Авторский блог Нина Протасова 00:10 6 марта 2024

Борьба и единство

о двуглавых орлах Андрея Фефелова в галерее "День"

Андрей Фефелов, писатель, журналист, художник, создал серию из двадцати живописных работ, ныне выставленных в галерее «День». Каждая из картин представляет собой декоративное изображение традиционного символа русской государственности – двуглавого орла. Видимо, склонный к самоиронии автор назвал эту выставку «Здорово, орлы!».

Двуглавый орёл — древнейший символ, возникший на заре человеческой цивилизации. Самые ранние двуглавые орлы были обнаружены на территории Месопотамии, в раскопках шумерского города Лагаш, а также среди остатков цивилизации ольмеков в Мексике. У хеттов, которых относят к индоевропейцам, двуглавый орёл обозначал бога гроз. Изображение хеттского двуглавого орла, датируемое XIII веком до нашей эры, представляет собой высеченный в скале барельеф. Этот раритетный орёл, за раз погнавшись за двумя зайцами — поймал обоих. И вот уже тридцать четыре столетия он держит их в своих когтистых лапах.

В Древней Греции встречаются мистериальные сосуды, изображающие бога солнца Гелиоса в колеснице, влекомой ввысь двумя двуглавыми орлами.

Древние персы обожали двуглавых орлов. Этот символ также использовали хурриты, османы, монголы и гунны.

Грозная двуглавая птица встречается на гербах рыцарских родов Европы и в сложной символике ордена тамплиеров.

Так называемая Священная Римская империя германцев сделала двуглавого орла своим гербом. Орёл был чёрный, с золотыми клювами и когтями, а обе головы орла были окружены золотыми нимбами.

Восточная Римская империя ромеев, вошедшая в учебники истории под именем Византии, также использовала двуглавого орла в качестве главного имперского символа.

В Византии двуглавых орлов изображали на тканях, на посуде, на стенах дворцов и храмов.

В конце XV века солнечный двуглавый орёл перелетел из Византии на Русь, став гербом Московского царства, а затем и Российской империи.

Символика двуглавого орла отсылает к дуализму мироздания, пронизанному антиномиями действительности. Символизирует катафатический и апофатический пути познания.

Русский двуглавый орёл смотрит одновременно на Восток и на Запад. Испытывает единовременно уверенность и сомнение. Обозначает религию и науку. Традиционные ценности и идеалы прогресса. Трансцендентное начало и технологическое развитие.

Не об этих ли единстве и борьбе противоположностей писал Андрей Фефелов в памфлете «Единая и Справедливая» («Завтра», № 29, 2021 г.). Им в гротескной форме был представлен проект двухпартийной системы будущей России:

«Таким образом, в нашей Думе возникнут две реторты, в которых будут бурно протекать химические процессы, шипеть и булькать политические страсти, плескаться интеллектуальная энергия. И зародится непримиримый бескомпромиссный спор о том, какими путями достичь Бессмертной империи, какими методами поднять на недосягаемую высоту величие Родины.

И державная мощь государственного двуглавого орла обретёт дополнительный символический смысл. Сила двух традиций, инерция двух исторических периодов, подходы двух философий составят единство и борьбу противоположностей.

Христианство и социализм

Православие и народность

Идеи белая и красная

Романтизм и прагматизм

Национализм и дружба народов

Фэнтези и научная фантастика

Почвенничество и космизм

Платон и Аристотель

…И тогда с ночи до утра и до хрипоты «славянофилы» будут спорить с «советофилами», попы с учёными, вакцинобесы с вакциноангелами.

Так будет построен с запасом в несколько веков уникальный перпетуум-мобиле отечественной политики».

Хочется подчеркнуть, что двуглавый орёл отображает не только напряжённый синтез белой и красной идеологий, но и мучительное содружество враждебных антологий – иррационально-интуитивного восприятия действительности и представлений, основанных на опыте и логических умозаключениях.

Одна голова - это державное строительство, другая - революция.

Одна голова – частица, другая – волна…

Всё это делает Русский Мир парадоксально-универсальным. Отражает на первый взгляд несовместимые, но сосуществующие представления о линейности и цикличности истории.

В одном из своих текстов Василий Розанов сослался на Достоевского, который как-то сказал, что Россия – это дитя-старик.

Заведомая расколотость, дуальность русского дискурса создаёт трагизм и эсхатологическое напряжение в восприятии мира.

В одном из интервью Андрей Фефелов отмечает: «Есть ощущение, что русский двуглавый орёл на самом деле не орёл. Он — феникс: то есть нечто пылающее и сгорающее дотла, чтобы снова вспыхнуть из пустоты, то есть родиться вновь».

Здесь вспоминаются строки Максимилиана Волошина:

Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?
Была ли ты? есть? или нет?
Омут… стремнина… головокруженье…
Бездна… безумие… бред…

Всё неразумно, необычайно:
Взмахи побед и разрух…
Мысль замирает пред вещею тайной
И ужасается дух.

Интересно, что в первых строках стихотворения, посвящённого России, поэт вообще сомневается в её существовании. И это очень характерно для русского сознания. Даже в самом горячем русском сердце дует временами ледяной сквозняк:

— А может, никакой России и нет вовсе? А есть только нагромождение беспризорных территорий, ворох случайных имён и наслоения не связанных между собой разновеликих периодов истории. Но даже этот червь неверия грызёт русского человека сладостно. Ибо в злостном бескомпромиссном отрицании всего своего, родного и близкого, тоже есть частичка пронзительной русскости. Обратная сторона монеты, как неведомая обратная сторона Луны, манит возможностью неожиданного абсурдного решения, принципиально иного, логически необъяснимого пути. В этой части души царят принципы геометрии Лобачевского, в которой параллельные линии пересекаются. «Все неразумно, необычайно…»

Но как же сохраниться непримиримой антиномичности двух орлиных голов?

На картинах Фефелова отчётливо виден третий элемент. Это вовсе не дополнительная голова, столь милая сердцу любителей альтернативной истории. И даже не царственный венец в вышине.

Третий элемент – это именно сердце, обладающее особым умом. Оно обозначается здесь древним символом октограммы. Восьмиконечная Вифлеемская Богородичная звезда, этот символ бесконечности. Он обозначает восьмой день творения, вечную золотую зарю, Новую землю и Новое небо, Неопалимую купину мироздания.

Эзотерики трактуют октограмму как знак космического равновесия, символ гармонии между духом и материей, а также обозначение грядущего преображения природы.

Восьмиконечная звезда знаменует незыблемость Божественного порядка.

Когда в Бескрайнем, повторяясь,
Течёт поток извечных вод
И тысячи опор, смыкаясь,
Дают единый мощный свод,
Тогда, струясь из каждой вещи,

Жизнь полнит светлый кубок свой,
И всё, что рвётся, всё, что хлещет,
Есть вечный в Господе покой.

(Гёте)

Сердце орла есть путеводная звезда, соединяющая несоединимое. Это кристалл духовного роста, источник «прибавления ума». Эта звезда – также знакомая многим эмблема телеканала «День».

Орлы художника Фефелова при всей своей пряничной весёлости преисполнены скрытой символики. А где символы, там бездна значений и смыслов – реактор, меняющий реальность.

Выставка работает по адресу: Коровий вал, 1А строение 1 (ТЦ «Добрынинский», 3-й этаж) и продлится до 15 апреля 2024 года.

двойной клик - редактировать галерею

1.0x