26 июня в Боливии чуть не произошёл государственный переворот. Под предводительством отправленного за день до этого в отставку генерала Хуана Хосе Суиньги немногочисленная часть боливийской армии при помощи техники заняла площадь перед Дворцом Кемадо в столице государства Ла-Пас. Использовав бронемашину, военные выбили входную дверь здания правительственного дворца и вроде бы собирались пленить президента Луиса Арсе вместе с действующими министрами. Однако далее сюжет классического госпереворота пошёл не по сценарию.
Во-первых, Луис Арсе оперативно обратился к нации с просьбой организоваться и мобилизоваться "против государственного переворота и ради демократии". Во-вторых, боливийский президент с такой же оперативностью переназначил глав армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил, которые первым делом после назначения отдали приказ солдатам и матросам вернуться по казармам. И да — в этой не имеющей выхода к морю стране зачем-то есть свои военно-морские силы, с радостью вписывающиеся в любые околомятежные движения. В-третьих, ведающий переворотом генерал Суиньга не смог набрать критической массы поддержки как среди мирных жителей, так и среди прочих военных, не пришедших вместе с ним к Дворцу Кемадо. В-четвёртых, даже такие политические оппоненты Луиса Арсе, как экс-президенты Эво Моралес и Жанин Аньес, не поддержали попытки насильственной смены власти. Чуть позже к ним присоединилась практически вся мировая общественность, открыто осудившая Хуана Хосе Суиньгу. По итогу боливийские полицейские мятежного генерала пленили и прилюдно вывели в наручниках, чтобы последний, героически прищурив глаза, стал символом новой Южной Америки. Символом того, что регион, ранее являвшийся чернозёмом для цветения военных хунт, теперь спокойно их вырывает, будто они не более, чем сорняки. Но откуда же тогда в Боливии пророс генерал Суиньга?
Его фигура возникла из брожения местных элит. После протестов 2019 года, по итогу которых президентское кресло покинул Эво Моралес, Боливия до инаугурации Луиса Арсе в ноябре 2020 года находилась в подвешенном состоянии. Исполняющая обязанности президента Жанин Аньес, просуществовавшая в качестве политической единицы строго в период между Моралесом и Арсе, умудрилась за неполный год настроить против себя всех членов правящей партии "Движение к социализму", что можно приравнять к большей части боливийцев. Поэтому ни для кого не стало удивлением, когда в марте 2021 года Генеральной прокуратурой Боливии был выдан ордер на арест Жанин Аньес за заговор, мятеж и терроризм против государства. Экс-президентше припомнили всё, включая и злоупотребление полномочиями, и незнание юридических процедур собственного государства, и вовлечённость некоторых родственников в наркотрафик. В 2022 году её приговорили к 10 годам тюрьмы.
Пришедший на смену Жанин Аньес действующий президент Луис Арсе является членом "Движения к социализму". Во времена президентства Эво Моралеса Луис был назначен министром экономики. Видится логичным, что Арсе должен бы продолжить политические начинания Моралеса, но действующий президент вышел за рамки курса предшественника и потому внутри партии "Движение к социализму" в последнее время возникают конфликты между "старой" и "новой" гвардиями. Основной предмет споров заключался в том, кто будет баллотироваться в президенты на следующий срок. Предполагалась мизерная возможность того, что на место президента вернётся ушедший Эво Моралес. И вот тут вступает командир сухопутных войск Боливии Суиньга, который в преддверии переворота обещал, что если Моралес заберёт себе хоть толику государственной власти, то генерал собственноручно проследит за тем, чтобы экс-президент был арестован. Громкость заявления против пусть и оппонента, но внутрипартийного, заставила Луиса Арсе снять Суиньгу с должности командующего войсками 25 июня. А на следующий день, как уже было сказано, случилась попытка переворота. То есть, если опираться только на факты внутренних разборок Боливии, то складывается очень понятная и простая картина. Но как заявил сам Луис Арсе: "В случае Латинской Америки в любом перевороте всегда были внутренние интересы, но также и внешние".
Боливия — богатейшая своими природными ресурсами страна. Несмотря на запасы газа, нефти и драгоценных металлов, основной повод для гордости любого боливийского экономиста — это литий, которого в Боливии до 24% от общемировых запасов. Вместе с аргентинцами и чилийцами боливийцы составляют "литиевый треугольник", экономическая (а потому и политическая) значимость которого в последние годы растёт как на дрожжах. В противовес мировой повестке Боливия в вопросах разработки лития работает с Востоком — Китаем и Россией. В 2023 году в Ла-Пасе было подписано соглашение о строительстве российской установки по производству карбоната лития в местечке Потоси.
Совсем недавно, в начале июня, Луис Арсе в качестве почётного гостя присутствовал на Петербургском международном экономическом форуме, где прямо заявил о желании Боливии стать частью БРИКС. Для всегда заинтересованных в делах Южной Америки США заявление Арсе стало звоночком о том, что даже в условиях предвыборной гонки между Байденом и Трампом, пора бы обратить пристальное внимание на Боливию, пока на неё можно оказывать хотя бы какое-то влияние. Поэтому допущение о том, что Вашингтон оказывал поддержку перевороту Суиньги — необязательно материальную, но разведывательную, консультативную — пускай, конечно, допущением и остаётся. Другой важный для боливийско-американских отношений момент — это вопрос наркотрафика, а конкретно листьев коки и сопутствующего им кокаина. Отчасти легализовавшее выращивание коки правительство Эво Моралеса не единожды сталкивалось лбом с Управлением по борьбе с наркотиками США. Луис Арсе в 2022 году и вовсе создал госкомпанию, следящую за производством и переработкой коки. Американских власть имущих, сосредоточивших в своих руках цепочки поставок наркотиков и благородное дело отмывания наркоденег, такой расклад дел не устраивает. И повторим снова: это лишь допущения, упражнения ума, учитывающего фактор внешнего интереса.
В качестве чего-то поконкретней мы можем обратиться к заявлениям боливийских политиков и самого "переворотчика" Хуана Хосе Суиньги. Что Луис Арсе, что его подчинённые используют формулировку "мы не исключаем" в вопросах внешнего влияния на переворот. Генерал же Суиньга случившееся 26 июня трактует как партию в 5D-шахматы: по его словам, Луис Арсе сам попросил его устроить попытку свержения, дабы поднять рейтинг перед предстоящими президентскими выборами. Исходя из этого арестованный генерал с суровым взглядом расписывается в собственной политической безграмотности. А вот к Арсе внутри правительства — особенно с правых его краёв — из-за ахинеи Суиньги начинают задавать вопросы. Что ж, тогда можно смело констатировать: Боливия перешла от бесконечной истории топорных военных переворотов к тонкой культуре выпуска политического абсурда. Южная Америка — земля прогресса!