Авторский блог Николай Коньков 14:03 6 февраля 2026

Закончилась эпоха

вокруг непродления российско-американского Договора о стратегических наступательных вооружениях 2010 года

Последние шестьдесят с лишним лет, со времён испытательного взрыва «Царь-бомбы» (она же — «кузькина мать») на новоземельском полигоне 30 октября 1961 года и Карибского кризиса осени 1962 года, наш мир, образно говоря, идёт по канату над термоядерной бездной, время от времени занося ногу куда-то в сторону от этой и без того более чем рискованной опоры. Сейчас — очередной такой опасный пируэт: вчера, 5 февраля официально истёк срок действия заключённого в 2010-м и продлённого ещё на пять лет в 2021 году между США и Россией Договора об ограничении стратегических и наступательных вооружений (СНВ III). Наша страна уже не раз предлагала американской стороне продлить это основополагающее для глобальной безопасности соглашение или заключить новый договор, но какого-либо реального отклика на это предложение получено так и не было: нынешняя администрация Белого дома последовательно придерживается политики «стратегической неопределённости». «Вот и всё. Впервые с 1972 года у России (бывшего СССР) и США нет договора, ограничивающего стратегические ядерные силы. ОВ 1, ОСВ 2, СНВ I, СНВ II, ССНП, СНВ III — всё это в прошлом», — констатировал по данному поводу Дмитрий Медведев, человек, чья подпись как президента Российской Федерации стояла под Договором СНВ III 2010 года.

Даже во многих западных СМИ сейчас задаются вопросом, как охарактеризовать позицию 47-го президента США Дональда Трампа: опасная некомпетентность, намеренный демонтаж системы глобальной безопасности или и то, и другое одновременно? Масла в огонь подлило явно приуроченное к данной проблеме заявление «Большого Дональд» о том, что он всего за год предотвратил уже три ядерные войны: между Индией и Пакистаном, между Израилем и Ираном, а также — внимание! — между Россией и Украиной. Ну, что тут сказать? Перефразируя известную поговорку о девушке и деревне, оказывается, можно вытащить Трампа из бизнеса в большую политику, но нельзя вытащить бизнес из Трампа даже в большой политике, а реклама — двигатель не только торговли, но и любого бизнеса. Нынешний же трамповский бизнес, о чём уже доводилось писать — это по-прежнему прекрасно известное ему риэлтерство, то есть продажа недвижимости, только на этот раз немного специфической — величие, то есть «глобальное лидерство» Америки. Вот он и старается вовсю, продаёт, набивает цену, и у него, удивительное дело, кое-что получается (с Николасом Мадуро и Венесуэлой, в том числе) — как говорится, мастерство не пропьёшь, особенно пользуя «диетическую» колу.

Что конкретно до стратегических наступательных вооружений, то Трамп демонстрирует уверенность в своей способности в любой момент подписать «ещё лучшую сделку» между США и РФ (странами, на долю которых и сегодня приходится около 80% мирового ракетно-ядерного потенциала), чем СНВ III и все предыдущие. Для человека, который за один день обещал остановить конфликт на Украине (как теперь выясняется, ядерный), нет должно быть ничего невозможного! Но «это же на публику, рыжий!». Каким образом и боком в эту «лучшую сделку» будут включаться «асимметричные» новые виды российских (гиперзвук, «Буревестник», «Посейдон» и другие), американских (космические носители ядерных зарядов? гиперзвук?), китайских и прочих (здесь растёт пока прежде всего количество) стратегических наступательных вооружений — пока ясных перспектив тоже не наблюдается, но вывод из ситуации ясен: политика «разрядки» между Москвой и Вашингтоном, оформленная ещё при Брежневе и Никсоне, а также последующих её итераций, включая горбачёвскую «перестройку», ельцинские «рыночные реформы» и «партнёрства» времён Путина до 24 февраля 2022 года действительно завершена, а сопутствующие ей договорённости попросту аннулированы. В том числе и договор СНВ III как последний лист и символ отошедшей в прошлое эпохи.

Все разговоры о том, что его действие всё-таки «втихую» будет продлено на ближайшие полгода, а за это время вполне можно договориться «по новой» — это разве что временное обезболивающее. Симптоматическое лечение, а не устранение причин. Сам длящийся уже с перспективой перехода на пятый год украинский конфликт это подтверждает. И США, и весь коллективный Запад держатся за «незалежную» как обезьяны за горсть орехов, насыпанных в сухую тыкву с узким горлышком: инстинкт не позволяет разжать лапу, чтобы вытащить её — пусть пустую, без добычи. А там же столько вкусного: и «щит от России», и «победа на поле боя», и неподотчётные миллиарды долларов и евро, и чего там только не нащупано… Проблема здесь не только в такой неощутимой вещи как доверие, которого теперь ни у кого ни к США, ни к его европейским и прочим сателлитам больше нет. Проблема в том, что западный мир глобализма больше не ассоциируется с чем-то положительным и желанным, даже доллары теряют свои краски, в том числе — на фоне «файлов Эпштейна». В итоге на США перестают смотреть не только как на образец будущего для всего человечества, но и вообще как на договороспособный субъект. А «голая сила», которой к тому же остаётся всё меньше, решает далеко не всё. Трамп в качестве кризисного управляющего Америкой — лишь проявление этой «новой реальности».

На фото: президент США Барак Обама и президент России Дмитрий Медведев подписывают Договор СНВ III. Прага, 8 апреля 2010 года.

1.0x