Сербского президента Александра Вучича терзают противоречия. Он на параде Победы в Москве приветствует стройные ряды своих офицеров, прижимая кулак к сердцу и наверняка вспоминая в этот момент югославских партизан, возглавляемых Тито. Вучич же, как нерадивый студент перед суровой экзаменационной комиссией, сидит в кабинете американского президента, и, кажется, поборники демократии напоминают огромному, ссутулившемуся славянину о трагической судьбе Милошевича. После Генассамблеи ООН Вучич благодарит Россию, не признавшую геноцида в Сребренице, и словно повторяет давнюю поговорку своего народа: «На небе - Бог, на земле - Россия». И вот совсем недавно Вучич подтверждает, что за два года Специальной военной операции Сербия продала странам НАТО боеприпасов более чем на 800 миллионов евро и готова увеличить поставки.
Это вооружение достаётся теперь Украине. И все разговоры Вучича по поводу заботы о сербской экономике, по поводу контрактных обязательств перед Испанией, Чехией, США и прочими НАТОвцами, разговоры о том, что поставщик не несёт ответственности за направления параллельного экспорта – от лукавого. Какой может быть параллельный экспорт, когда НАТО уже без прежней ретуши включилась в противостояние с Россией на фронтах СВО, когда НАТОвские снаряды обрушиваются на наших мирных граждан? В таких обстоятельствах экспорт уже не параллельный, а самый что ни на есть прямой.
«Ничего личного, только бизнес» - с каким-то американским цинизмом даёт понять Вучич. И кому даёт понять? России, которая на памяти нынешнего поколения сделала «разворот над Атлантикой» и Приштинский бросок. Которая в непростую для самой себя пору 90-х отправляла добровольцев на помощь славянским братьям, не говоря уже о русских добровольцах XIX века, которые отвоевали для сербов независимость, одолев вместе с ними османское иго.
Невозможно остаться безгрешным, идя на «совет нечестивых». Невозможно сохранить первородство, приняв миску с чечевичной похлёбкой. И сербы, в отличие от своего президента, это понимают.
Понимают, когда на матче между Хорватией и Албанией на Евро-2024 с трибун раздаётся: «Убей серба!». Сербы дорожат славянским первородством, когда на спортивных соревнованиях переворачивают свои флаги, показывая всему миру, что умалить Россию, вытеснить её из бытия невозможно.
Сотни сербов с 2014 года воевали добровольцами за Новороссию. Сотни сербов воют сегодня на фронтах СВО. Поэтому бессмысленно обсуждать, какое именно оружие с согласия Вучича поставляется нашим противникам, каково количество и качество этого оружия и какую роль оно способно сыграть в нынешнем противостоянии. Что бы Вучич ни производил и ни поставлял, он производит и поставляет бумеранги: оружие, которое в итоге обратится против сербов, которое уже поражает самого Вучича как политика и как национального лидера.
Сербскому президенту не стоит самообманываться. Не стоит превращать свою страну в мозоль, натёртую между Россией и Западом. Один бывший славянский президент тоже пытался гоняться за двумя зайцами и сосать двух маток, говоря «будемо петляты». Кажется, его фамилия Янукович. У России есть опыт спасения наивных президентов. Но Россия не всегда в силах отвести от края пропасти страны, брошенные такими просчитавшимися президентами.
Человеческого мужества, политической дальновидности, исторической памятливости Александру Вучичу!