Сообщество «Форум» 22:48 17 июня 2017

Богач-бедняк

очень важно, может, даже первостепенно важно: прекратить культ богатства
19

В прямой линии Путина одна из главнейших проблем – бедность. Об этом много говорят – и на кухнях, и в СМИ.

У меня же все разговоры о бедности оставляют впечатление фундаментального недоразумения, непонимания чего-то существенного, что способно представить картину в ином свете. Попробую хотя бы подступиться к этой важной проблеме.

Прежде всего, надо уяснить: бедность – это не столько объективное состояние, сколько ощущение. Помню, на экскурсии в каком-то замке Чехии гид рассказал, что в гардеробе владелицы этого замка, принцессы или герцогини, было… 6 (!) платьев. Сегодня у каждой тётеньки – этих одежд навалом. Понятно, прошли века, прогресс не стоял на месте, но всё же обратите внимание на этот факт. Он свидетельствует об относительности понятия бедность-богатство. Принцесса была богатой при шести платьях, а простая нынешняя гражданка – бедной при тридцати шести. Ну ладно, принцесса – это что-то далёкое. А вот исторически близкое, из моего детства.

Тула, 60-е годы. Моя бабушка, учительница начальных классов, жила в бревенчатом домике с печным отоплением и водой на колонке. Зарплата у неё была маленькая: учителям никогда много не платили. Но она ощущала свою жизнь как изобильную и прекрасную. Ещё бы: свой дом, большой сад с цветами, малиной и яблоками, любимое делом, её все уважают, даже доверили обучать молодых учительниц своему ремеслу, дочь её стала инженером, зять - директор важного завода. Она всё умела: шить, вязать, выращивать цветы. Даже яблоки до весны умела сохранить в подполе: за последними яблоками я лазила в страшноватое подземелье во время весенних каникул. Запомнилось, как мы с мамой однажды ехали на поезде с юга в самом конце августа, и бабушка принесла к вагону громадный букет, предназначенный мне в школу к первому сентября. Букет был так огромен, что я разделила его на несколько и раздала подругам. Если бы кто-то сказал моей бабушке, что она бедная, а паче того «нищая» - она бы этого человека не то, что с гневом отвергла – просто бы не поняла.

Выходит дело, при объективно одном и том же материальном наполнении жизни, можно быть бедным, а можно – вполне обеспеченным. Так что критерий Мирового Банка, объявивший абсолютной бедностью житьё на сумму около 2-х долларов в день – это слишком упрощённо. Где жить? При какой организации жизни? – вот в чём вопрос.

Вообще, есть два совершенно разных стиля бедности – социалистическая бедность и капиталистическая. Социалистическая бедность – это жизнь аскетическая, но организованная, налаженная. И - культурная. Я видела в Гаване объявление: требуется техник-механик со средним специальным образованием, зарплата 350 песо в месяц – это около 18 долларов. Но невдалеке я прочитала другое объявление: молодёжь и подростки приглашаются учиться театральному искусству. Сопровождавший нас кубинец сказал, что такие занятия очень распространены и, разумеется, бесплатны. Так было в СССР после войны: хлеб по карточкам, но трудящиеся ходят в оперу и учат детей в музыкальной школе. При капиталистической бедности такое невозможно. Там формируется настоящее дно: неграмотность, бездомность, социальные болезни, вроде туберкулёза.

Мы в нашей холодной стране, чей совокупный общественный продукт никогда не был сравним с богатыми странами, не можем достичь капиталистического богатства. Принципиально, в силу вещей. А вот достичь капиталистической бедности – очень даже можем. Значит, нужно иначе организовать жизнь. Не ища новых слов – по-социалистически. Необходимо, чтобы базовые блага доставались всем равно. А за это - всеобщая обязанность трудиться для всех взрослых здоровых людей. Для тех, кто не может или не хочет трудоустроиться – надо организовать общественные работы. В нашей стране без принципа «кто не работает, тот не ест» - не получается.

Очень важно, может, даже первостепенно важно: прекратить культ богатства. Да, надо создавать новые блага и ценности. Но при этом считать, и внедрять в умы, и пропагандировать, что богатство – не главное. Религия prosperity, овладевшая умами и сердцами в Америке – нам не годится. Меж тем сегодня у нас пропагандируется самая разнузданная религия мамонизма, а качество жизни сводится к обеспеченности квадратными метрами и электронными гаджетами. Чтобы не ощущать себя бедными и даже нищими, люди не должны связывать свою самооценку с имуществом. К сожалению, сегодня мы – связываем, т.е. наше массовое сознание – насквозь буржуазно.

Очевидно, не только культ богатства надо бы унять, но и на материальную сторону жизни воздействовать - не допускать оскорбительного для бедняков имущественного расслоения. При этом важно помнить, что само по себе «раскулачивание» олигархов и прочих богатеев – не обогатит бедняков; эта мера должна стоять в ряду многих других. «От уничтожения богатых бедные не делаются богаче, но станут чувствовать себя менее бедными», - с проницательной иронией заметил когда-то В.Ключевский.

Нужно понять: раздавая деньги, прибавляя пособия, нельзя избавиться от бедности - она будет настигать. Необходимо переформатировать всю жизнь.

Комментарии Написать свой комментарий
18 июня 2017 в 02:12

Уместно посмотреть на восприятие бедности и самого автора, на его понятие современной бедности, а не только на восприятие ее героев. И это было бы корректно. Вот автор приводя в пример свою бабушку и утверждая. что учителям никогда много не платили сознательно упускает и попросту не знает ряд важных вещей о советском учительстве. Так называемое мало платили это ставка учителя за восемнадцать часов в неделю. И эта ставка равнялась средней заработной плате по стране , плюс десятка за классное руководство, плюс за проверку тетрадей. И при этом у советского учителя был самый продолжительный отпуск в мире. А бесплатная коммуналка, дрова и уголь для сельского учителя, вроде мелочь, скажете вы, забывчивый автор.
И возьмем учительство в капиталистическом рае. Чтобы свести концы с концами учитель сегодня должен иметь не менее тридцати часов горловых, а все остальное сегодня на голой принудиловке. И сравните теперь со структурой расходов, скажем с ценой той же коммуналки. И мы понимаем. что учитель сегодня не просто беден, он нищ. Отсюда его покорность,когда им манипулируют в политике, как вещью. Как сказал один литературный персонаж - бедность не порок, нищета, вот порок-с.

А автору пожелаю при критике капитализма не пинать походя в свое советское прошлое.

18 июня 2017 в 19:33

Автор утверждает, что от раскулачивания олигархов бедные не станут богаче. Также заявляет и о том, что при одной степени обеспеченности можно ощущать себя по разному, т.е. всё в мире относительно. Здесь есть некоторое нарушение логики. Например, бедняк по сравнению с мелким бизнесменом не чувствует себя бедным, но по сравнению с олигархом чувствует себя нищим и такое положение несправедливым. А если учесть то, что чем больше капитал тем он неправедней, то получается надо изъять капитал у олигархов, чтобы уменьшить разницу в доходах и ошушение собственной ьедности у малообеспеченных.( Деньги на бочку - взревел полковник! ).

20 июня 2017 в 20:43

Ну, как раз мало кто из людей невысокого или среднего достатка сравнивают себя с миллиардерами. Хоть с интеллигентным ботаником Биллом Гейтсом, хоть с имеющим богатое уголовное прошлое Усмановым. Скорее сравнивают с теми, кто по блату пробились в upper middle class, не имея каких-то выдающихся способностей.

18 июня 2017 в 20:11

Спасибо за важные размышления!
"Очень важно, может, даже первостепенно важно: прекратить культ богатства. Да, надо создавать новые блага и ценности. Но при этом считать, и внедрять в умы, и пропагандировать, что богатство – не главное."

Давайте обсудим конкретно, что можно и нужно предложить взамен культа богатства и всего остального, что соответствует потребительскому безумию.
Если не предложим, выиграет культ богатства. Без более мощной и красивой альтернативы она никуда не исчезнет.

18 июня 2017 в 22:21

Соглашаясь с установкой Воеводиной, что не количестве материальных благ истинное богатство, а богатство есть некий обязательный уровень материального благополучия-наличие жилья, обеспеченности в питании и одежде плюс богатство в умении и знании, возможности совершенствовать свои умения и знания, получая моральное удовлетворение и дополнительные блага сверх обязательных.
Однако есть одно существенное "но", история показало бесполезность воспитания нового человека с запрограммированными хорошими и правильными качествами, есть природная тенденция стремления индивидуума к бесконечному обогащению.
Нет не всех индивидуумов поголовно, но всё-таки, по-моему, больше половины всех.
Взять пример с авто. Понятно, что расточительно иметь каждому автомашину, лучше организовать общественный транспорт. Однако, что мы видим? Практически каждая семья стремится обзавестись машиной, после чего возникает потребность иметь по машине каждому взрослому члену семьи.

19 июня 2017 в 08:36

-----
"Однако, что мы видим? Практически каждая семья стремится обзавестись машиной, после чего возникает потребность иметь по машине каждому взрослому члену семьи..."
-----
В сельской местности, при отсутствии общественного транспорта и при большой отдалённости от центров цивилизации индивидуальный транспорт действительно необходим, но в крупных городах нет такой "потребности".
Каждая "потребность" должна подкрепляться практической необходимостью и финансовыми возможностями.
Сегодня народ размазывая слёзы по физии устраивает голодовки в банках требуя скостить им неподъёмные(миллионные) валютные кредиты и ипотеки, но новая толпа продолжает бездумно хапать машины и недвижимость в долг - в расчёте попользоваться нахаляву...
Вот вам и непомерная потребность в машинах - квадратных метрах, на деле это просто глупые "понты" имеющие трагические окончания.

19 июня 2017 в 12:14

От автора :
"Мы в нашей холодной стране, чей совокупный общественный продукт никогда не был сравним с богатыми странами, не можем достичь капиталистического богатства."

Да неужели?

А пример Японии? Уж там , казалось бы, ничего не светит : и островное государство, с землетрясениями, и малая территория при значительной численности населения, и атомные бомбы с послевоенной нищетой, а выкарабкались!
Стали развивать высокотехнологичное, не металлоёмкое машиностроение, но трудоёмкое!
Все изобретения, даже , казалось, самые бессмысленные принимались от населения, многие потом были внедрены по объективным причинам стали востребованными!

И это от автора:
"Очевидно, не только культ богатства надо бы унять, но и на материальную сторону жизни воздействовать - не допускать оскорбительного для бедняков имущественного расслоения. При этом важно помнить, что само по себе «раскулачивание» олигархов и прочих богатеев – не обогатит бедняков;"
Да не бойтесь вы, не будет никакого раскулачивания.

Ещё:
"Чтобы не ощущать себя бедными и даже нищими, люди не должны связывать свою самооценку с имуществом."
Да?, а тогда зачем заниматься агробизнесом, иметь сеть магазинов?

Знала одного учителя, который осознал с Перестройкой, что он нищий, но гордо заявлял : --Я детьми богат. Их у него было пятеро!
А так и надо, по автору, есть платье, кусок хлеба, смотришь канал "Культура" -- БОГАТ, УРААААААААААААААА !!!!

20 июня 2017 в 21:52

Именно так.

19 июня 2017 в 12:17

Наша жизнь в натуре бля. Для индейцев России :"Денег нет ,но вы держитесь".Для белых России:"Деньги то есть ,но их воруют.Ну не вешать их за это".Как то так бывает в этом лучшем из миров

19 июня 2017 в 20:09

Проблемы вечные у матушки-России:
«Дороги, дураки» достаточно известны,
Но если путь «развития» укажут нам враги –
Страна в опасности и может кануть в бездну.

http://www.stihi.ru/2017/06/17/1418

20 июня 2017 в 02:49

Наверно, это единственная пророссийская партия Украины, возглавляемая Наталией Витренко, по взглядам близка идеям Татьяны Воеводиной.

Наталия Витренко: Осторожно! Языковый нацизм
https://www.youtube.com/watch?v=W8i91hL9onk

20 июня 2017 в 17:14

Коль у нас тема книжки и любовь, то почему бы не ...

За что люблю я Воеводину Татьяну?
За шарм её и блеск в глазах
За сексуальные моргания
И Внешнеторговский блатняк

20 июня 2017 в 20:39

Лучшую рецензию на статью написал классик русской демократической литературы Н.А.Некрасов:

Пришел дьячок уволенный.
Тощой, как спичка серная,
И лясы распустил,
Что счастие не в пажитях,
Не в соболях, не в золоте,
Не в дорогих камнях.
«А в чем же?»
— В благодушестве!
Пределы есть владениям
Господ, вельмож, царей земных,
А мудрого владение —
Весь вертоград Христов!
Коль обогреет солнышко
Да пропущу косушечку,
Так вот и счастлив я! —
«А где возьмешь косушечку?»
— Да вы же дать сулилися... —
«Проваливай! шалишь!..»

Только хозяйка лохотрона компании «Белый кот» немного не за своё дело взялась, материально она обеспечена намного лучше уволенного дьячка и, скорее всего, не злоупотребляет косушечками. Зато остальных зовёт к аскетизму. Пряников сладких на всех не хватает, так надо оттеснить от кормушки многочисленное быдло™, чтобы их благородие г-жа Воеводина могли спокойно жизнью жуировать.

20 июня 2017 в 21:50

К сожалению, интерфейс не поддерживает тегов, слово «лохотрон» было зачёркнуто тегом /, но осталось в окончательной версии незачёркнутым.

21 июня 2017 в 04:10

Спасибо, Макс. Вы в своём комментарии сказали то, что пыталась я сказать, у вас это получилось!

1.0x