14-15 апреля президент Республики Беларусь Александр Лукашенко посетил с официальным визитом Турцию и провёл переговоры с главой этого государства Реджепом Эрдоганом.
Официальным поводом для поездки стало участие белорусского "бацьки" в работе Организации исламского сотрудничества (ОИС). В связи с чем возникают вполне закономерные вопросы. Например, о том, является ли союзная и братская нам республика государством со значительной долей мусульманского населения? Судя по всему, нет: согласно данным переписи 2009 года, число последователей пророка Мухаммада составило в Беларуси около 22 тысяч человек (0,25% населения), и даже если поверить представителям местного исламского духовенства, что таковых на самом деле в пять раз больше, всё равно на статус "мусульманского" государства Беларусь в обозримой перспективе претендовать вряд ли сможет — разве что все миграционные потоки из Ближнего Востока будут перенаправлены официальной Анкарой на Минск и его окрестности. Миллиона три "беженцев" в течение двух лет — да Европа просто будет валяться в ногах у своего спасителя Лукашенко, посыпать голову пеплом за то, что называла его "последним диктатором Европы". Ну, и десяток-другой миллиардов евро точно подкинет на обустройство…
Но если отставить шутки в сторону, то можно сказать, что наши партнёры по евразийской интеграции в "турецком вопросе" выступают, по сути, с одинаковых позиций, демонстрируя определённую поддержку Анкары и пытаясь получить за это экономические дивиденды. Так, 13 апреля Нурсултан Назарбаев и Реджеп Эрдоган по итогам двухсторонних казахско-турецких переговоров в Стамбуле приняли совместную декларацию по исламскому примирению, в которой призвали государства-члены Организации исламского сотрудничества к "выработке новой парадигмы отношений в исламском мире путём демонстрации доброй воли и конструктивного подхода в вопросах межгосударственных отношений и урегулировании конфликтов и споров". Разумеется, был подчёркнут высокий "торгово-транзитный потенциал", который необходимо использовать во благо обоих государств. Те же цели, как выяснилось, преследовал в двусторонних переговорах и "бацька" Лукашенко: "расширения присутствия Белоруссии на традиционных рынках сбыта продукции и диверсификации рынков".
За этими вполне прозрачными формулировками видна одна и та же реальность: и Казахстан, и Белоруссия предлагают Эрдогану свои посреднические услуги для возвращения на российский рынок. Известно, что в Турции очень тяжело воспринимают санкции, введённые Россией после падения сбитого турецкими ВВС над территорией Сирии Су-24М и убийства сирийскими туркоманами одного из пилотов. Это касается прежде всего поставок продовольствия и туристических потоков. Разумеется, использование территории Республики Беларусь как "буферной зоны" способно не только принести официальному Минску дополнительные доходы в размере, как минимум, нескольких сотен миллионов долларов, но и, столь наглядно продемонстрировав политическую самостоятельность и независимость от Москвы, закрепить легитимацию самого Лукашенко на Западе, прежде всего — в Европе, которая сейчас всячески ублажает и поддерживает Эрдогана.
Но это — лишь внешний слой данного феномена. Потому что пойти на подобный демарш без какого-либо согласования с российской стороной Лукашенко, в отличие от Назарбаева, всё-таки вряд ли мог решиться. А это означает, что параллельно с решением взаимовыгодных экономических вопросов белорусский (а возможно — и казахстанский) президент провёл своеобразное личное "сканирование" своего визави. Потому что когда политик такого уровня создаёт и внутри страны, и за её пределами намного больше проблем, чем решает (а Реджеп Эрдоган сейчас находится именно в такой ситуации), его путь во власти, как правило, очень быстро или вообще заканчивается, или на какое‑то время прерывается. И "мониторинг" его "болевых точек" вживую порой оказывается попросту необходим.