Сообщество «Посольский приказ» 17:23 29 декабря 2020

Борис до конца

соглашение на невыгодных условиях стало настоящим подарком после того, как Британии указали на будущее без соглашения вообще

В последние дни уходящего года центром притяжения всеобщего политического внимания стала Британия. Спустя неделю после введения самого сурового на Западе локдауна (эксперты сравнивают его с тем, что был введён в Ухане в начале года) стало ясно, что не так-то, в сущности, страшен чёрт, как его малюют. Да, существование нового коронавируса оказалось подтверждено, да, в Британии он повсюду, и да, он вырвался за пределы вотчины Виндзоров. Но первоначальные сведения о смертельной опасности вируса, названного "ВУИ", похоже, оказались преувеличены голодными до хайпа журналистами и блогерами, а всеевропейский бойкот имел пресловутый VUI лишь предлогом для прекращения авиасообщения. Итогом же бойкота и целой недели жёсткого давления на Британию со стороны континента стало соглашение о торговле и сотрудничестве, заключённое вечером 24 декабря. Подписание соглашения ставит точку в четырёхлетней эпопее брекзита, порядком утомившей даже британскую прессу, обычно готовую вечно обсасывать одни и те же темы.

Если смотреть на условия, то соглашение нельзя назвать рождественским подарком ни для одной из сторон — оно парадоксальным образом оказывается невыгодным для всех. Точный текст соглашения не публиковался несколько дней после его заключения, но по реакции британских политиков было очевидно, что в любой другой момент премьера, попытавшегося продать подобный вариант разрыва с ЕС, просто сожрали бы парламентарии и пресса. Но Джонсон идеально прочувствовал момент, когда Британия оказалась на грани коронавирусного отчаяния, и потряс кипой бумаг с соглашением (это не фигура речи, он действительно тряс ею на камеру), преподнеся это как избавление, как рождественский подарок измученной стране. Соглашение на невыгодных условиях стало настоящим подарком после того, как Британии указали на будущее без соглашения вообще, — именно поэтому успех переговоров Джонсона и фон дер Ляйен был так положительно воспринят британцами.

Но есть один нюанс. Предполагается, что документ начнёт действовать 1 января. Это значит, что Лондон с Брюсселем тянули до последнего и договорились лишь за неделю до вступления договора в силу. Благодарным же гражданам предлагается решать все важные вопросы — получение разрешений на работу в Соединённом Королевстве, продление виз, улаживание деловых формальностей с государством — в оставшиеся до Нового года дни. Безумной спешке и хаосу, возникающему из-за новых юридических обстоятельств, добавляет особой остроты эпидемия COVID-19, жертвами которой с начала месяца ежедневно становятся 500600 британцев. Тем не менее газетчики, чьё слово в Британии имеет особый вес, счастливы. Газета Daily Mail назвала происходящее Merry Brexmas, а таблоид The Sun вообще разместил на первой полосе коллаж Джонсона в образе Санта-Клауса.

Даже лейбористские газеты одобряют действия премьера-консерватора и цитируют нового лидера оппозиции сэра Кира Стармера. Тот сдержанно похвалил соглашение, сказав, что худой мир лучше доброй войны, но отметил, правда, что, будь он премьером, справился бы куда лучше. Одобрили Джонсона и в его партии. Это может казаться очевидным, но стоит вспомнить, что многочисленные попытки Терезы Мэй добиться соглашения с ЕС были задушены во многом именно её соратниками, не всегда имевшими ясный план действий касательно брекзита, но готовых критиковать все инициативы премьера. Что куда важнее, Джонсон получил благословение даже крайних правых, в том числе самого Найджела Фараджа, считавшего, что с Брюсселем нужно рвать куда более радикально. Фарадж, прославившийся агитацией за референдум в 2016 году, в последнее время часто упрекал консерваторов, что те сдали брекзит врагам Британии и проигнорировали волю народа во имя добрых отношений с Евросоюзом и лейбористами. Все эти упрёки оказались забыты. Фактически вся британская политика, исключая лишь самых маргинальных левых и правых, оказалась объединена вокруг самой провокационной и противоречивой фигуры британской истории со времён Кэллагана и Тэтчер.

Полный текст соглашения стал известен лишь днём 26 декабря. 1246 страниц регулировали максимально возможное число противоречий и конфликтов, которые неизбежно должны возникнуть между Брюсселем и Лондоном. Вопросы сухопутной границы Ирландии и Северной Ирландии, квоты на ловлю рыбы у берегов Британии, расчленение некогда единого аппарата осуществления санкций — всё это подробно излагалось в кипе бумаг, которой Джонсон триумфально тряс на камеру. Автор канала Westminster описывает это так: "Борис Джонсон может открывать шампанское. Меньше чем за сутки премьер-министру удалось продавить брекзит-план. Все те силы, что торпедировали попытки Терезы Мэй достичь компромисса, на этот раз отказались от критики. Утром главные правые таблоиды единым фронтом одобрили ожидаемую сделку и спешно назначили Бориса спасителем Рождества".

Канал "Толкователь" пишет: "Стоило Европе поднажать на Британию, поместив её на пару дней в изоляцию и показав, что будет с островом в случае его несговорчивости, как Джонсон и консерваторы тут же прекратили хулиганить. Пишут, что ЕС и Англия быстренько заключили договор о свободной торговле — то, чего не могли сделать больше года".

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x