Авторский блог Игорь Калашников 09:41 7 января 2020

Битва нотариуса с Купидоном. Часть 2.

Патриархат… Матриархат… Равноправие? (Полемические размышления.)

Патриархат… Матриархат… Равноправие?

или

БИТВА НОТАРИУСА С КУПИДОНОМ (часть 2)

… И БЫТОВУХА ПРОСТОНАРОДЬЯ

А что же «широкие народные массы»? Насколько повседневный быт основных слоёв населения Российской Империи в годы её расцвета соответствовал официальной морали и нормам, провозглашаемым Синодальной Церковью? Судите сами. Вплоть до отмены крепостного права наиболее многочисленное сословие в России — крестьяне — были фактически бесконтрольной собственностью владельцев. А ничем особо (как правило) не занятые помещики и помещицы ограничивать себя какими-то нравственными рамками не любили. Ни о какой половой неприкосновенности подневольных и речи не шло. Баре развлекались кто во что горазд, передавая свою «благородную» кровь многочисленным бастардам. Не отставали от них управляющие и прочая дворня. Безудержное распутство, лицемерно покрываемое местным священством, зависимым от дворян-благодетелей вызывало к жизни многочисленные секты и толки (часто под старообрядческой вывеской), где под «свальный грех» подводилась законоучительская база. Широко распространено было «снохачество»: положение, когда глава семейства распространял свою супружескую власть не только на собственную супругу, но и на жён младших братьев и выросших сыновей, проживавших в доме. Да и почти повсеместно сохранившиеся с дохристианских времён обычаи, навроде Купальной Ночи добавляли свою лепту в общую картину.

Можно сказать, что в условиях «остывания» веры и неуклонно набиравшего силу культа Золотого Тельца, самые строгие запреты превращались в худую сеть формальных порицаний. «Киты» прорывали её почти не замечая, а «мелкая рыбёшка» находила прорехи… Каждый, кто не имел духовного огня, пытался захапать побольше и повкуснее плодов от древа нехитрых мирских удовольствий.

Начавшаяся модернизация страны, увеличение наборов на военную службу, рост городов, массовый уход крестьян на отхожие промыслы, а потом и их освобождение повлекли за собой развитие ещё одной специфической отрасли — проституции. Зародившись в недрах «солдатчины» - самообеспечения женщин, чьи мужья находились в армии, данное явление приобрело такой размах, что при Николае I было узаконено специальным документом МВД, детально расписавшим всё, от ранга и расположения публичных домов в городах, до порядка их «работы», цен за услуги и медицинского сопровождения. Год от года число подобных заведений неуклонно росло, достигнув к началу ХХ века двух с половиной тысяч. Прикинув количество задействованного «персонала» и пропускную способность, можно вывести примерный охват клиентуры. Несколько миллионов человек в месяц. Не считая обслуженных нелегальными «подработницами».

Одним словом, благостный образ «России, которую мы потеряли» в 1917 году, на деле является пустой фигурой речи, скрывающей за сусальным фасадом той же «Златоглавой Москвы», грязный бордель, в котором «трудились» (при населении немногим больше миллиона) до 15 000 платных шлюх. Грубо — каждая десятая женщина детородного возраста!!… То есть «падение нравов» было вовсе не следствием Революции и делом рук Ленина и Ко. Всё это вызревало долгие годы, готовясь в нескольких котлах сразу: для черни — вековым унижением и «духовным подпольем», где обреталась со времён Раскола добрая половина населения, для «образованных» - всем варевом философии Серебряного века, жаждущей Русского Возрождения — праздника плоти, освобождённой от оков синодальных регламентов, ханжески насаждаемых распутным Двором с его петербургскими митрополитами и обер-прокурорами. Ну и главный «котёл» - сама суть капитализма, пускающего в продажу всё, имеющее спрос. А девичья красота и женская ласка — чем не товар? Казалось, ушлый торгаш навечно прилепил свои слюнявые ценники и к каждой Афродите, и ко всякому Аполлону...

***

ОТ «ДОЛОЙ СТЫД!» ДО МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА… И ОБРАТНО...

Но разогнали этот, расцветший под сенью государства и церкви, шалман — кто бы мог подумать — большевики-нехристи. Первые годы Советской Власти были ознаменованы поисками концепций обустройства Новой жизни во всех её аспектах. Семейный, понятно, исключением не был. Основной идеей была не пресловутая «свободная любовь», как твердят ниспровергатели социализма, а отрыв чувственной сферы человеческого бытия от финансовой. Освобождение людей (прежде всего женщин, но проблема тут обоюдоострая) от пут материальной зависимости при выборе своей судьбы. То есть свобода любви рассматривалась не как «сегодня с одной (одним), завтра с другой, послезавтра — с третьей...», а как слом имущественных, межсословных, межконфессиональных и иных перегородок, мешающих мужчинам и женщинам в выборе партнёра по-любви, а не по расчёту, по традиции и прочему «по», вынуждающему человека идти поперёк своего сердца.

Этому служила как общая политэкономическая ситуация в стране: национализация земли и капиталов, экспроприация больших состояний и излишков недвижимости, уравнительное (поначалу) распределение, равенство гражданских прав всего населения (исключая на первых порах выходцев из бывших эксплуататорских классов), так и активная пропаганда нового образа жизни.

Причём пропаганда, сопровождаемая вполне осязаемыми практическими шагами рабоче-крестьянской власти: ликвидацией безграмотности, организацией массового профессионального обучения, ускоренным развитием сети здравоохранения, общедоступных учреждений культуры, детских садов-яслей, интернатов, общественных столовых и т. д. Всё это было призвано вырвать людей (прежде всего — женщин активного возраста) из рутины быта, узкосемейных дел, полной зависимости от состояния и заработка мужа.

Буквально за считанные годы — время взросления одного поколения — был сделан колоссальный скачок по пути достижения реального равноправия (стараюсь избегать нелюбимого мной иноязычного слова «эмансипация»). Миллионы девушек, получив качественное образование, обрели возможность полноценно реализоваться как личности и в быстро развивающейся экономике и социальной сфере СССР, и в культуре, и в общественной деятельности, и в личной жизни. Что говорить, если даже для «особо злостных» проституток, вывезенных из столиц на Соловки, устраивали там мастерские профобучения, вели кружки, читали лекции, пытаясь «перековать», вывести на орбиту другой, новой жизни… Расширение кругозора, материальная самостоятельность, выравнивание общего уровня жизни привели к тому, что браки между выходцами из разных сословий и социальных слоёв стали нормой.

Быстро преодолеть половую вакханалию, воцарившуюся в бывшей Российской Империи после падения монархии, отделения церкви от государства и школы, бесчинств Гражданской войны помогла как вышеописанная политика властей, так и (кто бы мог подумать!) великая русская литература. Крушение РПЦ как законодателя морали, выдвинуло в главные нравственные авторитеты наших писателей, поэтов, драматургов, а в жизненные ориентиры — героев их произведений. Именно на них (и зарождающихся советских литературе и кинематографе) базировалась вся воспитательная работа в народных школах, училищах, институтах, в комсомоле, в большевистских учреждениях, в Красной Армии, на производстве...

Идеалом в искусстве, печати и жизни стал образ всесторонне развитого человека-строителя нового общества. Социума, возводимого из кирпичиков-семей — «ячеек общества», как тогда стали говорить. И кирпичик этот должен быть крепким. Поэтому психология декадентов-сластолюбцев начала века, адептов неограниченного сексуального разнообразия с «обобществлением женщин» и прочими закидонами, стала клеймиться как буржуазно-мещанская и жёстко пресекаться административно (а подчас — уголовно) всей мощью государственной машины.

Бурно растущие производства, возмещение военных потерь, освоение богатств Сибири, требовали новых и новых рабочих рук. Их могли дать большие семьи, посему охрана материнства и детства, поощрение многодетности (вплоть до введения — впервые в мире! - государственных наград «Материнская слава» и «Мать-Героиня» с соответствующими льготами) стало важнейшей частью работы Советского Правительства. Создавалась уникальная в своём роде нравственная политико-бытовая модель, где идейное укрепление патриархальных основ, культ героизма с самого верха («Отец народов») до самого низа («Пионеры-Герои») сочеталась с подчёркнутым почитанием женщины как матери, как труженицы. С рыцарским, в самом высоком значении этого слова, отношением к девичьей чести, возвышенным, трепетным взглядом на любовь. Женитьба по-расчёту, бывшая ещё недавно правилом, стала рассматриваться как анахронизм и издевательство над людской природой. Своеобразным итогом всей этой многоплановой работы явился «Моральный кодекс строителя коммунизма» - вполне грамотная программа воспитания высокосознательной, разносторонне развитой личности, необходимой для строительства нового общества.

Идеал? Повременим с оценкой.

С одной стороны — да, в такой, подчёркнуто здоровой, информационной среде не было места ни порнографии, ни проституции, ни всему тому, что скрывается ныне за вывеской «ЛГБТ», ни прочим извращённым «филиям».

С другой — беда, что и психо-физико-энергетическая, и глубоко-духовная составляющие нормального, классического брака остались за кадром. Классическая литература деликатно обходила первую указную тему, Церковь (как специалист по второй) была в загоне, а других источников, по-сути, и не было… Любовь… А что это? А откуда и, главное, КУДА ведёт это чувство? В итоге данные сведения, исключительно важные для полноценной человеческой жизни, доходили до советской молодёжи всякими «косыми» путями, часто в пошлом и примитивном виде, нередко формируя ущербные модели поведения.

С третьей… Роковую роль сыграло крайне непоследовательное отношение Советского государства к абортам. Вначале — разрешение на прерывание беременности, случившееся в 1920 году на волне ультрареволюционности, и лишившее молодую Республику Советов миллионов потенциальных граждан. Просчитав демографические потери, данный опрометчивый шаг спустя полтора десятилетия отменили, обеспечив страну людьми, тащившими её на своих плечах в течении всех послевоенных десятилетий. А через 20 лет, при Хрущёве — запрет вновь сняли. И вышло, что одной рукой правительство даёт ордена, пособия и льготы многодетным, а с другой — из того же кармана финансирует абортарии. Убивает своих же граждан за народный счёт, вовлекая в этот адский конвейер смерти десятки миллионов советских семей. Ложь и двурушничество такой практики буквально колет глаза.

К тому же из нашей литературы (детской и юношеской прежде всего) и кинематографа уже в 1960-х годах практически исчез образ большой семьи, как нормы, как положительного примера. Подспудно в бытовом сознании формировался идеал двухдетности: «Один ребёнок — мало, вырастет эгоистом, трое (и больше) — больно хлопотно, а двое — в самый раз!». Как архитектор добавлю, что это подкреплялось ещё и преобладанием в тогдашней типовой застройке двух-и-трёхкомнатных квартир, рассчитанных именно на такое расселение.

Но, несмотря ни на что, можно признать, что под лозунгом «..Первым делом, первым делом — самолёты! ..Ну а девушки, а девушки — потом!..», в целом была создана одна из самых эффективных (но — недолговечных!) семейных систем, позволившая стране и народу решить массу сложнейших задач, победить в Войне, выйти на ведущие мировые позиции в науке, технике, культурных областях.

С течением времени свежесть и новизна такого подхода поистёрлась: «Самолёты давно построены и летают, где же девушки-то?» Движение вперёд отсутствовало, Освобождённая от многих материальных пут ЛЮБОВЬ не имела настоящей задачи. Ориентация семейной политики на унифицированный средний бытовой уровень, уход от сложных вопросов, от смыслов: «Зачем это всё? Почему надо так?» - не могла быть вечной… Но её суть оставалась неизменной, просуществовав по-инерции до конца 1980-х годов. Только тогда пав жертвой как собственной стерильной двуличности, так и невиданной доселе по масштабу и цинизму «перестроечной» волны пропаганды всякого рода предательства и распутства, ниспровержения любых моральных устоев.

...К «СВЕТЛОМУ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ» СЕГОДНЯ.

В результате этого тотального погрома, современная Россия впервые в своей истории оказалась в ситуации, когда сколь-нибудь внятная система нравственного воспитания народа отсутствует напрочь. Нет ни авторитетных для большинства населения структур, ни уважаемых лиц, ни общепризнанных источников информации. Бесконечная медийная какофония и идейный разброд.

Традиционные конфессии во главе с РПЦ лихо «вписались в рынок», являя теперь собой в глазах большинства обывателей более или менее крупные капиталистические корпорации, навроде «Газпрома» или ВТБ, озабоченные в первую очередь умножением доходов и недвижимости, а вовсе не праведностью жизни и чистотой душ своих и прихожан… Ни малейших уроков из катастрофы начала прошлого века не извлечено. Шанс построить «социализм с православным лицом», вполне реальный на рубеже 1980-90х годов был позорно упущен, а к капитализму никакое правдашнее христианское лицо не пристаёт в принципе… Личная и семейная жизнь политических лидеров, экономической и культурной элиты, известных спортсменов и прочих знаменитостей похожа скорее на сочетание скандальной и криминальной хроник, чем на образец для подражания. Значимость и влияние персонажей современной литературы и кинематографа для формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения также не идёт ни в какое сравнение с Павкой Корчагиным, героями романов Шолохова или фильмов 1930-х годов…

«Делать жизнь» нынешней молодежи не с кого, не с чего и не для чего. Ясного смысла жизни и её продолжения в детях — НЕТ. Любовь к деньгам — явный путь в тупик. Причины этого лежат в отсутствии внятной ЦЕЛИ на уровне ГОСУДАРСТВА. Это также — впервые в нашей истории. Нам сегодня абсолютно нечего предложить миру и себе самим в качестве образа будущего. Твердимые, словно мантра, слова, что «Российское общество стоит на традиционных ценностях» - сколь верны, столь и бессмысленны. Стоять в современном мире никакое общество не может. Оно либо движется вперёд (или в какую иную сторону), либо деградирует, отмирает.

А подвинуть его, судя по непрекращающимся попыткам внедрить новации, наподобие закона «о семейно-бытовом насилии», сделанные по худшим западным калькам, упорно стремятся в том же направлении, куда идёт Европа. К тотальному контролю за семьёй со стороны государства и всевозможных НКО, разрушению нормальных супружеских и родственных связей-отношений. И дальнейшему падению рождаемости.

И что делать нам?

Испокон веку на Руси в качестве главной материальной задачи народа и власти было освоение-заселение-удержание огромных территорий. (Что органично перекликалось с её метафизической задачей: построением Третьего Рима — духовного наследника могучих христианских империй). От причерноморского Дикого Поля и Двинско-Печорской тайги в Средневековье, до неоглядных просторов Сибири и Дальнего Востока в Новое и Новейшее время. А демографическо-семейная (в том числе) политика из века в век была направлена на решение данной проблемы. И оно, это решение, успешно продвигалось: многолюдное русское село (каждые полвека удваивавшее свою численность) рождало нескончаемые волны переселенцев, превосходящие не только по культурно-техническому уровню, но и по своему числу все окрестные племена.

Сегодня же российский народ столкнулся с ситуацией, когда соседние государства имеют жизненных сил и мотиваций для их умножения многократно больше, чем мы. То бишь волны переселенцев текут не от нас, а к нам!!! И наше дальнейшее бездействие в этой сфере повлечёт исчезновение самого понятия «Россия» в самом ближайшем будущем.

Господствующая на нынешний день в сознании людей и в правовой системе нашей страны мамоническая патриархально-потребительская модель — уродливый рецидив «России, которую мы потеряли в 1917 году» с сильнейшей прививкой (я бы назвал её инфекцией) западных влияний образца 1980-90-х годов, себя исчерпала и ведёт дело к печальному концу. Безусловное преобладание финансово-материальной стороны жизни надо всеми иными, насаждаемое ежеминутно тысячами голосов, примеров, рекламных сюжетов, самим духом капитализма, вытравляет в людях всё человеческое. Превращает жизнь, как и более века назад — в куплю-продажу, а всё сущее в мире — в товар.

Сделавшись рабом гонки дохода и потребления, опутанный паутиной кредитов, вкладов, налогов, платежей, договоров, кадастровых и реестровых справок, дурацких «выписок» и «свидетельств о праве собственности» (накладывающих лишь кучу обязанностей), русский человек элементарно перестаёт размножаться. Это — доказанный научный факт. Соотечественников охватывает ужас от необходимости отказывать себе в престижных турах и модных гаджетах из-за гипотетических детей. «Жертвовать» удовольствиями, карьерой и призрачной «свободой» ради воспитания-обучения-лечения и остального, связанного с подрастающей сменой… И — главное — ДЕЛИТЬ нажитое имущество на нескольких наследников. Когда один, которому достаются все квартиры-машины-дачи и прочие великие и малые капиталы дедок-бабок-родителей — ещё куда ни шло, а больше — сплошной нотариальный кошмар. А с другой стороны — у доброй трети населения банально нет (и не предвидится!!!) денег чтобы элементарно прокормить-одеть-собрать в школу нескольких ребятишек и обеспечить их мать, находящуюся в декретном отпуске... А если нет возможности завести-вырастить детей — какой смысл вступать в брак? Купидон проиграл окончательно?

***

(Окончание следует)

Игорь Калашников, 2019 г.

1.0x