Сообщество «Экономика» 17:29 20 июня 2017

Банковское шуршание в пустых кошельках

российская банковская система напоминает ростовщиков XIX века, которые оказались почему-то в XXI веке

Банк России допускает паузы в смягчении денежно-кредитной политики на предстоящих заседаниях совета директоров до конца этого года, если увидит реализацию среднесрочных рисков, но вероятность такого сценария не увеличилась, сказала журналистам глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.

Что означает этот "птичий язык" главы Банка России в переводе с банковского на русский? И к чему готовиться простым людям в тех самых "паузах" между снижениями учётной ставки, вероятность которых, согласно заявлениям Эльвиры Сахипзадовны "осталась такой же", учитывая некие абстрактные "среднесрочные риски"?

Скажем сразу: табуретку из-под виселицы, на которой уже подвешен весь малый и средний бизнес страны, да и вся российская экономика, пока что не убирают. Ибо негуманно. А вот ножки ей подпиливать будут и дальше, хотя и с паузами, чтобы приговорённый всё-таки смог выработать некую гибкость в шейных позвонках и в мизинцах, на которых он и пытается удержаться, балансируя между прямым банкротством и непомерными банковскими процентами.

На последнем заседании ЦБ снизил учётную ставку до 9% годовых и повысил прогноз по росту ВВП до 1,3-1,8%, назвав покупку долларов в этом году "маловероятной". С одной стороны — вроде бы сплошные положительные новости, только вот их детальный анализ, да и опора на широкоизвестные, только неафишируемые факты говорят нам совсем об ином.

Начнём с последнего, с долларов. Вот уже второй год, начиная с июня 2015 года, долларовые накопления Центробанка России только растут, увеличившись с 72 до 105 млрд. долл. США. По сути дела, из-за политики Центробанка, этим деньгам нет места в экономике России. Соление "зелёных" в американской казначейской бочке показывает грустное состояние инвестиционной активности в самой России — деньги, полученные от экспорта, никак не работают на создание новых производств и технологий в стране, а по-прежнему финансируют, мягко сказать, недружественное России иностранное государство. Впрочем, тут Центробанк может легко сказать — мол, не наше это банкирское дело, развивать промышленность и инфраструктуру в стране, вот вы у правительства и спрашивайте, почему оно деньги из нашей кубышки не берёт.

А вот ключевая ставка — это уже чисто банковский вопрос. Тут на Медведева или Путина госпоже Набиуллиной пенять нечего. Тем более, что ставку Центробанк и в самом деле снизил, аж на целых 0,25%! И, опять-таки, вроде как с начала 2015 года ключевая ставка в России всё время снижалась, уменьшившись с 17% в январе 2015 года до нынешних 9%. Только вот оказывается, что по этому параметру российская банковская система почему-то до сих пор напоминает ростовщиков XIX века, которые оказались почему-то в нашем, XXI веке. Всё дело в том, что, как пример, ставка ФРС США составляет нынче 1% (а до этого девять лет держалась на уровне в 0,25%!), а учётная ставка Центробанка Евросоюза сегодня вообще составляет 0%! О парадоксальных японцах же Центробанку России и вовсе вспоминать нечего — их главный банковский регулятор и вовсе ввёл фактический "штраф на кубышку", назначив… плату за депозиты коммерческих банков, которые они хотели размещать на его счетах, и установив в январе 2016 года учётную ставку в -0,1% годовых.

В этом и состоит современный ответ банковских регуляторов на проблемы в экономике — они не борются с мифической инфляцией, которая в России, да и везде в мире уже давно имеет совсем не монетарные причины — а всячески стимулируют собственные экономики и потребительский спрос своего населения. А Центральный банк России почему-то считает, что население, с трудом выплачивая неподъёмную ипотеку и потребительские кредиты, ещё и сможет каким-то заначенным рублём профинансировать заодно бурный рост национальной экономики. Ведь у Центробанка есть задачи поважнее — ему надо американское казначейство не обидеть. И озвученные той же Набиуллиной цифры ежегодного "бегства капиталов" из России — целых 18 миллиардов долларов! — поданы ею как некое стихийное явление, наподобие капризов погоды, повлиять на которые у нашего главного финансового регулятора нет никакой возможности: хорошо, хоть не по 80 и не по 56 миллиардов, как было в предшествующие годы. Мол, наша горница с Богом не спорится: на дворе тепло — и у нас тепло, на дворе стужа — и у нас не хуже. Впрочем, и точность прогнозов Центробанка давно уже сопоставима и даже уступает точности прогнозов Росгидромета, не говоря уж о презентабельности кадров этих двух ведомств.

В России же потребительский спрос уже давно зажат ниже всякого плинтуса. Помните "кризисный" 2015 год? Так вот тогда средний чек российской семьи в супермаркете был 587 рублей. Эта категория ведь всем понятна, не то что абстрактная "ключевая ставка". А вот в мае 2017 года, на фоне "обузданной инфляции", средний чек россиянина упал до 512 рублей. Только вот это никакая не победа над инфляцией (достаточно посмотреть на цены в магазинах, которые и формируют наш потребительский спрос), а банальное сжимание и без того исхудавшей потребительской корзинки.

Вот этим-то и будут мерять простые граждане России успешность действий своего Центробанка. Один подход — это когда главный банк страны работает лишь на экспортную отрасль, позволяя ей максимально вывозить сырьё и капиталы из страны. И совсем другой подход — это когда Центробанк стимулирует собственную экономику, собственного потребителя, который в этом случае испытывает не ощущение пустоты в кармане, а обоснованную гордость за свою страну, свою нацию, свою валюту.

А пока что любой россиянин лишь может поднести к уху свой пустой кошелёк и послушать тихий шум, исходящий из него. Там шуршит Центробанк. Шуршит с паузами, конечно же, учитывая среднесрочные риски...

1.0x