На прошлой неделе в «Завтра» был опубликован текст с описанием кризиса британского фунта стерлингов и развилки между двумя одинаково плохими вариантам, стоящими перед американским Федеральным резервом. В том тексте упоминались проблемы валютных интервенций на японском рынке и то, чем это грозит экономике всего азиатского региона. Где тонко, там и рвётся – в силу большого количества прохудившихся мест порваться может где угодно. Ещё недавно казалось, что первыми кандидатами на выход являются японцы и англичане, но минувшая неделя подарила новости, обратившие внимание на Европу.
Индикаторами состояния европейского благополучия уже давно являются германский Deutsche Bank и швейцарский Credit Suisse. На прошлой неделе крупная европейская пресса принялась пристально рассматривать кризис, внезапно объявившийся в этих двух банках. Тем не менее трудно говорить об этом бедствии как о новом явлении – оно назревало давно.
В конце марта — начале апреля именно Deutsche Bank первым из всех крупных финансовых организаций стран Запада предсказал грядущую рецессию. Сейчас DB и сам ощутил на себе последствия этой рецессии – акции банка резко упали на фоне новостей об уничтожении «Северных потоков». При этом драма последней недели стала итогом долгого спада, который отразился и на рядовых клиентах. Политика дешёвых кредитов, последние полтора десятилетия вышедшая за рамки приличия, привела к накоплению клиентами слишком большого объёма долгов и невозможности рефинансирования этих долгов по низким процентным ставкам.
Вслед за Deutsche Bank вниз полетел и Credit Suisse – 30 сентября в прессе даже появилось обращение для внутреннего распространения между сотрудниками банка, где глава организации, Ульрих Кёрнер, назвал происходящее «критическим моментом» и призвал готовиться к потрясениям, отметив, однако, сильные капитальные позиции банка – иронично, что последнее делалось почти в тех же выражениях, что заверения Яна Ловитта, финансового директора Lehman Brothers в 2008-м. Стоимость акций швейцарцев упала до значений кризисного 2008 года, зато цена пятилетних кредитно-дефолтных свопов (CDS, страховка от кредитного риска) выросла почти в 6 раз по сравнению с показателями начала года. За то же время капитализация банка обрушилась почти на 60%, при этом Bloomberg оценивает вероятность дефолта банка в следующие пять лет в 23%.
Разумеется, размышления о банкротстве учитывают тот факт, что власти Швейцарии сделают всё, чтобы не допустить уничтожения второго по значимости банка страны. Такие системообразующие организации называют «слишком большими, чтобы рухнуть». То же касается и Deutsche Bank – Берлин выделит деньги если и не на выправление ситуации, то хотя бы на поддержание жизнеспособности флагмана европейской банковской системы. Впрочем, это будет означать запуск печати новых денег – в этой тенденции Европа последует за Британией и Штатами, что в перспективе будет означать закрепление двузначной инфляции как новой нормы европейской жизни.