21 июня в Москве стартует 34-й Московский международный кинофестиваль, который, вопреки всему, обещает нам немало сюрпризов.
Так повелось — в последние годы существования ММКФ любителям кино приходилось довольствоваться ретроспективами творчества именитых режиссёров. И редкими вкраплениями истинного кино в потоке типично фестивального шлака. Но в этом году ситуация явно перестаёт быть томной. И для того, чтобы зритель смог приобнять максимальный объём всех прелестей конкурсных и внеконкурсных программ, ему придётся основательно побегать.
В жюри Основного конкурса на этот раз вошли бразильский режиссёр Эктор Бабенко, киномагнат и мастер на все руки Жан-Марк Барр, автор не столь давно шумевшего "Дзифта" Явор Гырдеев, итальянская актриса Адриана Кьеза ди Пальма и наш соотечественник Сергей Лобан, почивающий на лаврах "Пыли" и "Шапито-шоу", вызвавших восторг у высоколобых, но недалёких.
Данью же уважения замечательному гостю "из страны, где много диких обезьян", стал показ его избранных фильмов — на большом экране можно будет увидеть следующие ленты Бабенко: "Карандиру", "Пишоте: Закон самого слабого", "Поцелуй женщины-паука", "Прошлое" и даже "Чертополох" — гимн всех отщепенцев и пьяниц искажённого мира. Откроется же фестиваль фильмом Романа Прыгунова "ДухLess", снятым по мотивам одноименного романа Сергея Минаева.
Конкурсная программа в этом году включает в себя целых два отечественных фильма. "Последнюю сказку Риты" Ренаты Литвиновой — замысловатую психологическую драму о смерти. В стиле Жана Кокто, но с Татьяной Друбич вместо Марии Казарес. И историческую ленту "Орда" Андрея Прошкина, повествующую о том, как в 1357-м году митрополит Московский Алексий-чудотворец отправляется в татаро-монгольскую ставку, чтобы излечить мать хана Джанибека от слепоты. Есть ещё и совместный латвийско-российский фильм Евгения Пашкевича "Гольфстрим под айсбергом", посвящённый путешествиям во времени, которое изобретательно осуществляет первая жена Адама, демоническая Лилит.
Всего в основном конкурсе будет представлено 16 картин. Среди них — мексиканский детектив "Срок годности" Кении Маркес. И польский антикоммунистический памфлет "80 миллионов" Вальдемара Кшистека — без этого поджанра в последнее время и фест — не манифест.
А также итальянская фантасмагория "Присутствие великолепия" пришлого Ферзана Озпетека, социальная драма "Одинокий остров" Пеэтера Сима (Эстония, Беларусь, Латвия), финская меланхолия "Голая бухта" Аку Лоухимиеса и новая работа Иштвана Сабо "Дверь", снятая по одноименному роману Магды — простите за тавтологию — Сабо. Но зато с Хелен Миррен в главной роли.
Особый интерес в самый разгар чемпионата Европы по футболу у зрителей может вызвать фильм "Все копы — ублюдки" Стефано Соллимы, созданный под впечатлением одноимённой книги Карло Бонини. Слоган A.C.A.B., который проще всего перевести на русский язык как "Все копы — ублюдки" был впервые введён в употребление английскими скинхедами ещё во времена панк-рока. В основе сюжета фильма лежит история трёх полицейских, которые погружены в ежедневное насилие и произвол, творимые в основном группировками ультрас. Как копы при этом выживают, можно будет увидеть своими глазами, посетив показ.
Также в конкурсную программу вошли "Отбросы" Тинджи Кришнан, "Взрослея вместе с ветром" Рахбара Ганбари, "Апостол" Фернандо Кортисо, "Вишенка на гранатовом дереве" Ченя Ли и "Людоед-вегетарианец" Бранко Шмидта.
В конкурсе "Перспективы", которым нынче заведует режиссёр Марина Разбежкина, будет показан ряд любопытных фильмов. Из которых на первый взгляд выделяются альманах "Четвертое измерение" Яна Квенсиньски, Алексея Федорченко и садиста-вундеркинда Хармони Корина, немецкий черно-белый нуар "Доктор Кетель" — хорошо хоть не Кейтель! — истинного арийца Линоса де Паули и "170 герц" Йоста Ван Гинкеля из аутичных в этом сезоне Нидерландов.
Теперь об обязательных ретроспективах. Киноманам со стажем повезёт увидеть на большом экране редкие фильмы Эрнста Любича — например, "Горную кошку" (1921) с Полой Негри. И эстетские картины гонконгского кинорежиссера Юнь-Фаня, автора нашумевших "Разноцветных бутонов". Но главный сюрприз — это "Золотая коллекция", посвящённая 100-летию голливудской кинокомпании UNIVERSAL, где будут показаны поздние ленты Альфреда Хичкока ("Топаз", "Разорванный занавес" и "Птицы"), ранние фильмы Джорджа Лукаса ("Американские граффити", 1973) и Стивена Спилберга ("Шугарлендский экспресс, 1974), мегаломанский "Охотник на оленей" Майкла Чимино и многое другое. Те, кто провёл свое детство в летаргическом сне, в кои-то веки увидят на большом экране и кубриковского "Спартака".