего должности министров при Маргарет Тэтчер.
Британия прошлых десятилетий интересна ответственной бюджетной политикой и небольшим государственным долгом, который колебался в диапазоне 30–45% ВВП в 1980-е, 1990-е и 2000-е годы. Затем Глобальный финансовый кризис 2008 года, антикризисная помощь банкам и предотвращение спада экономики взвинтили долг до 85% ВВП к 2012 году, а ковид поднял его до 105% ВВП. На конец 2023 года госдолг — чуть меньше 100% ВВП с учётом постковидного восстановления экономики и если считать его за вычетом финансовых активов, но 142% ВВП без их вычета. В финансовых активах правительства — в основном американские государственные облигации с их ещё большей долговой пирамидой, а также акции ряда банков с историей проблем 2008 года.
Ещё британский бюджет интересен высокой степенью централизации средств на уровне правительства и малой долей бюджетного "пирога" местным органам власти (соотношение примерно 85% к 15%). Правительство также включает в утверждаемый бюджет пенсионные и медицинские расходы. В России они вынесены в отдельные внебюджетные фонды, а в США — в основном в негосударственные фонды. Совокупно правительство Британии перераспределяет 45% ВВП, и эта величина — крупнейшая среди стран "Большой двадцатки" именно на верхнем уровне властной вертикали. В США бюджетный сектор около 35% ВВП, из которого через федеральный уровень проходит примерно 18–20%. В России подобные цифры близки к американским.
Основные статьи расходов показывают, что британский бюджет в основном социальный, а милитаризм в устах британских политиков не имеет существенной материальной основы. Расходы на пенсии и пособия составляют 379 млрд фунтов, медицину — 277 млрд фунтов, образование — 146 млрд фунтов. Четвёртые по величине — процентные расходы — 126 млрд фунтов и только на пятом месте оборонные 83 млрд фунтов, которые в 4,5 раза меньше пенсий и пособий и в полтора раза меньше процентных расходов. Затем идут расходы на транспорт — 66 млрд фунтов, правопорядок — 55 млрд фунтов, поддержку экономики (промышленность и сельское хозяйство) — 51 млрд фунтов, на государственные социальные услуги — ещё 51 млрд фунтов, жильё и ЖКХ — 44 млрд фунтов, а также ряд прочих статей.
Выражением бюджетной политики, очевидно, является бюджетный дефицит. Этот дефицит составит 3,6% ВВП в 2025 году (доходы 41,7% и расходы 45,3% ВВП), немного меньше по сравнению с 4,5% ВВП дефицита этого года (40,8% и 45,3% соответственно). Объём государственных заимствований именно на финансирование дефицита возрастает с 87 млрд фунтов в 2024 году до 106 млрд фунтов в следующем году, с возвратом в 2026 году к уровню 2024 года. Хотя непонятно, почему сокращение дефицита почти на процент ВВП всё равно требует сохранения объёма заимствований на прежнем уровне.
Не все новые заимствования связаны с первичным дефицитом, поскольку часть идёт на погашение основной суммы и процентов по ранее выпущенным облигациям, которые в первичный дефицит не включаются. Первичный дефицит в основном считают методом начислений, относя в доходы и расходы сообразно месяцам именно их начисления, а не фактической выплаты, например, несколькими днями или даже месяцами после отчётного месяца или года. На погашения прежних выпусков гособлигаций требуется 140 млрд фунтов, а дефицит кассовым методом составляет 165 млрд фунтов (на 59 млрд больше метода начислений). Суммарно эти компоненты формируют показатель "потребность в финансировании", который составляет около 300 млрд фунтов, уже в три раза больше первичного дефицита. Чтобы не пугать значением этого показателя, он рассматривается почти в конце бюджетного документа объёмом 175 страниц, а в его начале обсуждается лишь первичный дефицит.
Основной бюджетной новацией лейбористов заявляется рост совокупных расходов на 3,3% в ближайшие два года, и это на фоне высочайшего государственного долга и попыток экономии денег предыдущими правительствами консерваторов. В денежном выражении прирост расходов составит почти 50 млрд фунтов в 2025 году и 83 млрд фунтов в 2026 году, при совокупных бюджетных расходах 1,28–1,34 трлн фунтов в эти годы. Подаётся рост бюджетных расходов как стимул экономике, номинальные размеры которой возрастут и позволят удержать соотношение госдолга к ВВП, даже несмотря на скачок бюджетного дефицита и долга в номинале.
Следует особо акцентировать внимание на используемое лейбористами понятие реального роста расходов, за которым на самом деле скрывается банальная инфляция 2024 года в размере 4%. Британская официальная инфляция за 2022-й и 2023 годы суммарно составила порядка 15%, продовольственная — 19%, и уже тогда были значительные индексации зарплат бюджетникам примерно на официальную инфляцию. В подтверждение гипотезы инфляционного роста расходов можно сослаться на тот факт, что расходы как процент ВВП в этом и следующем году останутся на одинаковом уровне — 45,3%. Лейбористы пытаются представить своим достижением якобы реальный рост расходов, но этот рост всё ещё не дотягивает даже до официальной инфляции.
Указанный рост расходов в основном обеспечивают две статьи: расходы на медицину, которые возрастут на 22 млрд фунтов (общий размер этих расходов вырастет до 277 млрд фунтов), и проценты по госдолгу — на 15 млрд фунтов (до 126 млрд фунтов). Британская система здравоохранения в основном государственная и бюджетная, до Брекзита сильно зависимая от младшего медицинского персонала из мигрантов, ранее — гордость, а теперь — самая критикуемая. Процентные расходы растут из-за общего высокого уровня долга и особенно высоких процентных ставок в последние годы, точнее, из-за постепенного замещения ранее выпущенных облигаций под низкие ставки на новые — под высокие.
На улучшение системы образования дополнительно выделяется 4 млрд фунтов, в том числе на дополнительный наём школьных учителей — 2,3 млрд фунтов и 1,4 млрд фунтов на ремонт школ. Расходы на программу доступного жилья вырастут на 3,1 млрд фунтов. На ремонт автодорог дополнительно выделяется аж 0,5 млрд фунтов и это "достижение" выносится в речь руководителя казначейства в парламенте с упоминанием устранения целого миллиона выбоин в год. До миллиарда фунтов выделяется на несколько проектов в сфере железнодорожного транспорта, в том числе на два малых участка ускоренного сообщения между Манчестером и Лондоном. Всё это порядка процента от объёма расходов по соответствующим статьям, даже меньше декларируемого общего роста расходов на 3,3%, который в основном уходит на медицину и процентные выплаты.
Бюджет также предусматривает сокращение инвестиций в государственные услуги на 44–48 млрд фунтов в ближайшие два года и примерно по столько же на среднесрочную перспективу. Объясняется это якобы бюджетной "дырой" на 22 млрд фунтов, которую допустили консерваторы, когда утверждённые государственные контракты и расходы не догоняли реальных цен. Хотя не объясняется, как дыра размером 22 млрд в текущем году удваивается, раз в следующем требуется уже 44 млрд фунтов. Ещё в начале документа и в тексте речи руководителя казначейства в парламенте указан рост инвестиций на 13 млрд фунтов, в основном как двойной счёт роста указанных выше растущих расходов. То есть из одних инвестиционных проектов деньги изымаются, и треть изъятого перераспределяется на ремонт клиник и школ, а также выбоин на дорогах. Только стараются не акцентировать задумку больше изъять, чем перераспределить.
Макроэкономическое объяснение бюджетной политики заключается в необходимости сокращения бюджетных инвестиций и росте зарплат бюджетников. Такой манёвр на предстоящий год оценён в 1,7% ВВП, и этот манёвр позволит увеличить рост ВВП с 0,2% в этом году до 1,4% в следующем. Вроде (в теории) именно инвестиции, а не текущее потребление, больше содействуют экономическому росту, но не в этом бюджете. Настоящие бюджетные инвестиции — это в том числе зарплаты строительных и промышленных рабочих и управленцев, которые создают долгосрочные активы, но аналитики британского казначейства считают, что мультипликативный эффект от роста зарплат врачам и учителям больше, чем от зарплат рабочим. На это ещё большой вопрос, кто тратит больше зарплаты на произведённое в Британии: врачи и учителя или рабочие и управленцы строительства и промышленности?
Во время последних выборов лейбористы обещали не повышать налоги на обычных граждан и сосредоточиться на богатых, но это обещание "выполняется" очень казуистично.
Увеличивается ставка подоходного налога в части прироста капитала и наследства, а это переоценка владения акциями и недвижимостью, с минимальным порогом около 350 тыс. фунтов в год рыночной стоимости, то есть в основном богатых. Налог на прирост капитала повышается с 10% до 18% по нижней ставке и с 20% до 24% по верхней, но при этом всё равно не дотягивает до шкалы подоходного налога в части трудового дохода от 20% до 45%. Фискальный эффект такого обложения богатых составит 1,4 млрд фунтов в следующем году при общем сборе подоходного налога 329 млрд фунтов.
Увеличивается и ставка социальных взносов с работодателей на 1,2% (до 15%). Формально такой взнос платят предприятия, и повышение не затрагивает обычный рабочий люд, но базой начисления является зарплата, и работодатели постараются частично переложить это либо в заморозку зарплат, либо в рост потребительских цен. Дополнительные поступления в бюджет (фискальный эффект) составят 24 млрд фунтов при поступлениях 199 млрд фунтов, в 17 раз больше дополнительных поступлений от прироста капитала богатых.
Вот вам и выполнение предвыборных обещаний не трогать налоги обычных людей и увеличить налоги на богатых.
Повышается ставка налога на прибыль энергетического сектора с 35% до 38% при стандартной ставке налога на прибыль 25%, сокращаются инвестиционные вычеты. Собственная добыча нефти и газа на шельфе Северного моря покрывает меньше четверти потребления энергоресурсов. Тарифы на электричество и отопление были удвоены на фоне украинского конфликта и скачка мировых цен на нефть и газ, но затем символически снижены на фоне нормализации мировых цен в 2023 году. Фискальный эффект составит всего 0,47 млрд фунтов.
В качестве заботы об обычных гражданах в бюджете декларируется удержание цены одной поездки на городском автобусе на уровне 3 фунтов (примерно 380 руб.) ценой продолжения выделения бюджетных субсидий на 1 млрд фунтов, продление на следующий зимний период субсидий бедным на отопление на 1,4 млрд фунтов.
Ещё одной заметной налоговой новацией из предвыборных обещаний лейбористов является введение НДС 20% вместо нулевого на услуги частных школ, тех, что в основном для детей богатых родителей, с фискальным эффектом 1,5 млрд фунтов, на фоне расходов на государственное образование — 146 млрд фунтов.
Фактическая ставка налога на прибыль в розничной торговле и сфере услуг сокращается на 40% в 2026 году, а пока, в 2025 году, — за счёт увеличения необлагаемого минимума до 110 тыс. фунтов. Это "алаверды" поддержке малого бизнеса как второй основы британской экономики (первая — крупный финансово-банковский сектор). Однако бюджет недополучит всего 1,7 млрд фунтов на предстоящий год, и почему-то эти налоговые послабления — никак не для малого бизнеса в более фундаментальных промышленности, строительстве или транспорте.
Из других небольших налоговых изменений полезно упомянуть повышение таможенных пошлин на автомобили на 0,4 млрд фунтов, сборов с авиапассажиров на 0,5 млрд фунтов в 2026 году, акцизов на табак и вейпы с индексацией на 2% выше инфляции на 0,1 млрд фунтов, на сладкую газировку на 0,04 млрд фунтов. Из курьёза: предложено сократить акциз на разливное пиво в пабах на целый 1 пенс или 1,7% розничной цены пинты (чуть меньше половины литра), после снижения этого акциза на 5 пенсов в 2022 году.
Декларируется повышение собираемости налогов: на 6,5 млрд фунтов в речи руководителя казначейства (скорее всего, за несколько лет) и на 1,4 млрд фунтов в приложении к бюджету с оценкой каждой новации (за год). Это очень немного при всех поступлениях налогов в 1,2 трлн фунтов. Больше половины столь скромного прироста поступлений планируется осуществить за счёт ускорения взыскания просроченных налогов. Увеличивается процентная ставка на просроченные налоги, пока без объяснения, на сколько именно в процентах, с фискальным эффектом 0,36 млрд фунтов. Налоговая служба наймёт 1,8 тыс. сотрудников в ближайший год и до 5 тыс. в следующие годы, в дополнение к 66 тыс. имеющихся, усилит цифровизацию декларирования и самообслуживание налогоплательщиков. Также сообщается о закрытии "дыр" при использовании корпоративных автомобилей в личных целях и выплате крупных зарплат через рекрутинговые услуги, без объяснения деталей.
Суммарно налоги возрастут на 63 млрд фунтов в 2025 году и на 70 млрд фунтов в 2026 году при общих поступлениях масштаба 1,2 трлн фунтов, казалось бы, более чем на 5%. Однако инфляция "съест" большую часть этих поступлений, и с поправкой на инфляцию рост составит всего 1% ВВП при общих сборах 36,4–37,4% ВВП в 2024-м и 2025 годах.
Ещё немного интересного: в перспективе 2027-го и последующих годов правительство попытается сэкономить 0,3–0,6 млрд фунтов на пенсионных и социальных выплатах за счёт найма дополнительных 3 тыс. сотрудников Департамента работы и пенсий по проверкам нарушений и ошибок.
Интересна также биография канцлера казначейства Рэйчел Ривз: известнейшие вузы и минимум практического опыта руководящей работы. Она окончила Оксфордский университет и Лондонскую школу экономики, в первой половине 2000-х несколько лет проработала в Банке Англии, затем с 2006 года ещё пару лет в одном из крупнейших британских коммерческих банков HBOS. В 2010 году после нескольких попыток она была избрана в Палату общин, где буквально за год стала теневым руководителем казначейства.
Почему лейбористы выбрали в качестве руководителя казначейства человека вообще без опыта работы в бюджетной сфере — остаётся вопросом. Её биография умалчивает, чем конкретно она занималась в двух банках, почему она перешла на работу из спокойного Банка Англии в ставший крупной проблемой в 2008 году HBOS, а также как избралась в парламент в возрасте чуть больше 30 лет без реальных достижений в работе.
В любом случае, ожидать от лейбористов глубоких изменений бюджетной политики не приходится. Слишком конкурентная политическая среда с частыми досрочными выборами побуждает много обещать и мало что успевать делать.
Автор — доктор экономических наук, профессор кафедры Общественных финансов Финансового университета
Фото: на улицах Лондона...