Военные аспекты трагической гибели российского самолёта электронной разведки Ил-20 за последнюю неделю уже стали достаточно ясны и понятны. Несмотря на принципиально различные подходы и диаметрально противоположные эмоциональные оценки, используемые Россией и Израилем для описания катастрофы, картина произошедшего для обеих сторон стала более-менее одинаковой: израильские F-16 действительно стали причиной гибели российского самолёта. Хотя, безусловно, Израиль категорически отрицает вину и злой умысел в действиях своих пилотов и их командиров. И считает произошедшее не более чем "трагической случайностью".
Тем не менее при анализе второго (политического) аспекта этого враждебного жеста, возникает совсем иная трактовка события. Начнём с простого факта: к 1990—2000-м годам Россия практически ушла из региона Большого Ближнего Востока, уступив сферу советского геополитического влияния США и их союзникам. Начался этот процесс ещё при СССР, когда Михаил Горбачёв решил поддержать американский план усмирения Ирака после его агрессии против Кувейта. Ну а дальше пошло по накатанной вплоть до оккупации Афганистана, второго вторжения в Ирак, "арабской весны" и разгрома дружественной России Ливии.
Точно такой же процесс стартовал и в Сирии, когда, казалось, планы США по глобальной перекройке границ региона вступили в завершающую стадию. Однако неожиданно сирийская "революция", или точнее искусственный мятеж, были развёрнуты вспять — и сегодня правительство Башара Асада уверенно идёт к воссозданию пусть и обновлённой, но независимой и, скорее всего, единой Сирии.
Побочным, но очень важным фактором сирийской войны стали резко улучшившиеся взаимоотношения России, Турции и Ирана. Именно российско-турецко-иранская "тройка" в итоге смогла нащупать единственно возможный путь к урегулированию, который может принести окончательный мир на многострадальную сирийскую землю. А такой итог войны — это уже катастрофа для Израиля и США, которые ещё в 2013 году явно поддерживали монстра, выросшего в "Исламское государство" (ИГ - террористическая организация, запрещённая в РФ), в надежде с его помощью ослабить и расчленить Сирию.
Путь, который выбрал Израиль, обеспечивая ИГ любой и всяческой поддержкой, был собственным выбором израильского государства — ведь до сих пор Израиль так и не нашёл в себе даже мужества для решения своей "сирийской проблемы", предпочтя аннексию сирийских Голанских высот и до сих пор пребывая в состоянии войны с Сирией. Этот "путь войны" с фатальной неизбежностью превратил ещё в 1990-е годы дружественную Израилю Турцию в его явного геополитического противника.
Однако турецкая ситуация гораздо шире испорченных турецко-израильских отношений. Столь же ожидаемо не нашла в Турции понимания и авантюра США с курдами. Попытка США играться в "курдскую независимость" в Сирии и Ираке бумерангом бьёт по жизненным интересам Турции — в конце 2015 года турецкой армии пришлось с боем отбивать город Диярбакыр, столицу одноимённой турецкой провинции, от отрядов курдских боевиков. Поэтому, в общем-то, неудивителен и закономерный итог американской авантюры: Турция, один из старейших членов блока НАТО, сегодня явно враждебна политике США в регионе, а американо-турецкие отношения катятся под откос.
Отсюда становится ясен и смысл провокации с российским Ил-20. Для Израиля и США критически важным является глобальное обрушение российско-турецко-иранского союза, сложившегося в Сирии. "Русских надо заставить умыться кровью", после чего можно начинать пропаганду того, что Россия, мол, сражается в Сирии за чужие интересы. Израиль в такой схеме выступает непосредственным исполнителем, а выгодополучателями становятся и израильтяне, и американцы.
Впрочем, уже через неделю после катастрофы становится ясно — провокация не удалась. Мишенью гнева и возмущения стали отнюдь не сирийские зенитчики и не Турция или Иран. Негодование обрушилось на само израильское государство, которое всё это время трусливо обстреливает и бомбит Сирию, стараясь бить либо со своей территории, либо из воздушного пространства Ливана. Которое поддерживает террористов и всячески мешает установлению прочного мира в Сирии. Которое, в конце концов, косвенно отвечает за многочисленные страдания и поломанные судьбы простых сирийских людей. И которое фактически убило пятнадцать российских военнослужащих в самолёте Ил-20 17 сентября 2018 года.
Так что российско-израильские отношения будут ухудшаться. Но не Москва тому виной, а столица Израиля, где бы та ни находилась — в Тель-Авиве или в Иерусалиме.