Сообщество «Форум» 00:00 13 августа 2015

Белый кот на воеводстве

Средний выпускник школы идёт изучать что-нибудь гуманитарное, самое ходовое — экономику и юриспруденцию. Девчонки двигают учиться на HR и PR-менеджеров, если уж не прямо на телеведущих. Разумеется, по своим гламурным специальностям они чаще всего не работают, поскольку никому не нужны, а засаживаются в офис, где вместе трудятся экономисты, философы, юристы, филологи, культурологи — кто там ещё бывает? Чем наглядно демонстрируют: для этой работы вообще никакого образования не надо. Кому меньше повезёт — тот торгует на рынке, шоферит, работает всякую незатейливую работу. Работают плохо, неумело, кое-как научившись по ходу дела. В итоге: все с дипломами, а умелого электрика и знающего водопроводчика не сыщешь. Оттого и рушится техносфера.

Из огня да в полымя: леса горят, военные склады взрываются, теперь ещё и корабль на Байкале вспыхнул. Притом, говорят, судно недавно прошло ремонт и надлежащий техосмотр. Аварийность идёт по нарастающей. Кто-то мудрый сказал: у каждой аварии есть фамилия, имя, отчество.

У каждой нынешней российской аварии помимо личной фамилии есть ещё и родовое имя. И имя это — деиндустриализация.

Пора наконец уяснить: индустрия — это в первую очередь квалификация народа, его умелость, распространённость в нём технических навыков, наличие достаточно большой, умелой и уважаемой инженерной корпорации.

Средний выпускник школы идёт изучать что-нибудь гуманитарное, самое ходовое — экономику и юриспруденцию. Девчонки двигают учиться на HR и PR-менеджеров, если уж не прямо на телеведущих. Особенно забавно то, что массовое обучение на экономистов началось аккурат тогда, когда от имени науки объявили: экономикой руководить не нужно и вредно. Разумеется, по своим гламурным специальностям они чаще всего не работают, поскольку никому не нужны, а засаживаются в офис, где вместе трудятся экономисты, философы, юристы, филологи, культурологи — кто там ещё бывает? Чем наглядно демонстрируют: для этой работы вообще никакого образования не надо. Кому меньше повезёт — тот торгует на рынке, шоферит, работает всякую незатейливую работу. Работают плохо, неумело, кое-как научившись по ходу дела. В итоге: все с дипломами, а умелого электрика и знающего водопроводчика не сыщешь. Оттого и рушится техносфера.

Делать нечего — надо восстанавливать. Что? В первую очередь — кадры. Всю триаду: инженер-техник-квалифицированный рабочий. Это — трудно, но насущно и неизбежно. Заведения среднего специального образования надо создавать при реальном производстве — как, собственно, всегда и было. По-видимому, было бы правильно открывать техникумы и при технических вузах.

Важно уяснить, кто такой техник. Это вовсе не болван, который не сподобился поступить в институт — это специалист практической направленности. Инженер, по замыслу, должен создавать что-то новое, а техник — решать практические производственные задачи. Я бывала на множестве итальянских фабрик — и не худшего разбора; так вот там практическими делами занимаются техники, а инженеров очень мало. Вообще, мне представляется, что для подавляющего большинства производимых в обществе работ требуются специалисты со средним специальным образованием. Но именно обученные специалисты, а не люди с дипломами.

Да, собственно, большая часть населения по своим умственным дарованиям к подлинно высшему образованию не способна. Когда высшее образование стало сначала очень распространённым, а потом и массовым — неизбежно понизилось его качество. Оно стало адаптироваться под массового школяра. Когда сегодня люди с дивной лёгкостью получают по два-три высших образования, это чаще всего значит, что подлинного образования у них нет ни одного.

Кто такой квалифицированный рабочий — тоже понятно. Если не восстановим эту профессиональную корпорацию — из отсталости не вылезем.

Но восстановить или открыть заново учебные заведения — это необходимо, но не достаточно. Надо в первую очередь недрогнувшей рукой закрыть все эти гуманитарные богадельни. Надо понимать, что пока есть такая лафа — народ массово в техникумы и ПТУ не повалит. Давайте смотреть правде в глаза: если имеется возможность жить не напрягаясь — люди ею воспользуются. Учиться в гуманитарных заведениях (любых) несравненно легче и проще, чем в технических, так что при свободной конкуренции за абитуриентов — технические заведения в заведомом проигрыше. Так вот и надо гуманитарные заведения ликвидировать, оставив минимум миниморум.

В техникумы надо принимать после 9-го (лучше бы 8-го) класса. Люди смогут начать работать в 20, а не в 23 года. Сейчас это лишнее давление на рынок труда, но если начнём развиваться — дополнительные рабочие руки.

Хорошо бы вообще отменить старшие классы и всех обучать в средних специальных заведениях, а уже потом — с вузах. Вузов должно быть мало, они должны быть государственными и бесплатными, но настолько трудными, чтобы туда никто не шёл просто отсидеться. А социальной нормой должно стать среднее специальное техническое образование.

Такое положение может быть достигнуто лет за пять. Шаги к этому ясны: закрыть гуманитарные заведения, открыть ПТУ и техникумы при предприятиях, при технических вузах. Всячески пропагандировать техническое образование. Когда ПТУ и техникумов будет достаточно — отменить старшие классы. Сегодня они пытаются дать какую-то специализацию, но у них нет для этого реальных возможностей. Последние два класса — это суетливая подготовка к ЕГЭ и возня с репетиторами.

Позволить себе преобладание гуманитарного образования может только народ, на которого работают другие народы. Мы к таким не принадлежим. Значит, надо самим создавать и поддерживать свою техносферу, давно ставшую второй природой.

Техническое образование должны получать процентов 75 выпускников. Если этого не будет — худо нам придётся.

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

1.0x