Авторский блог Илья Титов 00:17 4 апреля 2024

Бег крыс

западная демократия — способ без особой перемены действующих лиц смыть с себя нежелательное прошлое

Год 2024-й начинался в глобальной политической прессе с анонсов чего-то важного и большого. То тут, то там трубили про предстоящий сезон выборов по всему миру. Интерес к плебисцитам, референдумам и прочим голосованиям поддерживается постоянными рассказами про "последнюю битву Добра и Зла" — так рекламировали январские выборы на Тайване и так же на неделе Джо Байден описал грядущие ноябрьские выборы в США. Для нас же эти разборки интересны разве что в контексте придаваемой ими обоснованности права на власть и решений, которые эта обоснованность оправдает или же не оправдает.

Начать следует с выборов, которые так и не состоялись. Согласно украинской Конституции в тот год, когда истекают полномочия президента, нужно выбирать нового в последнее воскресенье марта. Отсутствие 31 марта всенародного голосования объяснялось военным положением. И вроде бы это не новость: о том, что в "оплоте демократии, противостоящем ордам тоталитарной тирании", отменили выражение воли граждан, стало известно ещё осенью. Поднявшаяся тогда волна возмущения западных спонсоров страны "У" выражалась не только в призывах провести выборы и даже дать под это дело денег — Киев, отказавшись от такого варианта, создал удивительный прецедент — но и в спешной раскрутке варианта "Б". Тем вариантом стал командовавший тогда ВСУ Валерий Залужный, сначала давший интервью The Economist, потом много раз упоминавшийся западными СМИ в качестве самого популярного публичного лица в стране, а потом и вовсе вступивший в открытый конфликт с президентом.

Всё изменилось в феврале, когда на падение Авдеевской крепости и быстрое продвижение российских войск Запад отреагировал апатией и смятением. Выхода из законодательного тупика, в котором увяз главный спонсор и инициатор украинского проекта, не было видно и не видно до сих пор, да и не пытается никто найти этот самый выход — парламентский клинч видится очень удобным поводом отстраниться от участия в слишком дорогостоящей разборке. Европейские деньги аппетиты Киева не покрывают, да и с ними всё не так просто — об этом чуть дальше. Вот и получается, что украинская безнадёга дошла до всех и вынуждает руководителей проекта эвакуировать ценные активы — речь не только о самолётах, полетевших в сторону Румынии после ударов России по санаторию под Одессой и по командному пункту под Часовым Яром, речь ещё и об упомянутом Валерии Залужном. Все, кто остался, — живые мертвецы, оркестр на Титанике и совсем уж неправдоподобная имитация государства.

На протяжении 2023 года мы видели, как плавно и едва заметно образ президента Зеленского претерпевает метаморфозу: из бодрого и стильного киногероя, героически преодолевающего трудности и не теряющего расположения духа, он сначала превратился в вымотанного мужчину с мешками под глазами, потом стал покинутым всеми одиноким коротышкой на саммите НАТО тем летом, а потом, после зимнего визита в США и многочисленных выступлений на международных форумах и в зарубежных поездках, и вовсе был открыто описан как попрошайка и коррупционер. Сейчас этот образ входит в свою финальную стадию: ближайшее время покажет, насколько широко разойдётся прямое обвинение российской стороной Украины в подготовке событий в "Крокус Сити Холле". Несмотря на тщательные заверения Белого дома, что Украина совершенно точно не имеет отношения к атаке, о вере в обратное говорят шевеления в рядах спецслужб Франции и США (их заявления об опасности террористических атак были сделаны именно в контексте обсуждений украинского следа в деле "Крокуса" и касались предстоящей Олимпиады), а также прямое обвинение "иностранной разведки" со стороны функционера турецкой правящей партии и прыгуна по министерским постам Омара Челика. В этот же контекст ложится и увольнение Алексея Данилова с должности секретаря Совета национальной безопасности и обороны. Чисто украинский язык без костей заранее анонсировал теракты в Москве, фактически взяв на себя ответственность за них, а теперь исполнил мечту миллионов украинских мужчин и покинул страну, став послом в далёкой Молдавии.

Вместе с ним с украинского корабля эвакуировался другой ценный кадр. Сергей Шефир был первым помощником президента Украины, его ближайшим соратником ещё со времён работы в основанном им "Квартале 95" и одним из главных связующих звеньев с административным аппаратом — 30 марта он, уехавший из страны незадолго до того, был уволен. Также были уволены два советника президента и два заместителя руководителя его офиса. На фоне этого разговоры Лаврова и Небензи о том, что 20 мая — а именно тогда истекает установленный Конституцией пятилетний срок полномочий президента — Зеленский потеряет свою легитимность, стоит рассматривать не как очередное поднятие риторических ставок, но как предупреждение человеку, от которого убегает ближайшее окружение: беги сам, пока не поздно! В Майами ли, в Бирмингем или в Ростов — уничтожителю перспектив украинской нации будут рады везде.

Именно в отсутствии перспектив послевоенного существования кроется причина столь отчаянного хватания умирающего государства за войну. Чем бы она ни кончилась, по её окончании придётся выплачивать огромные долги, восстанавливать уничтоженную экономику, а также со всей строгостью доказывать и мировому сообществу, и собственным гражданам своё право на существование во главе государства. И в этом Украина схожа с другим, чуть более любимым питомцем Вашингтона. 31 марта в Иерусалиме, который израильтяне начали считать своей столицей после того, как туда перенёс американское посольство Трамп, возле здания Кнессета собралась толпа в сто тысяч человек. Они требовали нового раунда любимого Израилем до 2023 года вида спорта — выборов. На необходимость проведения досрочных выборов намекал много раз Вашингтон, но для Нетаньяху, которого вашингтонский президент называл "чёртовым ублюдком", любые выборы недопустимы. Последний раз Кнессет выбирали в 2022 году, следующие выборы должны пройти только в 2026-м, и неизбежное поражение Биби гарантирует для него билет в тюрьму — а с учётом его возраста и того, сколько всего ему инкриминируют уже сейчас, это билет в один конец. Именно поэтому гражданин премьер имитирует бурную деятельность с финальным этапом по депопуляции Газы.

На юге многострадального сектора, в страшном городе Рафах собралась огромная толпа людей. Они болеют, мёрзнут, умирают от голода, израильских бомбёжек, и даже издевательски не раскрывающие парашюты сбросы американской гуманитарной помощи убивают толпы людей внизу. На этих же людей 72-летний республиканец Тим Уолберг предложил сбросить ядерную бомбу, которой у Израиля, как известно, нет, но применить которую он готов: нечего, дескать, на них тратиться, давайте, бомбите и завязывайте — то же самое, кстати, он предложил и в отношении Украины. Они же являются предметом торга Израиля с Египтом: изгнание палестинцев через южную границу было бы предпочтительным вариантом для еврейского государства, но Каир, и без того переполненный беженцами из Ливии, Сирии и Судана, опасается социальной нестабильности, которую принесёт на своих плечах хлынувший из Газы людской поток. Поэтому пока почти полтора миллиона человек находятся на границе с Египтом, тот только и может, что сочувственно вывешивать флажки в солидарность с ними, а Нетаньяху прямо обосновывает своё нежелание уходить в отставку и проводить досрочные выборы запланированной им операцией на юге Газы.

Проблема в том, что операция на юге повлечёт за собой не просто огромные жертвы гражданского населения, а тотальную резню. Эта резня не пройдёт даром и для Израиля — нет, речь не об осуждении со стороны мирового сообщества, отстранении от Евровидения и отключении Netflix, а о больших жертвах в рядах ЦАХАЛ. Даже операции на севере анклава привели к потерям, превысившим ожидаемые, а уж боевые действия на заполненном людьми юге и вовсе превратятся в хаос. Вместе с этим экономика еврейского государства дышит на… на что они там дышат. 31 марта вышел доклад Амира Ярона, руководителя Банка Израиля. В своём обращении к финансовому комитету Кнессета он обрисовал катастрофу на множестве уровней экономики и вписал всё, что последовало за событиями 7 октября и за мобилизацией сотен тысяч резервистов, в контекст и без того кризисного 2023 года. Этот одинокий вопль — отчаянная попытка убедить парламент воздержаться от трат на войну. Впрочем, парламент в его нынешнем составе оказался таким же заложником войны до победного, как сам Нетаньяху, — только боевые действия обеспечивают ему легитимность.

Говоря про выборы в условиях военных действий, следует вспомнить про намеченные на июнь выборы в Европарламент. Нет, Европа не ведёт войны, как бы в том себя и друг друга ни пытались убедить надувающие щёки восточноевропейские кабанчики, хмурящие брови прибалтийские чихуахуа и очень одинокий французский петух. О мотивах президента Пятой республики, Макрона, всячески строящего из себя президента военного времени, говорилось в связи с его агрессивными заявлениями очень много. Кто-то видел в этом реальные намерения, кто-то слышал лишь пустой трёп, а некоторые чуяли пиар-подготовку к упомянутым выше выборам в Европарламент. И намерение Макрона уцепиться за брюссельские места следует рассматривать в контексте грядущего общеевропейского поражения центристов.

О набирающих популярность внесистемных правых рассказывалось в прошлом номере в материале про покоряющих молодёжь в TikTok оппозиционерах, а также в тексте про нового премьера Франции Габриэля Атталя, чьим злым двойником стал Жордан Барделла, двадцативосьмилетний муж племянницы известной многим в России Марин Ле Пен. Этот самый Барделла, ныне возглавляющий ранее предводимую Марин партию "Национальное объединение", делает на выборы в Европарламент большую ставку и, если верить опросам, опережает партию президента "Возрождение" чуть ли не в два раза. Рассказывается всё это здесь не ради восторгов по поводу европейского правого поворота базовых консерваторов и белых людей, а для понимания общеевропейского контекста: популярность ещё недавно маргинальных внесистемных правых бьёт рекорды не только во Франции, так что экстраполяция этих рейтингов на итоговую картину июньских выборов приведёт к занятному результату.

Выше описывался механизм американского ухода от ответственности с помощью парламентских процедур — мы бы, мол, с радостью согласовали ещё миллион триллионов траншей на благородное дело бомбардировки алчевских больниц, но Иван Республиканович поссорился с Иваном Демократовичем, а вскоре в Вашингтоне того гляди и вовсе сядет новый Конгресс и новая администрация, свободная от ошибок и промахов прошлой.

Западная демократия — способ без особой перемены действующих лиц смыть с себя нежелательное прошлое, и с помощью "правого поворота" на выборах в брюссельскую синекуру Евросоюз попытается провернуть точно такой же трюк, какой вот уже полгода успешно разыгрывают у себя в Капитолии американцы. Получится у него это или нет, покажет лишь результат июньских выборов, а также успешность американских попыток переложить ответственность за Украину на европейские плечи — тех самых попыток, от которых пытаются укрыться под горностаевой мантией демократических процедур. Но призрак выборов реален, пока в него верят.

1.0x